Пятница, 15 июля.
Будильник звенит в пять утра. Я уже не сплю, проснулся минут двадцать назад и выжидая время, нежусь в тёплом спальнике. Через час мы должны быть полностью готовы, пора поднимать лагерь. Выхожу из палатки, предварительно растолкав Серёгу. Прохожу по берегу, посвистывая в свисток, большинство людей уже проснулись, слышно шевеление внутри, влажных от росы и конденсата, палаток. Несколько минут спустя, лагерь похож на муравейник, в полнейшей тишине, группа переодевается, собирает последние вещи и завтракает холодными остатками вчерашнего ужина и консервами. К шести утра всё готово, вещи и снаряжение аккуратно скомплектованы и уложены вблизи воды. Группа дружно дымит подаренными Сашей сигаретами, пытаясь, хоть немного, разогнать голодных утренних комаров. О находящемся здесь, ещё полчаса назад лагере, свидетельствует только повсеместно примятая трава. Весь мусор, вплоть до окурков, уложен в мусорные мешки. Мы не оставляем за собой никаких следов пребывания.
Через пару минут, со стороны Усть-Кожи, показывается белоснежный теплоход, ровно по расписанию, причаливший к пристани деревни Чижиково в шесть двенадцать утра. На берегу, помимо нас, трое местных жителей, отправляющихся в посёлок по своим делам. На погрузку уходит минут семь, снаряжение и люди на борту. Следующие два часа нам предстоит пройти на «Никите Козлове» по Онеге, до посёлка Порог. Никто из нас не захотел спускаться внутрь судна, на комфортные мягкие кресла. Все остаёмся на палубе, подставляя лица прохладному утреннему ветру и мягкому рассветному солнцу. Река широкая, мощная, но в этих местах не особенно красивая, леса никакого в округе не видно, а берега густо поросли не высоким ветвистым кустарником. Шум мотора и плавный ход судна действуют убаюкивающе. Устроившись по удобнее на мягких гермомешках проваливаюсь в сладкую дремоту.
Просыпаюсь от настойчивой вибрации в кармане, ага, связь появилась. На часах семь пятьдесят, в это время звонить могут только с работы, так и есть. Я в отпуске, будьте вы там все здоровы, и меньше всего хочу, в первый свой телефонный разговор, вникать в рабочие проблемы. Ничего серьёзного, просто люди решили проверить, вышел ли я на связь. Подходим к Порогу, причаливаем к пристани. Из недр теплохода выходят немногочисленные пассажиры, затем мы становимся цепью и начинаем разгружаться, передавая друг другу вещи. Нас уже ждут. На дороге стоит микроавтобус «Фольксваген» с прицепом, явно за нами. Погрузка занимает минут десять, еще десять минут перекура со звонками родным и близким и в восемь двадцать, уезжаем, бросая последний взгляд на реку, на которой прожили двенадцать дней.
До Архангельска, ехать двести тридцать километров, но дорог на севере явно не хватает, а качество имеющихся, оставляет желать лучшего. Нам предстоит часов шесть – семь пути, по лесовозным грейдеркам, сквозь очередные непроходимые леса Онежского полуострова, Архангельской области. Первый участок пути – прекрасен. Километров сорок по хорошему асфальту, вдоль берега Белого моря, на одном из песчаных пляжей которого, мы ненадолго остановились, полюбоваться видами и пофотографировать. А дальше, бесконечная «стиральная доска» по прорезанному грейдером направлению. Очень напоминает заброску из Плесецка, однако есть существенная разница. Во-первых, едем мы внутри комфортабельного автобуса, и совершенно не обращаем внимания на клубы развевающейся сзади пыли. Во-вторых, за время похода наши организмы привыкли к условиям постоянного дискомфорта и неудобства, и никаких неприятных эмоций качество дороги нам не доставляет.
В Архангельск прибыли около пятнадцати часов, за время дороги многим удалось поспать. Разгружаем вещи на грязной площадке у вокзальной площади, усеянной многочисленными осколками битого стекла и различным мусором. Первое впечатление от города довольно мрачное. После девственной чистоты местных лесов, окружающий мусор – неприятно режет глаза. Как только скучковали снаряжение, тут же разбиваемся по интересам, до поезда ещё больше пяти часов, у большинства были планы и желания по приезду в город. Оставляем несколько человек охранять вещи и расходимся осматривать окрестности.
Каждый раз, выходя с маршрута и оказываясь в большом городе, удивляюсь и не могу привыкнуть к царящей вокруг суете. Кругом снуют толпы людей, ездят, сигналя друг другу автомобили, хамят крикливые уличные торговки. Всё кругом наполнено уже забытым шумом и гамом. Прогуливаясь по улице и присматривая какой-нибудь ресторанчик, мы постоянно натыкаемся на людей, или, едва не попадаем под колёса проезжающего транспорта. Всё ещё бросается в глаза окружающий мусор. А ещё в этом городе пьют. Пьют, судя по всему, много и самозабвенно. Кругом встречаются одухотворённые, одутловатые лица, со следами недавнего порока. Причём у этого явления нет ни пола, ни возраста, в одинаковой степени этому подвержены молодые и старые, мужчины и женщины. Сейчас пятница, три часа дня, а количество пьяных на душу населения, вызывает какой-то ужас. Неужели на русском севере, настолько нечем себя занять кроме как, напиваться средь бела дня до полной бессознательности? Неоднократно встречаются нам спящие под елками, или на газонах люди. Архангельск нравится нам всё меньше и меньше.
Заходим, в приглянувшийся ресторан грузинской кухни «Мимино». Интерьер приятный, всё чисто, ухожено, благопристойно. Шустрая, миловидная официантка, с лиловым фингалом под глазом принимает заказ. До ресторана нас добралось четверо: Я, Михалыч, Тёма и Димон Козловцев. Ольга, Серёга и Володя отправились дальше, искать приличный бар, они мечтают о хорошем пиве. Мы же заказываем прилично покушать, первое, второе, горячее, салаты, хачапури ну и конечно пива и бутылку водки. Персонал оказывается очень отзывчивым и чутким, грузинская еда очень сытной и вкусной, водка холодной, а латвийское пиво выше всяких похвал. Когда же настало время посетить уборную, то вообще появилось желание остаться здесь навсегда. Привыкшие оправлять естественные надобности в лесу, дорвавшись до горячей воды в кранах, чистых полотенец и прочих прелестей цивилизации, мы испытали настоящий культурный шок. Гостеприимный ресторан не отпускает, хочется сидеть ещё и ещё. Чудесное место, примирившее нас со всеми недостатками города Архангельска. Как бы не хотелось посидеть ещё, но нужно возвращаться, менять дежурных. Ребята, тоже должны устроить себе пару часов культурной программы.
Возвращаемся на вокзал. Олег, Настя, Андрей, Вера и Света, под предводительством Алексея, прыгают в уже поджидающие их такси и уезжают на городскую набережную, любоваться красотами Северной Двины. Оставшиеся часы до поезда, коротаем за игрой в карты, прямо на вещах и походами по ближайшим магазинам, в поисках прикупить что-нибудь из продуктов в дорогу.
Незадолго до поезда, небеса разверзлись невообразимым дождём, нам едва удалось укрыть вещи плёнкой и спрятаться под вокзальным навесом. Дождь лил такой, словно вся влага, которая не вылилась над Архангельской областью за минувшие недели жары, собралась в одном месте и выпала за каких-то пол часа. Вода лилась сплошным, непроглядным потоком. Уже через несколько минут, по улицам побежали бурные ручейки, впоследствии образовавшие целые озёра. Люди кругом, прятались под любым укрытием, ютясь под маленькими навесами остановок и до отказа набиваясь в привокзальные магазинчики. Стоило оказаться под дождём на пару секунд, чтобы промокнуть насквозь с ног до головы. При этом, над головами ужасно грохотал гром и ослепляюще сверкала молния. Зато совсем не было ветра, а температура воздуха была очень комфортной. Мне удалось ощутить эти неоспоримые преимущества ситуации, ибо за несколько минут до начала дождя, я отправился за сигаретами. В Архангельске почему-то, не так просто найти табачный магазин, так что идти пришлось довольно далеко и все прелести непогоды обрушились мне на голову. Но туристу воднику мокнуть не привыкать, поэтому я героически шагал по щиколотку в воде, под проливным дождём, насвистывая какую-то песенку. А Олег в это время, тоже нисколько не смущаясь погоде, качался на качелях под струями воды, под подбадривающие выкрики не захотевших составить ему компанию членов группы.
Дождь закончился минут за двадцать до подачи поезда. Как только с неба перестала литься вода, подобно муравьям, потянулись в сторону железнодорожных путей, наши фигуры, согнутые под тяжестью мешков, рюкзаков и баулов. Расположились посреди перрона, поскольку наш пятнадцатый вагон должен быть с края, но пока не ясно с какого, поскольку нумерацию вагонов ещё не объявляли. На погрузку времени будет не много, поэтому проводится инструктаж – кому, куда и в каком порядке следовать, перенося вещи. Женя с Тёмой, снова отвечают за погрузку в багажный вагон. Девчонки, должны охранять вещи, одни у общей кучи, другие у дверей вагона, когда тот подъедет и по возможности переносят кое-какие лёгкие сумки. Все остальные, должны будут, почти бегом, успеть сделать несколько ходок туда-сюда, перенося тяжёлые и негабаритные вещи. За это время должны погрузиться все остальные пассажиры, а потом уже мы, будем закидывать как получится всё барахло в вагон. Опыт, сноровка, слаженность и командная работа позволила быть на высоте, когда подходит поезд. За пятнадцать минут удаётся не только перетащить вещи, но и более-менее организованно, без толкотни и почти без мата, загрузиться в вагон. А минут через десять, после отправления, весь наш многочисленный скарб аккуратно разложен по полкам и различным потайным местам плацкартного вагона. Поезд медленно набирает ход, мерно стучат колёса. Завтра, в это же время, все мы будем дома…
Эпилог.
Двадцать часов в поезде до Москвы пролетели незаметно. Организмы, уставшие за две недели скитаний, требовали отдыха. Почти всю дорогу спали, на стоянках выходили пройтись и размяться, потом снова спать. Самые страждущие, пытались расправиться с остатками спирта, но получалось не очень, желающих было мало, а спирта ещё много. Из заслуживающих внимания моментов, был, пожалуй, только день рождения Веры, встреченный в поезде. Как могли поздравили, подарили не хитрые подарки, которыми смогли разжиться у проводников и на стоянках. На Ярославском вокзале, сердечно попрощались с москвичами, пожелали удачи, договорились о скорых встречах и погрузились в Мерседес приехавшего за нами Влада. По дороге домой пили, пели, смеялись, вспоминая самые яркие моменты и грустили, что поход закончен, а до следующего ещё так не скоро. Строили планы на будущее, мечтали о новых реках и мощных порогах….
Подводя итог прошедшему походу, можно сказать следующее:
Поход удался, положительные эмоции получены на долгое время вперёд. Задачи на поход успешно выполнены. Евгению остаётся защитить маршрут в квалификационной комиссии федерации спортивного туризма. А нам остаётся дожидаться справок о зачёте спортивного похода третьей категории сложности, по связке рек Подломка-Кожа. Все члены группы живы и здоровы, никого не потеряли… Хотя… Это не совсем верно, потеряли, ещё как потеряли.
Дима Волков, наш фотограф, смертельно обиделся на всех ещё в Архангельске, обиделся окончательно и бесповоротно. Причём, на что и почему обиделся, никому объяснить не смог. Просто, не прощаясь, покинул нас на Ярославском вокзале в Москве, а через некоторое время выложил в своих социальных сетях, мерзкий пост, о том, как ему всё не понравилось. Каждому наговорил откровенных, необоснованных гадостей. Как вишенку на торте разместил фотографию уничтоженных им карт памяти и засвеченных плёнок. Своими руками, загубил он десятки гигабайт своей собственной двухнедельной работы, тысячи уникальных фотографий об отдыхе и маршруте целой группы. Колоссальный фото и видео материал, который должен был стать основой для написания отчёта о походе нашей группы. После попыток разобраться в ситуации и выяснить, что, и в каком месте пошло не так, Дима обложил всех благим матом, а затем сказав, что не хочет иметь с нами ничего общего, поудалял всех из друзей. Сказать, что мы были в шоке – не сказать ничего. Более десяти долгих лет знакомства, связывало Димона с турклубом «Бриз». Многократно ходил он с нами в походы, в том числе и сложные. Каждого из группы он давно и хорошо знал. Никаких конфликтов, никогда ни с кем не возникало. Что двигало человеком, когда он совершал свой поступок, так и останется для нас загадкой.
Хорошо, что мы живём в современном мире. У каждого есть современный смартфон. Ещё каких-то пятнадцать-двадцать лет назад, потеря фотоплёнки на двенадцать кадров, означала бы полное фиаско. Никаких подтверждений похода бы не осталось. Сейчас же, каждый в руках держит целую фотостудию. Конечно, мы все, понемногу фотографировали и снимали видео. Вовка – большой молодец, буквально «на коленке» смог собрать отличный фильм о нашем походе, из материала, который он заснял на свой айфон. Посмотреть его можно на ю-тубе по запросу: «Сплав по рекам Подломка и Кожа. Турклуб «Бриз» г. Тула, 2022.» Cсылка тут: https://www.youtube.com/watch?v=PmJi1He2TJs . А материала собранного со всех остальных, вполне достаточно и для отчёта, и для того, чтобы долгие годы хранить тёплые воспоминания о этих двух замечательных неделях, в походе по северу Архангельской области, жарким летом две тысячи двадцать второго года.
Состав участников:
1 катамаран.
Флагманский «Стерх», шестиместный
Федосов Евгений Трикозенко Алексей
Александрова Юлия Бугрова Светлана
Ионов Максим Спириденкова Екатерина
2 катамаран
«Стерх» шестиместный
Кондаков Владимир Которов Александр Михайлович
Антонова Ольга Волков Дмитрий
Безнощенко Артём Козловцев Дмитрий
3 катамаран
«Солнышко» четырёхместный
Гиндин Олег Корнюхов Андрей
Суворкина Анастасия Корнюхова Вера
4 Катамаран
«Байкал» двухместный
Лебедев Дмитрий Кожевников Сергей
P.S. Огромное спасибо всем участникам сплава. Вы отличные люди. Вы отличная команда. Я горд и счастлив что знаю каждого из Вас. И традиционное…
Я Вас ненавижу, но пойду с Вами ещё!!!