Найти в Дзене
Игровая потенция

Топ занимательных фактов о Silent Hill 2, о которых Вы не догадывались. Часть 2

Как Вы уже догадались из названия статьи, это вторая часть цикла о самых любопытных фактах Silent Hill 2 — той культовой игры, которая увидела свет на ставшего далёким предке современных игровых консолей - PlayStation 2. В первой части мы углубились в загадки её разработки, необычные маркетинговые ходы и те барьеры цензуры, которые игра преодолевала на пути к своим преданным поклонникам. А теперь настало время нажать «Start», окунуться в неясный туман мистического мира "Тихого холма 2" и попытаться разглядеть, что разработчики скрыли от нас в его непроницаемой дымке страха… При запуске Silent Hill 2 разработчики забыли предупредить о том, что в игре ждут сцены жестокости и насилия. И не просто насилия — в игре есть достаточно шокирующие откровенные сцены, что для своего времени было весьма смелым шагом (а сегодня о таком индустрия может только мечтать). Это выглядит особенно странно, ведь в первой части, при запуске, предупреждения были на месте, как и во всех последующих. А вот во вто
Оглавление

Вступление:

Как Вы уже догадались из названия статьи, это вторая часть цикла о самых любопытных фактах Silent Hill 2 — той культовой игры, которая увидела свет на ставшего далёким предке современных игровых консолей - PlayStation 2. В первой части мы углубились в загадки её разработки, необычные маркетинговые ходы и те барьеры цензуры, которые игра преодолевала на пути к своим преданным поклонникам. А теперь настало время нажать «Start», окунуться в неясный туман мистического мира "Тихого холма 2" и попытаться разглядеть, что разработчики скрыли от нас в его непроницаемой дымке страха…

Основное меню:

При запуске Silent Hill 2 разработчики забыли предупредить о том, что в игре ждут сцены жестокости и насилия. И не просто насилия — в игре есть достаточно шокирующие откровенные сцены, что для своего времени было весьма смелым шагом (а сегодня о таком индустрия может только мечтать). Это выглядит особенно странно, ведь в первой части, при запуске, предупреждения были на месте, как и во всех последующих. А вот во второй, где контент явно более изощрённый, никаких намёков:

Предупреждение при запуске Silent Hill 1. Неизгладимый след на детской психике. Эксклюзивно для PlayStation One…
Предупреждение при запуске Silent Hill 1. Неизгладимый след на детской психике. Эксклюзивно для PlayStation One…
Предупреждение при запуске Silent Hill 3. Эта игра содержит крепкие выражения на русском языке
Предупреждение при запуске Silent Hill 3. Эта игра содержит крепкие выражения на русском языке
Предупреждение при запуске Silent Hill 4. Это последняя игра, созданная командой Team Silent
Предупреждение при запуске Silent Hill 4. Это последняя игра, созданная командой Team Silent

Может, это была осознанная провокация, своеобразный бунт против цензуры? Или, возможно, разработчики хотели, чтобы эффект шока был неожиданным и максимальным, ударяя по эмоциям с первой минуты игры? Сложно поверить, что такая важная деталь, как предупреждение о жетокости внутри игры на стартовом экране, просто затерялась в момент финальной сборки проекта или была позабыта.

Ну раз уж мы вспомнили первую часть игры и всю франшизу в целом, самое время надеть шапочку из фольги и удивиться странным совпадениям, которые начали происходить после того, как мир узнал об этом загадочном городе и его зловещем влиянии. Кажется, что чем больше мы узнаём о Silent Hill, тем больше реальность вокруг начинает напоминать его мрачную атмосферу, полную тайных символов:

В оригинальной версии Silent Hill 1 монстры, которых встречает Гарри Мэйсон во время поисков своей дочери в «Начальной школе Мидвича», изначально были задуманы как... дети с ножами! Конечно, американская цензура не могла пропустить такую идею. Только представьте: мужчина средних лет, вооружённый огнестрельным оружием, штурмует американскую школу и сражается с агрессивными детьми, у которых вместо учебников и ланч-боксов — ножи. Это невероятно жуткое и тревожное зрелище, и даже для игры такой темный сценарий был слишком, что и подтверждает наличие предупреждения при запуске.

Мужчина средних лет воспитывает трудных подростков… то есть монстров… то есть…
Мужчина средних лет воспитывает трудных подростков… то есть монстров… то есть…

В итоге разработчикам пришлось пересмотреть дизайн этих существ, сделав их более абстрактными и устрашающими, но всё же сохранив их детские размеры и повадки. Однако, даже несмотря на это, присутствие детей в игре всё равно ощущается. В школе можно встретить тени детей — едва видимые силуэты, которые появляются, спотыкаются и исчезают при виде Гарри:

Те самые безобидные тени детей
Те самые безобидные тени детей

А теперь давайте перевернём календарь. И нет, не на знаменитое «третье сентября», а чтобы оказаться в день выхода первого Silent Hill в США — это 24 февраля 1999 года. А значит, что всего через два месяца после её выхода, 20 апреля 1999 года, мир потрясаёт один из самых страшных инцидентов в истории Америки — трагедия в Колумбайне, что случилась в городке Литтлтон, штате Колорадо, где двое учеников устроили стрельбу, в результате которой погибло 13 человек, а ещё более 20 были ранены.

Интересно, что в самой игре тема школьного насилия тоже затронута: Алесса, антагонист первой части, подвергалась буллингу со стороны своих одноклассников, в школе Мидвича. Этот кошмарный опыт стал причиной её мести, - она заставила своих мучителей страдать в образе тех самых монстров, с которыми и встречается Гарри Мэйсон:

-7
Алессу жестоко унижают одноклассники, не подозревая, что скоро она им отомстит (согласно сюжету фильма "Сайлент Хилл", вышедшем в 2006). Роль Алессы великолепно исполнила актриса Жодель Ферланд.

К сожалению, трагедии в школах продолжаются и по сей день. Истории таких инцидентов словно эхо перекликаются с сюжетом игры. Как и поступок Джеймса из второй части игры. Они напоминают о том, что кошмары иногда не ограничиваются виртуальной реальностью, а становятся частью нашего мира.

Если Вы откроете меню опций в Silent Hill 2 и, находясь там, нажмёте R1 или L1, то попадёте в «Экстра меню». В нём можно изменить цвет крови, настроить параметры ходьбы и бега, автоматического приближения и удаления карты, и другие мелочи. Это скрытое меню стало настоящей традицией в серии, появляясь вплоть до 4-й части, открываемое на консолях всегда одним и тем же способом:

«Экстра меню» в Silent Hill 1 в комплекте с сосредоточенным Гарри Мэйсоном, отчаянно ищущим свою дочь Шерил
«Экстра меню» в Silent Hill 1 в комплекте с сосредоточенным Гарри Мэйсоном, отчаянно ищущим свою дочь Шерил
«Экстра меню» в Silent Hill 2 и в нём, кажется, кто-то пропал... Или, возможно, никого и не должно было быть вовсе?
«Экстра меню» в Silent Hill 2 и в нём, кажется, кто-то пропал... Или, возможно, никого и не должно было быть вовсе?
«Экстра меню» в Silent Hill 3: стильно, модно, молодёжно
«Экстра меню» в Silent Hill 3: стильно, модно, молодёжно
«Экстра меню» в Silent Hill 4, которое по неизвестным причинам сменило название на «Опция 2», так что замки на двери явно не просто так появились...
«Экстра меню» в Silent Hill 4, которое по неизвестным причинам сменило название на «Опция 2», так что замки на двери явно не просто так появились...

Забавно, что, на самом деле, это не просто скрытое меню, а так называемое «меню разработчика». Основная идея его создания связана с нашей любимой и не раз упоминаемой в прошлой статье цензурой. И речь идёт о цвете крови. В азиатских странах, особенно в Японии, уровень жестокой цензуры в играх весьма высок, — кровь либо полностью убирается, либо заменяется на нечто менее натуралистичное, вроде зелёной или чёрной жидкости. На этих рынках сцены насилия и демонстрации физических травм, внутренностей и отрубленных конечностей максимально сглажены или исключены, что делает высокорейтинговые игровые сцены менее кровавыми и жестокими:

Даже знаменитая и безобидная MMORPG - World of WarCraft не является исключением: справа – общепринятая модель, слева – та же модель, но прошедшая через китайскую цензуру
Даже знаменитая и безобидная MMORPG - World of WarCraft не является исключением: справа – общепринятая модель, слева – та же модель, но прошедшая через китайскую цензуру

Заметили это? В большинстве японских игр Вы почти не встретите кровавых разборок и ярко выраженных увечий:

-13
Первая жертва серийного убийцы Уолтера Салливана (Silent Hill 4) поражает обилием крови, при этом её источник остаётся загадкой. На плоти видны лишь вырезанные цифры, но никаких видимых физических травм не обнаружено. Так откуда же столько крови?

Но вот что не менее интересно: когда дело доходит до манги и аниме, кажется, что креативщики на полную катушку компенсируют цензуру в играх. Будь то неистовые кровопускания или шокирующие травмы, там фантазия действительно не знает границ:

Кадр из культовой манги Дзюндзи Ито «Спираль», которая недавно была адаптирована в виде аниме-сериала на канале Adult swim
Кадр из культовой манги Дзюндзи Ито «Спираль», которая недавно была адаптирована в виде аниме-сериала на канале Adult swim

Если на титульном экране Silent Hill 2 ничего не нажимать, то, через 1 минуту 20 секунд, начнётся знаменитое интро под невероятно атмосферную композицию Theme of Laura. И Вы скажете: «И что же в этом такого? Так всегда, запускается интро. Да так вообще во всех частях серии, вплоть до 4-й!».

Дело в том, что в оригинальной версии игры этот момент был более загадочным: диалоги в заставке начинались без звука. Голоса в сценах появлялись только после того, как игрок достигал определённого прогресса в сюжете, видел ключевые заставки и сохранялся на карту памяти. Разработчики специально пошли на этот шаг, чтобы предотвратить ранние спойлеры и сохранить интригу. Такой подход стал своеобразной защитой от преднамеренного раскрытия сюжета игроком. Вот такие технология древних против спойлеров, которая,п похоже, осталась позабытой.

Беззвучное интро в титульном меню без прогресса в прохождении:

В дополнённой же версии Silent Hill 2, как для ПК, так и в переиздании 2012-ого года, голоса в интро были доступны уже с самого начала, что убивало часть интриги, но добавляло атмосферности с первых секунд.

Оригинальное интро с голосами:

В начале нового прохождения Silent Hill 2, игроку предоставляется возможность выбрать не только уровень сложности игры, но и впервые в серии регулировать сложность загадок. Это нововведение было добавлено разработчиками не случайно (и нет, это не было сделано ради «режима для стримеров», — в те времена стриминг ещё не был возможен из-за невысокой передачи данных и ограниченной доступности интернета в целом). Важность выбора сложности для решения головоломок в игре обусловлена их ролью в общей концепции: они не являются банальными задачками в духе «соедини палку с веником, чтобы спугнуть кота с подоконника, который уронит горшок с ключом». Вместо этого, загадки в Silent Hill 2 наполнены глубоким смыслом и часто выступают метафорами, отражающими события игры:

Выбор сложности игры и загадок в Silent Hill 2
Выбор сложности игры и загадок в Silent Hill 2
Чтобы открыть секретную концовку, Вам придется решить все головоломки на максимальном уровне сложности. Более того, разработчики предусмотрели возможность использования гайдов, поэтому некоторые части загадок генерируются случайным образом для каждого нового прохождения, придавая игре ещё больше уникальности).

Эта традиция продолжится и в Silent Hill 3 (но не более), где метафоры и символизм по-прежнему сочатся из стен её мрачного мира. Однако, на этот раз они будут затрагивать не столь глубокие темы, как «преступление и наказание», а сосредоточатся на оккультных силах и их влиянии на происходящее:

Выбор сложности игры и загадок в Silent Hill 3
Выбор сложности игры и загадок в Silent Hill 3
В первой русскоязычной пиратской версии игры геймеры столкнулись с неприятной проблемой — уже на самой ранней, казалось бы, простой головоломке происходил баг, который не позволял продвинуться дальше по сюжету. Такой же инцидент происходил и в Silent Hill 2, но на 2-й загадке.

Мир, персонажи, символизм

Вы не поверите, но я провёл весь день, ломая голову над тем, как преподнести интересные факты: мне хотелось рассказать и о разработке игры, и о городе, и о персонажах и, конечно, погрузить Вас в глубокий символизм мира Silent Hill. И знаете к какому выводу я пришёл? Всё это настолько тесно переплетено, что невозможно разделить на простые категории. Поэтому, вместо сухого изложения с перечислением фактов по пунктам, предлагаю Вам увлекательное путешествие вместе с Джеймсом — настоящим экспертом по... всему. Я даже отправил ему письмо, с просьбой подготовить для нас «особое место». И знаете что? Он с радостью согласился, но с одним условием: Вас должны звать Мэри. Надеюсь, Вы примите его странности.

И вот оно - наше «особое место встречи» — мрачный, грязный общественный туалет. Именно здесь загадочный Джеймс, в тишине и тревоге, «смотрит на себя» в потрескавшееся зеркало, пытаясь привести себя в порядок. Эта сцена, с её давящей атмосферой и тревожным предчувствием, стала одной из самых знаковых и узнаваемых во всей серии Silent Hill, символизируя внутренние терзания главного героя и надвигающийся ужас:

-17

Сперва сцену в начале игры, где Джеймс всматривается в отражение, планировали сделать на игровом движке. Однако, благодаря творческому видению CGI-режиссёра Такаёси Сато, её заменили на силиконовый ролик. Это оказалось отличным решением: игра света и тени, особенно то, как скрыты глаза Джеймса, добавила глубины сцене, усиливая её атмосферу и оставляя героя нераскрытым для игрока.

Такой ход стал своеобразной традицией для всей игры: каждый новый персонаж, с которым сталкивается Джеймс, сначала появляется в CGI-ролике, а затем сцены продолжаются на игровом движке.

В начале 2000-х технология захвата движений (motion capture) уже активно использовалась в создании игр и фильмов, но захват мимики лица ещё не был широко применим. Все эмоции персонажей Silent Hill 2 создавались вручную. Такаёси Сато, чтобы добиться реалистичной мимики и движений, часами стоял перед зеркалом в офисе KONAMI, снимая себя на камеру для детального воспроизведения выражения лица как главного героя, так и многих других персонажей:

Такаёси Сато погружается в роль Джеймса, внимательно изучая свою мимику, чтобы детально перенести её в игру
Такаёси Сато погружается в роль Джеймса, внимательно изучая свою мимику, чтобы детально перенести её в игру

Это далеко не единственный нестандартный творческий подход к созданию незабываемого игрового опыта давних времён: незадолго до разработки Silent Hill 2, другой знаменитый творец из KONAMI, Хидео Кодзима, применял необычные методы для Metal Gear solid на старушке PS One. Он использовал конструктор LEGO и камеру, чтобы построить целые уровни игры, точно воспроизводя не только геометрию пространства, но и ракурсы камеры, которые затем переносились в финальную версию игры. Такой подход позволил добиться высокой кинематографичности и детализированного уровня проработки сцен:

-19
Из архивных материалов: молодой геймдизайнер Кодзима собрал уровень из конструктора и в прямом эфире наблюдает за ракурсами камеры для Metal Gear solid.
-20
Такой же приём, с конструктором LEGO, Хидео Кодзима применял и для построения уровней в Metal Gear solid 2: Sons of Liberty, уже для PS2.

А теперь вернёмся к Джеймсу, но не к тому, что из оригинала, а к его версии из Silent Hill 2 Remake, обильно украшенного современными технологиями игровой индустрии, словно новогодняя ёлка. Но что мы видим в зеркале? Уставшего, подавленного, почти готового расплакаться человека, которого в современном сленге можно было бы назвать скуфом. Загадочность, которая окутывала Джеймса в первозданной игре, исчезла без следа. Вместо того, чтобы передать аутентичность оригинального произведения, новая версия начинает разрушать ту самую напряжённую и таинственную атмосферу уже с самого начала. А ведь она так цепляла...

-21
Измученный современными игровыми технологиями, клерк Джеймс пытается вызвать у Вас жалость. Жаль этого "добряка".
-22
В такой альтернативной вселенной, лучшим напарником Джеймса стала бы не Мария, а такой же «злой» Питер Паркер из фильма «Человек-паук 3: Враг в отражении» Сэма Рэйми.

И если Вы начинаете подозревать, что вступили на территорию хейта Silent Hill 2 Remake, то спешу разочаровать или успокоить Вас, ведь мы говорим о интересных фактах оригинальной игры. И нелестная демонстрация обновлённого Джеймса здесь не просто так: в культовой сцене с зеркалом в оригинале, Джеймс не просто наслаждается своим отражением... он смотрит прямо на Вас:

-23
Рецепт создания ментального страха по-японски: замри на стоп-кадре, добавь контрастности, и вот он - холодок по спине.

И как вишенка на торте: теперь, зная что Джеймс на самом деле наблюдает за Вами, пересмотрите вступительную сцену с зеркалом. И задумайтесь: действительно ли он просто вытирает лицо своей рукой? Или это жест, с которым он призывает лично Вас, осознавая Ваше присутствие?

С новыми деталями знаменитая сцена в туалете становится ещё более пугающей, в отличие от ремейка, не так ли?
С новыми деталями знаменитая сцена в туалете становится ещё более пугающей, в отличие от ремейка, не так ли?

Джеймс — далеко не единственный персонаж вселенной "Тихого холма", который осознаёт своего игрока. Знакомьтесь с Винсентом Смитом, также известным как Отец Винсент, — загадочной и зловещей фигурой из Silent Hill 3. Его взгляд сложно забыть, вндь один зрачок у него заметно больше другого, а ещё он постоянно следит за Вами одним глазом, даже когда Вы пытаетесь отвести свой взор. От этого чувства, будто Вы не просто наблюдатель, а часть этой зловещей игры, становится по-настоящему не по себе:

-25
В большинстве кат-сцен SH3, когда Вы смотрите глазами Хизер, Винсент не упускает шанса бросить на вас мимолётный, но пронизывающий взгляд. Его одинокий глаз словно проникает в душу, создавая ощущение, что он знает о Вас гораздо больше, чем кажется.

Факт того, что Silent Hill 2 начинается в таком непримечательном месте как общественный туалет, придаёт истории особую реалистичность и сразу настраивает на атмосферу игры. Кажется, разработчики серии имеют слабость к этому элементу, ибо туалеты занимают важное место в каждой части Silent Hill…

Если в альтернативной версии «Начальной школы Мидвича» зайти в один и тот же туалет дважды, мир Silent Hill вознаградит Вас не только ещё более жуткой обстановкой с распятым трупом, висящим на стене в отдельной кабинке, но и обрезом за Вашу внимательность. Первый заход не случайно вынуждает игрока снова посетить столь обыденное место: на полу лежат патроны, словно намекая, что где-то здесь спрятано мощное оружие.

В Silent Hill 3 история сразу погружает в фирменную атмосферу серии, так как игрок впервые берёт под контроль Хизер Мэйсон, как раз оказавшуюся в туалете. Этот, казалось бы, обычный момент на деле становится началом её кошмара, когда мир начинает распадаться, а тревожное ощущение опасности нарастает с каждой минутой. Это мгновение, как затишье перед бурей - привычная реальность вот-вот готова обрушиться, открывая двери в бездну ужаса:

-27
С очередного полутёмного туалета, на этот раз в торговом центре, и загадочной печати, проступившей на зеркале, начинаются Ваши жуткие похождения, где реальность и кошмары переплетаются в единое целое, и впереди - только тревога и неизвестность…

В Silent Hill 4: The Room в обшарпанном помещении туалета появляется зловещая дыра, ведущая в альтернативные миры. Эта ничего хорошего не предвещающая трещина в стене становится единственным способом, хоть и временным, сбежать из запертой квартиры. Каждое путешествие через неё — шаг в неизвестность, где жуткие тайны подстерегают на каждом углу, оставляя лишь ощущения обречённости и испуга:

-28
Генри Таунсенд впервые обнаруживает этот «портал» в туалете своей замурованной квартиры и незамедлительно пытается покинуть ее. Отчаянный парень, однако…

Стоит так же отметить, что в трёх последних играх серии Silent Hill есть сцены, где персонажи пытаются достать что-то из унитаза… Это не случайно, так как в Японии с уборными, преимущественно школьными, давно связаны мифы и истории о привидениях и монстрах. Жанр «кайдан» (страшные истории о сверхъестественном), традиционно тесно связанный с местами, где справляют нужду (видимо, не только люди), стал невероятно популярным. Один из самых известных персонажей этого жанра — злой дух по имени Тойре-но Ханако-сан (или просто Ханако из туалета), ставший культовой фигурой в Японии с 1990-х годов. Изначально он был просто бестелесным голосом, но в манге, аниме и детских книгах его стали изображать как девочку с короткой стрижкой "окаппа", одетую в белую рубашку и кроваво-красную юбку:

Постер японского триллера, где по сюжету фильма ученики сталкиваются с той самой Тойре-но Ханако-сан
Постер японского триллера, где по сюжету фильма ученики сталкиваются с той самой Тойре-но Ханако-сан

Теперь становится понятно, почему в японской культуре так часто используются образы маленьких, но могущественных девочек со сверхъестественными способностями. Пример из Silent Hill — Алесса - антагонист первой части, по чьей воле город превращается в ржавый ад:

Алесса - самый могущественный персонаж в мире Silent Hill. По версии Пирамидхеда…
Алесса - самый могущественный персонаж в мире Silent Hill. По версии Пирамидхеда…

В японском фольклоре туалетная комната воспринимается как пограничная зона между миром живых и чем-то потусторонним, место, где можно встретить ёкаев — духов и призраков. Эти существа проявляются не только в экзотических или необычных местах, но и там, где люди находятся каждый день, и где они особенно уязвимы. Именно поэтому столь символично, что путешествие Джеймса по Сайлент Хиллу начинается именно в туалете — пространстве, где границы реальности наиболее тонки. Чтобы усилить это ощущение, на фоне звучит одна из первых композиций игры от Акиры Ямаоки — White noise. Название тоже неслучайно: согласно полунаучной теории, белый шум позволяет мёртвым передавать послания живым через радио и телеприёмники. А Джеймс как раз получает письмо от человека, который умер 3 года назад, что и приводит его в заброшенный город.

DVD-обложка "Белого шума"
DVD-обложка "Белого шума"
В мистическом триллере «Белый шум» (2004 года) главный герой, которого играет Майкл Китон, сталкивается с пугающим и невероятным событием, - ему звонит по телефону жена, погибшая год назад… Этот момент становится поворотной точкой в его жизни: смешение ужаса, недоумения и надежды, что контакт с любимым человеком возможен даже после смерти, приводит к цепочке событий. К слову, это был очень популярный скрипт в триллерах начала нулевых, и если Вам не хватает посланий с того света, то вот небольшой список фильмов на данную тематику: «Звонок» (2002), «Отзвуки эха» (1999), «Радиоволна» (2000), «Стрекоза» (2002), «Человек-мотылёк» (2001), «Пульс» (2006).

Первое слово, которое мы слышим от Джеймса — это имя его покойной жены Мэри. Кажется, что мысли Джеймса полностью поглощены утратой и воспоминаниями о ней. Однако, сразу перед выходом из туалета, его взгляд падает на рекламные плакаты с изображением женщины, удивительно похожей на Мэри. Это Мария, стриптизёрша, которую Джеймс встретит позже, в «особом месте»... Этот момент — тонкий намёк на то, что Мария работала в стриптиз-баре Heaven`s night. Джеймс, три года назад, бывал в этом клубе и видел выступление девушки. В то одинокое время, пока Мэри находилась на лечении в больнице, Мария и стала для него объектом тайных фантазий…

-32
Плакаты с Марией, развешанные у выхода из туалета, словно подталкивают Джеймса к пробуждению забытых воспоминаний, связывая героя с тёмной стороной его подсознания…

Когда Джеймс, облокотившись на перила обзорной площадки, погружается в свои мысли о письме от Мэри, перед ним открывается потрясающий, но холодный и тревожный вид на озеро Толука. Тишина воды и бескрайние просторы словно отражают его внутренние боль и одиночество. Но за этим впечатляющим пейзажем кроется техническая хитрость: из-за ограничений консоли PlayStation 2 игры того времени не могли вмещать огромные локации. Поэтому этот завораживающий вид — не настоящая игровая локация, а фотография. Ещё более удивительно, что это фотография реально существующего озера Дервентуотер, расположенного в живописном уголке Великобритании, неподалёку от городка Кесвик:

Кадр из игры с наложенным на бэкграунд фотореалистичным изображением Кесвика
Кадр из игры с наложенным на бэкграунд фотореалистичным изображением Кесвика
Реальные фото Кесвика
Реальные фото Кесвика
Если Вам нравится размышлять и перебирать свои мысли, но надоело этим заниматься на родине, то выбор тура для рефлексии, похоже, очевиден.

Если попытаться покинуть Сайлент Хилл тем же путём, по которому Джеймс приехал на машине, он скажет: «Нет смысла возвращаться» (в оригинале с английского дословно звучит как «Нет пути назад»). И развернётся обратно к городу:

-35
Единственная причина, по которой Джеймс вообще попал в город, заключается в том, что он получил письмо от своей покойной жены Мэри, которое давало понять, что она всё ещё жива. И Джеймс эту надежду не может упустить!

Однако, разработчики новой Silent Hill 2 Remake пошли дальше: если Вы попробуете сбежать, игра поставит перед Джеймсом невидимую стену, не давая уйти. И тут Джеймс обречён встретиться лицом к лицу с ужасами города… но Ваша попытка побега будет отмечена достижением «Нет пути назад», сдобренным описанием: «Попробуйте покинуть Сайлент Хилл с обзорной площадки».

Автомобиль, на котором Джеймс Сандерлэнд прибыл в загадочный и туманный Silent Hill, — не просто машина, а настоящий раритет! Редкий Pontiac Ventura 1977 года выпуска, со своим винтажным обаянием и харизмой, словно символизирует прошлое, от которого невозможно убежать. Старая, чуть потрёпанная временем, но всё ещё мощная. Такая машина, как никакая другая, лучше всего подходит отправляющимся навстречу своим страхам и тайнам города-призрака смельчакам:

-36
Название Ventura было заимствовано у калифорнийского города Вентура. Такое решение стало частью стратегии Pontiac по использованию географических названий для своих автомобилей.

Но теперь, когда мы узнали о тонком вкусе главного героя в выборе редких автомобилей, перед нами возникает другой вопрос: чем ещё может удивить Pontiac Джеймса?

-37
Джеймс пытается оживить воспоминания. Что ещё может оказаться полезным в его Pontiac? Руки нервно скользят по обшивке салона, взгляд мечется по углам бардачка, но всё без толку. Все полезные вещи как будто остались где-то в прошлом, как и многие другие воспоминания…

Но на переднем сиденье ждёт важная находка — карта Silent Hill. Попытаться пробраться в этот город без неё — полное безумие. И Джеймс это понимает. Без карты его шаги станут всего лишь хаотичным блужданием среди тумана, и он рискует просто остаться на обзорной площадке, поглощённый не самыми радужными размышлениями, глядя на странным образом манящие воды озера. Ведь прямая дорога в город закрыта, и придётся искать обходные маршруты. А без карты этот путь становится смертельной ловушкой:

-38
Джеймс категорически отказывается двигаться дальше без карты. Он чувствует, что это будет началом конца, и без точного плана и ориентиров он просто потеряется. Не только в городе, но и в мысленной беседе со своими демонами…

И вот карта в руках, и Джеймс словно преображается. Внезапно он становится более решительным, мужественным. Его цель — найти жену — становится ярче и отчётливее. Не найдя ничего более полезного в своём автомобиле, Джеймс готов отправиться навстречу неизвестности, впрочем, как и мы:

-39
Эта карта становится последней каплей интереса к Pontiac. Больше ничего в машине не удерживает, кроме, возможно, одной ужасной тайны, которая так и не давала покоя фанатам долгие годы…

У Джеймса явные проблемы с памятью и дело не в том, что он забывает имена коллег или даты дней рождения. Всё намного глубже: он забыл о том, что на заднем сиденье его авто лежит труп. Труп его жены…

Поскольку Джеймс убил Мэри недавно, её труп, предположительно, находится в багажнике машины с самого начала игры. Такую версию начали строить фанаты после неоднократного перепрохождения игры, ещё в далёких 2000-х.

Но по мнению Масахиро Ито (арт-директора, дизайнера монстров и редактора игры Silent Hill 2), тело Мэри на самом деле всё это время находилось на заднем сидении:

Масахиро Ито. Фото из интервью к Silent Hill 2 Remake
Масахиро Ито. Фото из интервью к Silent Hill 2 Remake
Время не щадит никого, но японцы умудряются выглядеть свежо и стильно, даже в свои 52 года.

Правда тогда возникает резонный вопрос: «Как же Джеймс не заметил труп своей жены?». Ито объяснил это просто: "Джеймс подавил воспоминания об убийстве Мэри. Он настолько глубоко запер эту правду в себе, что даже её тело стало для него невидимым".

Хотя оригинальная игра не давала ни малейшего намёка на эту жуткую деталь, кроме догадок фанатов, которые не отступали и докопались до истины, объясняя отсутствие тела нахождением в багажнике автомобиля.

И вот, в ремейке Silent Hill 2, разработчики внесли необходимые коррективы, — правда о трупе Мэри на заднем сиденье стала лишь слегка намеченной (детально намёк можно рассмотреть, взломав камеру и полностью проникнув внутрь автомобиля), оставляя мрачную тайну, всё так же окутанную туманом…

-41
Теперь, с камерой за плечом Джеймса, у нас появляется возможность разглядеть Pontiac внутри гораздо лучше. И вот бесценная карта города Silent Hill. А вот и забытая тайна, под покрывалом на заднем сиденье… Труп Мэри всё эти долгие годы был рядом, словно немой свидетель, олицетворяющий правду, которую Джеймс не хочет признавать.
-42

Если Вам недостаточно сего факта, то в концовке «Тишина», созданной специально для Silent Hill 2 Remake (одна из 8 возможных, кстати), Мэри с заднего сидения протягивает руку и касается Джеймса, заставляя усомниться в границах между жизнью и смертью:

-43
Мечта Джеймса сбылась, но порой стоит задуматься: не страшны ли наши собственные желания больше, чем любые кошмары?

Если Вы уверены, что, после внимательного осмотра машины Джеймса, сказать больше нечего, то есть ещё одна интересная деталь, - эта модель автомобиля получит вторую жизнь, став транспортом Джаспера Гейна — психически нестабильного молодого человека и 17-й жертвы серийного убийцы Уолтера Салливана в Silent Hill 4: The Room. Разработчики подошли к деталям с удивительной тщательностью, ведь даже номерные знаки автомобиля остались прежними — 000 TH2, зарегистрированные в солнечной Калифорнии:

-44
Да-да, тот самый Pontiac Джеймса — это просто переиспользованный игровой ассет из Silent Hill 2. Не стоит строить связывающие игры теории, ибо всё гораздо проще, чем кажется. Или нет?

Надпись на воротах, ведущих в город Silent Hill, через которые Джеймс не может пройти, когда-то приветствовала словом «Welcome!» («Добро пожаловать»). Но теперь две буквы — L и E — отвалились и лежат у ворот, оставив пугающую надпись «We_com_!», что можно интерпретировать как «Мы идём»:

-45
С этим новым смыслом слово приобретает более зловещий оттенок, создавая впечатление, что город ждёт лишь «избранных», и приглашение адресовано только им…

В ранней версии игры (да, у Silent Hill 2 был ранний билд, упоминания которого будут всё чаще и чаще, так как его отголоски можно встретить не только в вырезанном контенте, ошибках и ляпах оригинальной финальной версии, но даже в ремейке) надпись на воротах выглядела как «WE_LCOM!», — отвалилась буква «L», и в итоге получалось слово «WELLCOM!», что является грубой грамматической ошибкой для игры, действие которой происходит в американском городе:

Слева — грамматическая ошибка в ранней версии, а справа — исправленная версия, которую мы видим в финальной игре
Слева — грамматическая ошибка в ранней версии, а справа — исправленная версия, которую мы видим в финальной игре

На воротах также висят указатели: один из них указывает на Pale Ville National park — то самое «особое место», где Джеймс вскоре встретит Марию, а вот другой показывает расстояния до Pale Ville (10 миль), старого района города (50 миль), и до Брамса (аж 265 миль). Old Silent Hill — это та самая часть Тихого Холма, который исследовал Гарри Мэйсон в первой части серии:

-47
Карта Silent Hill, представляющая города из первой и второй части: внизу — город, куда направился Джеймс, а вверху — тот, который посещал Гарри Мэйсон.

Теперь, когда у нас есть карта города, и Джеймс полон решимости найти свою жену, пришло время покинуть самую безопасную локацию в игре и отправиться в путешествие туда, где оживают кошмары. Но этот рискованный шаг мы сделаем в следующий раз. Вас будут ждать ещё более захватывающие и мрачные, не самые известные подробности о таинственном и пугающем городе Silent Hill…

А если Вы хотите ничего не пропустить и оставаться в курсе всех новинок игровой индустрии - подписывайтесь на канал, мы пишем сюда каждый день.

Игровая потенция | Дзен

И читайте первую часть статьи о Silent Hill 2, а также другие смежные материалы с канала: