Найти тему
Данила-Мастер

Шокирующие погребальные ритуалы аборигенных народов XXI века - часть 2

Оглавление

В первой части мы рассказывали про традиции похорон с буйволами у народности тода из Южной Индии, “рогатые” могилы племени химба из Намибии, жуткий ритуал яномами Амазонки и покойниках на деревьях в Индонезии у народа коровай.

Продолжаем наш экскурс в жизнь аборигенных народов современного мира. Пристегнитесь, и не подпускайте к экрану впечатлительных знакомых!

Тораджи: живые мертвецы в доме

Переместимся на индонезийский остров Сулавеси. Здесь живет народ тораджи, чьи похоронные обряды племен особенно выделяются среди других своей продолжительностью и сложностью.

Когда член семьи тораджи умирает, его не хоронят сразу. Тело может оставаться в доме неделями, месяцами, а иногда даже годами. Все это время семья обращается с умершим так, будто он все еще жив.

Для сохранения тела тораджи используют смесь формальдегида и других веществ. Этот раствор вводят в тело, заменяя им кровь. Процедура требует особых навыков и обычно выполняется специально обученными людьми.

Пока тело находится дома, его регулярно моют, переодевают и даже "кормят". Родственники приносят еду и напитки, оставляя их рядом с телом. Конечно, умерший не употребляет пищу, но для тораджи важен сам ритуал заботы о близком человеке.

В комнате, где находится тело, поддерживается прохладная температура. Для этого используют кондиционеры или традиционные методы охлаждения. Запах маскируют благовониями и специальными травами.

Семья продолжает общаться с умершим, рассказывая ему новости, советуясь по важным вопросам. Для тораджи человек не считается полностью мертвым, пока не проведена официальная церемония похорон.

-2

Подготовка к похоронам — сложный и дорогостоящий процесс. Семья должна накопить достаточно средств для проведения масштабной церемонии. Часто на это уходят годы. Все это время тело остается в доме.

Когда наконец наступает день похорон, это становится грандиозным событием для всей общины. Сотни людей съезжаются, чтобы почтить память умершего. Церемония может длиться несколько дней и включает в себя множество ритуалов, жертвоприношений и пиршеств.

После церемонии тело тораджи помещают в специально вырубленную в скале гробницу. Эти скальные захоронения — отдельное произведение искусства. Их создание может занять месяцы, а иногда и годы кропотливого труда.

Скальные гробницы располагаются высоко на утесах. Для их создания мастера вырубают в камне небольшие пещеры или ниши. Каждая гробница уникальна и часто украшается резьбой и росписями, отражающими жизнь и достижения умершего.

Перед гробницами тораджи устанавливают деревянные фигуры — тау-тау. Эти статуи изображают умерших и считаются вместилищем их душ. Тау-тау одевают в настоящую одежду, которую периодически меняют. Некоторые статуи выглядят настолько реалистично, что создается впечатление, будто ряды людей смотрят с утеса на долину.

У тораджи существует традиция "ма'нене" — церемония очищения тел. Раз в несколько лет гробницы открывают, тела достают, очищают, переодевают и даже "прогуливают" по деревне. Для тораджи это способ поддерживать связь с умершими родственниками.

-3

Интересно, что социальный статус человека у тораджи влияет не только на масштаб похорон, но и на расположение гробницы. Чем выше на скале находится гробница, тем более высокое положение занимал умерший при жизни.

Баджау: морское погребение кочевников моря

От горных районов Сулавеси переместимся к морским просторам Юго-Восточной Азии. Здесь живут баджау — народ, известный как "морские цыгане" или "люди моря". Их жизнь неразрывно связана с океаном, и эта связь отражается в их погребальных обрядах.

-4

Традиционно баджау хоронили своих умерших в море. Тело заворачивали в белую ткань, привязывали к нему груз и опускали в воду. Выбор места для погребения не был случайным. Баджау верили, что душа умершего должна найти свой путь к священному острову, поэтому тело отправляли в море в направлении этого мифического места.

Процесс подготовки тела к морскому погребению включал несколько этапов. Сначала тело омывали морской водой — символ очищения и возвращения к первоистокам. Затем его заворачивали в несколько слоев ткани, каждый из которых имел свое значение. Последний слой обычно был белым, символизируя чистоту и переход в иной мир.

Груз, который привязывали к телу, часто имел особое значение для умершего. Это могли быть личные вещи, инструменты, которыми человек пользовался при жизни, или символические предметы, отражающие его статус и достижения.

Сама церемония погребения проходила на лодке. Семья и близкие друзья умершего отплывали на достаточное расстояние от берега. Перед опусканием тела в воду проводились молитвы и ритуалы, призванные обеспечить безопасное путешествие души.

Интересно, что баджау верили в морских духов, которые могли помочь или навредить душе умершего. Поэтому во время церемонии совершались подношения этим духам — в воду бросали еду, цветы и другие дары.

-5

В последние десятилетия традиция морских захоронений у баджау постепенно уходит в прошлое. Это связано с рядом факторов: ужесточением экологического законодательства, влиянием других культур и религий, а также с тем, что многие баджау стали вести более оседлый образ жизни.

Сегодня большинство баджау хоронят своих умерших на суше, но морская символика по-прежнему играет важную роль в их погребальных обрядах. Например, могилы часто ориентируют в сторону моря, а на надгробиях изображают морские мотивы — волны, рыб, лодки.

Некоторые общины баджау адаптировали свои традиции, создавая "символические" морские захоронения. При этом в море опускают не тело, а личные вещи умершего или специально изготовленную куклу, представляющую усопшего.

-6

Погребальная церемония у современных баджау часто включает элементы как морских, так и сухопутных традиций. Тело могут омывать морской водой, заворачивать в паруса, а затем хоронить в земле. Во время похорон звучат традиционные морские песни и молитвы.

Масчо-Пиро: тайны изолированного племени

Из морских просторов Юго-Восточной Азии переместимся в глубину амазонских джунглей Перу. Здесь живет одно из самых изолированных племен в мире — масчо-пиро. Их погребальные обряды окутаны тайной, так как племя старательно избегает контактов с внешним миром.

-7

Информация о масчо-пиро крайне ограничена. Антропологи и защитники прав коренных народов уважают их желание оставаться в изоляции, поэтому прямые наблюдения за их обычаями практически отсутствуют.

Однако, основываясь на редких случайных контактах и наблюдениях издалека, ученые предполагают, что масчо-пиро практикуют захоронение умерших. Могилы, предположительно принадлежащие этому племени, были обнаружены вблизи мест их временных поселений.

Эти захоронения обычно неглубокие и расположены в лесу. Тела, вероятно, заворачивают в листья или кору деревьев перед погребением. Некоторые наблюдатели отмечали, что на могилах иногда оставляют личные вещи умершего, такие как орудия охоты или украшения.

Интересно, что масчо-пиро, по-видимому, не создают постоянных кладбищ. Это может быть связано с их кочевым образом жизни. Они постоянно перемещаются по территории своих исконных земель, и места захоронений, вероятно, определяются текущим местоположением племени.

-8

Отношение масчо-пиро к смерти и загробной жизни остается предметом предположений. Исходя из наблюдений за другими изолированными племенами Амазонии, можно предположить, что они верят в продолжение существования души после смерти. Возможно, они считают, что духи умерших остаются рядом с живыми, защищая и направляя их.

Важно отметить, что любые попытки изучения погребальных обрядов масчо-пиро сопряжены с этическими проблемами. Племя явно демонстрирует нежелание вступать в контакт с внешним миром. Были зафиксированы случаи, когда масчо-пиро проявляли агрессию по отношению к чужакам, приближавшимся к их территории.

Правительство Перу установило защитную зону вокруг территории, на которой предположительно проживают масчо-пиро. Это сделано для защиты племени от нежелательных контактов, которые могут привести к распространению болезней или культурному шоку.

Некоторые антропологи предполагают, что изоляция масчо-пиро может быть результатом травматического опыта в прошлом. Возможно, столкновения с каучуковыми баронами в начале XX века или другие конфликты привели к решению племени избегать любых контактов с внешним миром.

В контексте погребальных обрядов это могло привести к упрощению или изменению традиционных практик. Если раньше племя могло иметь более сложные ритуалы, требующие определенных ресурсов или времени, то в условиях постоянного передвижения и избегания контактов эти обряды могли стать более простыми и скрытными.

-9

Интересно, что несмотря на изоляцию, масчо-пиро иногда оставляют знаки на границах своей территории. Это могут быть сломанные ветки, определенным образом расположенные камни или другие метки, понятные только им. Возможно, некоторые из этих знаков связаны с местами захоронений, но это лишь предположение.

Если Вы знаете о каких-то ещё племенах, их необычных обрядах, и хотели бы узнать о них больше — напишите в комментариях, мы обязательно проведём подробное исследование!