Найти тему
Мужские Мысли

Гусиная одиссея

Оглавление

В мире искусства есть произведения, которые заставляют зрителей задуматься о глубинном смысле, скрытом за обыденным сюжетом. Одним из таких шедевров является картина Макс Либермана «Женщины, ощипывающие гусей». Созданная в 1872 году, она до сих пор привлекает внимание своей загадочностью и символизмом.

«Женщины, ощипывающие гусей» — картина, написанная немецким художником Максом Либерманом в 1872 году. Это его первая работа большого формата — 119,5 на 170,5 сантиметров. Сегодня она хранится в Старой национальной галерее в Берлине.
«Женщины, ощипывающие гусей» — картина, написанная немецким художником Максом Либерманом в 1872 году. Это его первая работа большого формата — 119,5 на 170,5 сантиметров. Сегодня она хранится в Старой национальной галерее в Берлине.

На первый взгляд, перед нами простая сцена: группа пожилых женщин ощипывает гусей в тёмной комнате. Но за этой обыденностью скрывается нечто большее. Что заставляет этих женщин заниматься столь неприглядным занятием? Что за тайны хранит эта комната?

Особое внимание привлекает мужчина, который вошёл в помещение. Он принёс ещё животных, но его появление не нарушает спокойствие женщин. Они продолжают своё занятие, словно не замечая его присутствия. Может быть, это символ безразличия к окружающему миру, отрешённости от суеты?

Тёмная комната, освещённая лишь маленьким открытым окном и светом, исходящим от зрителя, создаёт атмосферу таинственности и загадочности. Кажется, что за пределами этой комнаты скрывается нечто большее, чем просто ощипывание гусей.

Ещё одна деталь, привлекающая внимание, — лампа, свисающая с потолка. Она не горит, словно символизируя отсутствие света в душах этих женщин. Но, возможно, именно в этом отсутствии света кроется их сила, способность сосредоточиться на своём занятии, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Картина Макс Либермана «Женщины, ощипывающие гусей» заставляет задуматься о смысле жизни, о том, как мы проводим свои дни, не замечая красоты окружающего мира. Она напоминает нам о том, что за обыденностью может скрываться глубокий смысл, который стоит попытаться разгадать.

Возможно, «Женщины, ощипывающие гусей» — это призыв к самопознанию, к поиску своего места в мире, к пониманию того, что важно в жизни, а что является лишь иллюзией. Или, может быть, это просто отражение реальности, где люди заняты своими делами, не замечая ничего вокруг.

Ранние работы Либермана были наполнены реалистичными деталями и находились под сильным влиянием голландской живописи XVII века. С 1874 года художник регулярно посещал Нидерланды, где жил и творил. В числе художников, чье творчество он изучал в этой стране, были Франс Хальс и Рембрандт. Влияние их техники светотени можно заметить во многих произведениях Либермана.

Кроме того, его изображения сельской жизни были вдохновлены творчеством Михая фон Мункачи. В частности, эта картина была написана под впечатлением от работы, которую Либерман увидел в студии фон Мункачи.

Нынешнее полотно было создано в Веймаре, где Либерман учился в художественной школе Великого герцога Саксонского с 1868 года.

В любом случае, картина Макс Либермана остаётся одним из самых загадочных произведений искусства, привлекающих внимание своей глубиной и символизмом. Она заставляет нас задуматься о том, как мы живём, и о том, что действительно важно в жизни..

О нём

После обучения в Веймаре и путешествий в Париж и Нидерланды, Либерман писал натуралистические картины на социальную тематику. В 1880 году он стал использовать светлые тона и энергичные мазки, вдохновляясь импрессионизмом. Его творчество способствовало переходу от искусства XIX века к модерну. В 1920-1933 годах он возглавлял Прусскую академию искусств. Последние годы жизни провёл в уединении в Берлине.

Макс Либерман, известный также как Либерманн, родился 20 июля 1847 года в Берлине и ушёл из жизни 8 февраля 1935 года, также в этом городе. Он был немецким художником и графиком еврейского происхождения, который считается одним из самых влиятельных представителей импрессионизма за пределами Франции.
Макс Либерман, известный также как Либерманн, родился 20 июля 1847 года в Берлине и ушёл из жизни 8 февраля 1935 года, также в этом городе. Он был немецким художником и графиком еврейского происхождения, который считается одним из самых влиятельных представителей импрессионизма за пределами Франции.

Макс Либерман родился в Берлине 20 июля 1847 года в семье богатого промышленника Луи Либермана и его супруги Филиппы. В школе он часто симулировал болезни, чтобы избежать насмешек. После школы поступил в Университет Гумбольдта на химический факультет, где занимался искусством вместо лекций. В 1868 году был отчислен за «отсутствие прилежания». После конфликта с отцом посещал занятия в Художественной академии великого герцога в Веймаре. В 1870 году участвовал в франко-прусской войне. В 1871 году переехал в Дюссельдорф, где познакомился с Михаем Мункачи и его реалистичными картинами. Его первая крупная работа «Женщины, ощипывающие гусей» вызвала шок на гамбургской выставке и заработала имидж художника-уродца. В 1873 году запечатлел сбор урожая свеклы, но потерял энтузиазм и переехал в Париж. В 1874 году представил свои работы на Парижский салон, получив отрицательные отзывы. В 1875 году провёл три месяца в Зандвоорте, копируя картины Франса Халса. В 1876 году написал свою первую работу о купающихся рыбацких детях. Страдал депрессиями и участвовал в Парижских салонах, не принеся успеха. Его творчество испытало большое влияние голландцев, и он решил покинуть Париж.

В 1878 году Либерман впервые посетил Италию, где познакомился с работами Карпаччо и Беллини. В Венеции он провёл три месяца с группой художников, включая Франца фон Ленбаха. В декабре приступил к картине «Двенадцатилетний Иисус в храме», начав эскизы в синагогах Амстердама и Венеции. Сцена была почти погружена в мистический свет, исходящий от маленького Иисуса.

Картина вызвала возмущение. Газеты писали, что Либерман изобразил «уродливого еврейского мальчика», а общественность заклеймила его как «осквернителя Господа». Однако ведущие художники, включая Каульбаха и Лейбля, защищали картину. В 1879 году свет на его пейзажах казался блёклым и ненатуральным. В 1880 году он снова участвовал в Парижском салоне, выставляя картины, отражающие мирную жизнь работающих людей.

В 1880 году в деревне Донген Либерман создал эскизы для картины «Сапожная мастерская». В Амстердаме он использовал световой эффект «солнечных пятен Либермана», отражающих атмосферу. На Парижском салоне 1881 года он стал первым из Германии, удостоившимся почётного упоминания. Леон Мэтр приобрёл несколько работ, а художник создал композицию «Прогулка в амстердамском сиротском приюте».

Осенью 1882 года Либерман закончил «Мастерскую сапожника», проявив приверженность световой живописи и натурализму. «Мастерская сапожника» и «Прогулка в амстердамском сиротском приюте» были проданы на Парижском салоне. Французская пресса признала в нём импрессиониста, а коллекционер Эрнест Хошеде восхищался светом.

Либерман вернулся к световой живописи в «Белении холста», безуспешно пытаясь познакомиться с Ван Гогом. После возвращения из Нидерландов получил первый заказ на пейзаж от графини Мальтцана. В 1884 году он вернулся в Берлин, обручившись с Мартой Марквальд и женившись 14 сентября. В августе родилась дочь Кете.

В доме напротив Либерманы увидели картины Мане и Дега. Либерман стал членом берлинского сообщества художников: Макса Клингера, Адольфа Менцеля, Георга Брандеса, Вильгельма фон Боде, Теодора Моммзена, Эрнста Курциуса и Альфреда Лихтварка. Вступление в квакеры способствовало признанию в среде буржуазии. В 1886 году он выставил картины «Прогулка в сиротском приюте», «Дом престарелых в Амстердаме» и «Обеденная молитва». Людвиг Пич назвал его талантом и выдающимся представителем модерна.

В 1886 году Макс Либерман вернулся в Ларен и представил картину «Ленщицы» на Парижском салоне 1887 года. Менцель назвал художника «рисующим людей, а не модели», а Хайльбут — «самым смелым предвестником нового искусства в Германии». В 1888 году Либерман написал «Торжество в память о кайзере Фридрихе III в Бад-Кёзене».

В 1889 году Либерман участвовал в жюри Всемирной выставки в Париже, посвященной столетию Великой Французской революции. Менцель защищал его от обвинений в революционных взглядах. Либерман получил медаль и был принят в Общество изящных искусств, но отказался от звания рыцаря Почетного легиона.

В 1890 году Либерман получил заказы из Гамбурга, включая портрет бургомистра Петерзена, который ему не понравился. Картина «Женщина с козой» получила золотую медаль выставки «Нового Мюнхенского художественного объединения».

5 февраля 1892 года в Берлине образовалось «Объединение XI», позднее переименованное в Берлинский сецессион. Либерман стал «тайным лидером одиннадцати анархистов», по мнению Ловиса Коринта. Художественная критика неоднозначно встретила новое оппозиционное движение, но Либерман оставался на вершине художественного Олимпа Берлина.

В сентябре 1892 года Либерман переехал с семьёй в родительский особняк на Парижской площади. Он работал до 18 часов, строго соблюдая распорядок дня: «Я стал настоящим буржуа; ем, пью, сплю, гуляю и работаю с регулярностью башенных часов».

5 ноября 1892 года Союз берлинских художников закрыл выставку Эдварда Мунка. Либерман и 60 протестующих членов Союза образовали «Свободное объединение художников».

В 1893 году Либерман встретился с Иоганном Шперлем и Вильгельмом Лейблем в Розенхайме. Его картина «Женщина с козой» получила большую золотую медаль на выставке в Вене. В 1894 году умер отец Либермана, и он тяжело переживал это.

После смерти отца Макс унаследовал миллионное состояние и переоборудовал особняк на Парижской площади. Он поручил архитектору Гансу Гризебаху строительство винтовой лестницы к мастерской под крышей, но полиция заявила протест. Картины этого периода носят импрессионистский характер, вдохновение Либерман черпал в поездках в Нидерланды.

В 1895 году Либерман получил первую премию в Венеции за портрет Герхарта Хауптмана пастелью. Он вновь обратился к сюжету о купающихся мальчиках, добившись большей свободы в изображении пляжного отдыха, но в импрессионистском ключе этот сюжет появился позднее.

В 1896 году Гуго фон Чуди стал директором Старой национальной галереи и отправился в Париж за новыми приобретениями. Макс Либерман сопровождал его в качестве консультанта и отговорил от покупки «Зимнего сада» Мане, опасаясь скандала. В Париже Либерман познакомился с Эдгаром Дега и получил звание рыцаря Почётного легиона, в Оксфорде получил звание почётного доктора, а в Лондоне встретился с Джеймсом Мак-Нейлом Уистлером. Благодаря вмешательству министра общественных работ, полицейское управление Берлина разрешило устройство мастерской на чердаке дворца Либермана.

В честь 50-летия Либермана в 1897 году Академия художеств устроила выставку его работ, представив 30 картин, 9 рисунков, 3 литографии и 19 офортов. Академия начала прислушиваться к современным веяниям и Либерман получил большую золотую медаль, звание профессора и был принят в академию. Этот период стал вершиной его карьеры.

В 1898 году Вальтеру Лейстикову было отказано в участии в Большой берлинской художественной выставке, и он призвал независимых художников объединиться. Президентом объединения был избран Макс Либерман, в правление вошли Отто Х. Энгель, Людвиг Детман, Оскар Френцель, Курт Херрман и Фриц Климш. Секретарями Либерман назначил галеристов Бруно и Пауля Кассиреров.

Для первой выставки Сецессиона в мае 1899 года Либерман пригласил художников из Мюнхена, Дармштадта и Штутгарта, включая художников из Ворпсведе и Ловиса Коринта. Выставка вызвала жаркие дискуссии и привлекла внимание общественности.

В 1901 году Коринт и Слефогт приехали в Берлин, изменив роль Берлина на художественной сцене. Директор академии Антон фон Вернер пытался тормозить развитие современных направлений.

В 1899 году Либерман провёл лето в Зандвоорте и Схевенингене, продолжая работу над импрессионистскими картинами пляжного отдыха. В 1902 году он побывал в Гамбурге и написал картины «Игра в поло в Йенском парке» и «Терраса ресторана „Якоб“ в Нинштедтене на Эльбе». В 1903 году опубликовал эссе «Фантазия в живописи», защищая натурализм и импрессионизм.

В 1905 году Либерман сблизился с директором Национальной галереи Вильгельмом фон Боде и стал самым известным представителем берлинского искусства после смерти Адольфа Менцеля. В 1907 году провёл большой юбилейный выставочный тур, а в 1908 году на «Чёрно-белой выставке» Сецессиона было представлено 59 офортов Либермана.

В 1909 году умер Вальтер Лейстиков. В 1910 году Либерман отверг 27 экспрессионистских картин, став выразителем консервативных взглядов. Это вызвало критику молодого Эмиля Нольде, который основал Новый сецессион. Весной 1911 года Либерман ушёл в отставку, став почётным президентом, передав бразды правления Ловису Коринту. Это предопределило закат немецкого импрессионизма.

В 1909 году Либерман построил виллу на озере Ванзе, которую называл «дворцом на озере». В 1912 году получил множество наград и званий.

В 1913 году Ловис Коринт и правление Сецессиона ушли в отставку, их заменил Пауль Кассирер. Либерман пытался предотвратить его назначение, но Кассирер отстранил от участия в выставке тех, кто был против него. Либерман и другие учредители вышли из объединения, основав Свободный сецессион. Вражда между Либерманом и Коринтом продолжилась.

После начала Первой мировой войны Либерман заявил: «Я спокойно работаю, считая, что это поможет общему делу». Он проникся патриотизмом и создавал рисунки для военных листовок. Он поддержал политику классового мира Бетмана-Гольвега и написал его портрет.

Осенью 1914 года Либерман стал одним из 93 подписавших обращение «К культурному миру!», осуждавшее военные преступления Германии. После войны он говорил: «В начале войны люди испытывали солидарность со страной. Я не был социалистом, но Германия для меня святое понятие».

Либерман вступил в «Германское общество 1914», где политики и общественные деятели обсуждали политику классового мира Бетмана-Гольвега.

По мере развития военных действий Либерман уходил в частную жизнь, создавая портреты военных. В 1915-1917 годах он почти не покидал Берлин, за исключением двух поездок в Висбаден.

В 1917 году Прусская академия художеств устроила ретроспективу творчества Либермана по случаю его 70-летия. Вильгельм II наградил его орденом Красного орла III класса.

В январе 1918 года в Берлине началась забастовка. Либерман переехал в дом дочери и негативно отнёсся к политическим изменениям.

После войны и революции в 1920 году Либерман стал президентом берлинской Академии художеств. Он объединил различные художественные течения, включая экспрессионизм. В академию вошли Макс Пехштейн, Карл Хофер, Генрих Цилле, Отто Дикс и Карл Шмидт-Ротлуф.

Либерман поддерживал художественный прогресс и политическое искусство. Он поддержал работу Отто Дикса «Стрелковый окоп» о войне. Вступил в полемику с Людвигом Юсти по поводу экспрессионистов в Национальной галерее.

В 1927 году Либерман отпраздновал 80-летие. Его поздравляли Альберт Эйнштейн, Генрих и Томас Манны, Гуго фон Гофмансталь. В родном городе прошла выставка его работ. Его провокационный стиль выглядел классикой.

Берлин присвоил Либерману звание почётного жителя. Пауль фон Гинденбург наградил его Орденом орла Германской империи и золотой медалью «За заслуги перед государством».

В конце 1927 года Либерман написал портрет Гинденбурга. В 1932 году он стал почётным президентом академии. Портреты Зауэрбруха стали финалом портретного творчества Либермана.

30 января 1933 года к власти в Германии пришли нацисты. Либерман прокомментировал это так: "Ich kann nicht so viel fressen, wie ich kotzen möchte" ("Я не смогу столько съесть, сколько хочу выблевать").

В мае 1933 года Либерман сложил полномочия, объяснив это так: *«В течение моей долгой жизни я всеми силами пытался служить немецкому искусству. Искусство, по моему убеждению, не имеет ничего общего с политикой и происхождением, поэтому я больше не могу относиться к прусской академии художеств, поскольку моя точка зрения больше не имеет значения».

Либерман ушел с общественной сцены. Лишь Кете Кольвиц сохранила с ним отношения. В 1934 году появился его последний автопортрет. Либерман признался: *«Я живу исключительно из ненависти. Я больше не смотрю в окно этой комнаты, я не хочу видеть новый мир вокруг меня».

Макс Либерман умер 8 февраля 1935 года в своём доме на Парижской площади. Посмертная маска художника выполнена Арно Брекером. Академия художеств отказалась чествовать старого президента. Похороны прошли 11 февраля 1935 года без официальных лиц. В своей траурной речи Карл Шеффлер заявил, что похороны являются символическим прощанием с эпохой, представителем которой являлся Макс Либерман.

Супруга Макса Либермана покончила жизнь самоубийством, приняв сверхдозу барбитала, чтобы избежать концлагеря Терезиенштадт. Она умерла 10 марта 1943 года в Еврейской больнице Берлина. Дворец Либермана на Парижской площади был разрушен.

Материалы по теме