Эта игра подходит для повышения уверенности в себе и мотивации, коррекции синдрома отличницы, при проблемах с принятием себя и общением.
Я начинаю с того, что предлагаю клиенту поисследовать его права, которые ему позволяют быть собой. Говорю взять лист бумаги и продолжить три фразы, по очереди. Сразу оговаривается, что долго думать не нужно, лучше довериться своим чувствам и писать то, что приходит первым.
Я имею право самостоятельно…
Я имею право не….
Я могу сам(а) решать…
У каждого клиента получаются свои продолжения. Таким образом, мы можем мягко выйти на актуальные темы.
Игру можно применять как в индивидуальном консультировании, так и в групповом взаимодействии. Например, в тренинге для подростков, это помогает участникам раскрыться, заявить о собственных правах, заметить какие все разные и индивидуальные в своих потребностях и желаниях, а также сплотить их.
Приведу ответы девочки-подростка, у которой были проблемы с принятием себя и с мотивацией к учёбе. Игра проходила в индивидуальном формате, и я задавала ей вопросы, после письменного продолжения, чтобы лучше раскрыть темы.
Я имею право самостоятельно жить.
Как ты это понимаешь? Жить без привязи к кому-то. К кому, например?
Допустим, к родителям.
Как ты себе это представляешь? Как выглядит твоя самостоятельная жизнь без привязки?
Буду работать, покупать продукты и одежду по своему вкусу.
Я имею право не соглашаться с мамой.
В чём ты с ней не согласна?
У меня свои мысли и чувства, они часто не такие как у мамы. И вкусы у нас в одежде разные.
Я могу сам(а) решать свои проблемы.
Какие у тебя проблемы?
В учёбе, мне не очень интересно.
Как ты их решаешь?
Я стараюсь запоминать темы, которые говорят, а когда плохие оценки возникают, я их пытаюсь исправить.
Таким образом, мы с клиенткой вышли на тему сепарации от мамы и на консультацию с мамой, которая была гиперопекающей.
В групповом формате, мы не только подмечали различия между участниками, но и решили составить общую памятку, которая бы объединяла «личные права», тем самым создавая атмосферу единства и принятия.
Вот что у нас вышло:
- Я имею право самостоятельно судить о своем поведении, мыслях, эмоциях и брать на себя ответственность за их последствия.
- Я имею право не оправдываться, отказывать, не знать чего-то и ошибаться, и не зависеть от того, как ко мне относятся другие.
- Я могу сам(а) решать, брать ли мне ответственность за чужие проблемы, мысли, чувства.
Автор: Шамаева Любовь Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru