«Женщины, ощипывающие гусей»: как перья философии застряли в щели мироздания Если бы картины умели разговаривать, полотно Макса Либермана «Женщины, ощипывающие гусей» наверняка спросило бы: «Ну что, докопались до смысла? Или просто пришли посмотреть, как старушки мастерски разделываются с птичьими душами?» Этот холст 1872 года, размером с дверь амбара (119,5 × 170,5 см — для тех, кто измеряет искусство сантиметрами), словно ловушка для зрителя. Заглянул «на минутку» — и вот уже час гадаешь: то ли это гимн трудолюбию, то ли тонкая насмешка над человеческой привычкой к монотонности. На первый взгляд, сюжет проще гусиного пера: пять женщин в полумраке комнаты усердно ощипывают птиц. Но присмотритесь — здесь каждый жест будто шифр. Дамы не просто лишают гусей оперения, они, кажется, разгадывают ребус мироздания. Их лица — маски сосредоточенности, словно они не перья снимают, а слои иллюзий с реальности. А вот мужчина в дверях — фигура загадочнее Чехова в четвертом действии. Принес новых же