В принципе, портрет этот говорит сам за себя. Венгерскому дворянину не повезло.
Человек на портрете не жалел себя.
Если мы посмотрим на портрет внимательнее, то обнаружим, что не повезло ему не в первый раз, и человек себя явно не щадил.
На его черепе есть заживший шрам, скорее всего от сильного удара чем-то вроде сабли.
Что поделать - такова была судьба дворянства, до тех пор, пока оно не обленилось и зажирело. Война - мать родна.
Место хранения портрета.
Портрет этот хранится в Австрии, в замке Амбрас.
Вот как он выглядел в свои лучшие времена, в 17 веке:
Замок этот был основан в незапамятные времена, в 10 веке он уже был довольно старым. Потом он много раз менял хозяев, достраивался, перестраивался... Как сюда попал портрет венгерского дворянина со страшным ранением пока у исследователей есть только одна версия.
Предполагаемый покупатель портрета.
Замок находится рядом с Инсбруком. А Инсбрук - столица Тироля. А Тироль в 16 веке получил в наследство младший сын императора Священной Римской империи из рода Габсбургов - Фердинанд II Габсбург (1529-1595 гг.)
Его отец был императором, его старший брат был императором, ну а он родился не первым, поэтому получил Тироль.
Эрцгерцог всю жизнь нуждался в деньгах, потому что всю жизнь любил их тратить. В частности, он увлеченно собирал коллекцию разных диковин. Там были и картины, и редкое роскошное оружие, и доспехи знаменитых героев, полководцев и правителей, и просто редкие по красоте декоративные доспехи огромной стоимости, и вообще всякое разное удивительное, выпадающее из обычного хода жизни.
Немного интересных данных о собирателе интересных предметов.
Кстати, пару интересных моментов сообщу о семье самого эрцгерцога, раз уж зашла о нем речь.
В первый раз он женился по любви. Но брак его был неравным и тайным. А дети, которые родились в этом браке числились усыновленными подкидышами. Соответственно, не имели никаких прав. Потом первая жена умерла, он женился на близкой родственнице, которую не любил - мечтал о сыне-наследнике, но в браке родились только дочери. Так что все его огромные коллекции достались, в итоге, чужим практически людям.
О его женитьбах у меня написано здесь:
А второй удивительный момент - его детей регулярно пороли. В том числе ни за что - на всякий случай. В итоге потом дочь, которая стала императрицей всю жизнь порола сама себя. Ого-го какое воспитание было!!!:
В общем портрет, с которого я начала свое повествование, попал в замок скорее всего в рамках коллекции эрцгерцога.
Загадки портрета венгерского дворянина.
С портретом связано много и других вопросов.
- Выжил ли портретируемый?
- Писался ли его портрет с натуры или по описанию?
- И вообще - где человеку так не повезло?
То, что написал художник, производит такое впечатление, как будто рана только что была нанесена, и венгерский дворянин еще понять не успел, что произошло. Все в брызги и в клочья - а он со спокойным лицом смотрит вперед.
Имя художника нам не известно. Предположительно, он был немцем и портрет написал около 1550-го года.
Что касается изображенного...
- Известно три похожих портрета. Человек, который на них изображен везде называется по-разному, но редкое ранение и шрам на черепе не оставляют сомнений - речь идет об одном и том же персонаже.
Поэтому ученые сгребли все, что как-то связано с этими именами в одну кучу и из нее слепили подобие биографических данных несчастного раненого.
- Имена следующие: Грегор Бачи, Гергели Пэкси, и, внезапно - Михаэль Баксей. Могу немного исказить, это автоматический перевод, но понятно, что имена разнятся, хотя человек явно один и тот же.
- Все портреты были написаны во второй половине 16 - начале 17 века.
- Везде фигурирует венгерский дворянин.
- По одним данным - это ранение было получено на турнире. По другим - в битве с турками.
- И самое интересное - якобы несчастный, получив такую рану, что само по себе было на пеле боя или на турнире в те времена делом не уникальным - выжил. И прожил еще почти год.
Что характерно на всех портретах человек изображен так, как будто только что получил копьем в глаз.
Мнения ученых
И это вызвало дискуссии в наше время.
Если изображенный выжил - почему его изображают вот так? А с другой стороны - такие раны, да и пострашнее, в те времена не были редкостью. И если человек погиб - опять-таки - почему писали его портрет? Значит все-таки выжил?
В этом месте опять встает вопрос достоверности портрета - был ли он написан с натуры? Насколько точно передан характер ранения?
В общем, с одной стороны, история позже знала нескольких несчастных с аналогичными ранами, полученными в разных обстоятельствах, после которых люди выжили и вообще продолжали нормально функционировать. Как ни странно это звучит.
А с другой стороны, уже в наше время ученые создали компьютерную модель ранения и пришли к выводу, что даже если опираться на то, что нарисовали художники, человек реально имел шанс выжить и жить даже гораздо больше, чем один год.
Ну просто ему копье подпилили с двух сторон и не стали вытаскивать. А заражения не было, так как древки копий в те времена были окрашены, а в состав красок входил свинец, и в общем этот свинец не дал произойти заражению.
***
Ну а нам с вами, дорогие читатели, портрет приоткрывает завесу над тем, что происходило в те времена и на турнирах и на полях сражений. Дворянство получало свои привилегии вот такой рискованной службой. Были такие времена...
Лично мне кажется (хотя я не знаток предмета), что ранение получено на турнире. Почему я так думаю? Потому что на картине, с которой мы начали, и которая, как выяснилось, достоверно передает характер ранения, копье все в узорах. Всякие красоты наворачивали, насколько я знаю, на турнирные принадлежности. На войне было не до этого.
Спасибо, что прочитали материал до конца.
Всем здоровья, удачи и благополучия!