Найти в Дзене
Эстетика бонсай

«Все вы, кто интересуется бонсай, были “выбраны бонсай”»

Оглавление

В качестве заголовка статьи я выбрала цитату из приветствия одного из величайших бонсаистов недавнего прошлого Сабуро Като (Saburo Kato, 1915 – 2008) . Эти слова он произнес 6 июля 1980 года в приветственном слове на форуме бонсай в Гонолулу (Гавайи).

Если ваше дерево сбрасывает аномально большое количество листьев или листья желтеют, это может быть признаком трёх проблем: слишком много воды, слишком мало воды или недостаточно солнечного света. Сабуро Като, Гонолулу, Гавайи, 6 июля 1980 г.

Поводом для создания текущей статьи стала написанная Като книга о бонсай в стиле лес, которая в 1983 году первоначально вышла на японском, а в 2001 - на английском языке Редактором английской версии книги был американский бонсаист Уильям Н. Валаванис. В книге рассказывается как создать лесной бонсай или посадку на камнях, даны советы начиная с выбора подходящего вида бонсай до ухода за деревьями в группе.

Взять в руки эту редко издаваемую книгу для меня не представляется возможным. Современное интернет-пространство позволяет познакомиться только с англоязычной версией издания. Именно английская версия книги стала общеизвестной. Делаю попытку ознакомиться с этим шедевром. Во-первых, интересует, естественно, содержание книги, во-вторых – внешний вид и качество издания.

Удалось встретить словесное описание издания 1963-1964 годов: «Мой экземпляр был напечатан в 1964 году. Мне потребовалось немало поисков, чтобы найти ее. Оригинал немного неуклюжий, но содержит бесценную информацию, а иллюстрации замечательные. Я не знаю, чем отличается перевод, но я действительно рад, что получил свой. Я видел фотографии английской книги, и мне всегда было любопытно, она довольно большая? <...> У меня размер букв крошечный». Ответ тех, кто знакомился уже с английской версией, изданной в альбомном формате: «Она не очень большая... скорее, размером с «обычную» книгу, но корешок расположен вдоль короткого края».

Первое английское издание книги Сабуро Като «Лес, скальные насаждения и бонсай из ели Эдзо» было инициировано Национальным дендрарием США.

Источник: Источник: https://www.amazon.com/Forest-Rock-Planting-Spruce-Bonsai/dp/0970439237
Источник: Источник: https://www.amazon.com/Forest-Rock-Planting-Spruce-Bonsai/dp/0970439237

На страницах книги можно ознакомиться с некоторыми шедеврами, созданными Сабуро Като. Одним из самых ярких примеров может служить смешанный лес. Он включает в себя японский клен, японский бук, карликовую стюартию, японский граб, азалию Кюсю.

-2

Интересный обзор книги Сабуро Като сделал Мортен Альбек. Отмечая происхождение ели Эдзо, Мортен отметил, что это деревья, собранные на российских островах.

Сабуро Като. Фото : Мортен Албек. 2005 г.
Сабуро Като. Фото : Мортен Албек. 2005 г.

На обложке книги изображена одна из самых известных работ Сабуро Като - лес под названием Сайхате-но-ока Saihate-no-oka («Самый отдалённый холм»). Эта фотография сделана в 1988 году. Все деревья — это ель Эзо (Piciea glehnii), собранная Сабуро Като на острове Кунашир, который больше не является частью Японии. Главному стволу около 250 лет. Сабуро Като работал над этим лесом три года. Композиция расположена на изготовленной на заказ керамической плите, сделанной в Токонаме.

Источники: https://za.pinterest.com/pin/517702919645460224/ 
https://www.ebay.com/p/1502489339
Источники: https://za.pinterest.com/pin/517702919645460224/ https://www.ebay.com/p/1502489339
В. Валаванис: Сабуро Като был автором "Лес, скальные насаждения и бонсай из ели Эдзо" в 1963 году. Национальный фонд бонсай опубликовал книгу в 2001 году, и для меня было честью составить и отредактировать текст. В этой книге и других работах по бонсай мистер Като иногда использовал мертвое дерево, чтобы указать возраст и фокус. Итак, у меня появилось решение моей проблемы с размером ствола. Просто используйте сухостой. Однако у меня нет более крупной ели Эзо, живой или мертвой.

Валаванис отмечает, что американский художник бонсай Марк Арпаг «во время своей ежедневной семичасовой прогулки искал в полях мертвые останки» ели Эдзо.

Подтверждением уникальности материала для работ Като служат слова самого художника: «Ель Эдзо (Picea glehnii). Шестьдесят лет назад я часто ездил со своим отцом в Эдзо-спрюс в обширных девственных лесах на острове Кунашир у побережья Хоккайдо. Я выбрал лучший материал для создания этого бонсай под названием "Самый отдаленный холм"».

В 2011 году композиция Saihate-no-oka выглядит так:

Saihate-no-oka («Самый отдалённый холм») 
Источник: http://lomov.blogspot.com/2011/12/saihate-no-oka-by-saburo-kato.html
Saihate-no-oka («Самый отдалённый холм») Источник: http://lomov.blogspot.com/2011/12/saihate-no-oka-by-saburo-kato.html

Следующая фотоподборка раскрывает процесс работы мастера над групповой посадкой.

Свойства самого крупного или основного дерева определяют общее впечатление от групповой посадки и должны быть тщательно изучены "Красота бонсай" Сабуро Като 1988 г.
Итсочник: http://www.fukubonsai.com/5a3.html
Итсочник: http://www.fukubonsai.com/5a3.html

Можно посмотреть еще на одно лесное насаждение, когда-то созданное Сабуро Като. В 2017 году один из его шедевров бонсай, большой еловый лес Эдзо внизу, был продемонстрирован на 8-й Всемирной конференции по бонсай в Японии.

Фото:  М. Филдса.  
Источник: https://hookedonbonsai.com/top-5-most-famous-bonsai-artists-of-all-time/
Фото: М. Филдса. Источник: https://hookedonbonsai.com/top-5-most-famous-bonsai-artists-of-all-time/

А далее можно оценить внешний вид и «пролистать» некоторые страницы книги Сабуро Като.

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте