Когда-то Сергей и Вера жили счастливо: воспитывали детей, ходили на любимую работу. Была и дача с огородом, поездки на море, совместные прогулки всей семьей. Все начало рушиться, когда родился третий ребенок, и Сергею пришлось устроиться еще на одну работу — ночным сторожем на склад по выходным. В напарники ему достался человек ненадежный, пьющий. Костик по кличке «Шаман», водил дружбу с местной шпаной, умел договариваться обо всем. С каждой работы брал все, что плохо лежало, а деньги потом прогуливал.
— Понимаешь, братан. Нам столько платят, что мы вредить больше должны, чем работать. Надо уметь крутиться, иначе не проживешь. Вот, лежит у нас на складе тонна мешков с цементом, еще тонна шпатлевки и других строительных материалов. Ну кто хватится двух мешков? Да, никто!
— Так-то верно, но совестно как-то…
— Люди миллионами воруют, а совестно тебе? Эх ты, добрая душа. Тебе детей кормить надо! Троих поднимать!
Так, понемногу, да по чуть-чуть Сергей тоже стал лишнее домой таскать, что-то продавали неподалеку и покупали горячительное. Там же, на складе и отмечали. Плохая компания еще никого до добра не доводила. Вот и скатился Серега из примерного семьянина до злостного выпивохи.
Уж как его Вера не уговаривала уволиться, да все бесполезно.
— Сереж, да хватит нам деньжат. Одежду на ребятишек Олька отдаст, у нее сын постарше наших. А на доченьку тоже у кого-нибудь попрошу. А через месяц и сама на работу пойду, только Вареньку в ясли отдадим.
— Ничего ты не понимаешь, женщина. Надо крутиться! Иначе так и останемся в этой двушке торчать без ремонта.
— Ну и Бог с ним, с ремонтом. Чистенько, да и ладно. А ты, Сереж, выпивать вон как часто стал, не нравится мне твои дела с этим «Шаманом». Доведет он тебя до ручки. — плакала Вера.
— Костик знает жизнь, чего только не повидал…Не лезь в мужские дела.
Вскоре Серегин напарник пропал. Не вышел на работу, и никто не знал, где он. А одному было не с руки с работы что-то тащить. В этот момент Вера и уговорила мужа уволиться со склада. И вроде зажили почти так же спокойно. Только вот привычка посидеть за рюмочкой у Сергея осталась.
— Ну перед ужином, Вер, святое дело!
— Сереж, может, не надо. Обещали с детьми погулять. В парке горки залили и каток.
— Так, вот, для согрева. Оно и теплее, и веселее будет.
Там, где стопочка, там две, и три. Так и подсел Серега. Каждый вечер одно и то же: включит себе телевизор и посиживает, пока клевать не начнет.
В таком состоянии он не был злым, только сразу с нравоучениями лез. То к детям с проверкой дневников привяжется, то к жене, что стряпает не так. И уговаривала его Верочка, умоляла, потом даже к врачам начала водить. И один раз помогло какое-то средство — целый год Сергей не пил. Только ходил грустный и задумчивый. Как будто все краски пропали из его жизни. Еле дождался, пока срок действия пройдет, чтоб заветную рюмочку опрокинуть. Зато за этот год на приличный ремонт накопили, детей на море вывезли.
Так и пошла череда взлетов и падений. На год Серега срывался, потом снова за голову брался. У Верочки с детьми жизнь теперь пошла в черно-белую полоску. Так и пролетело десять лет. Дети по одному вылетали из гнезда: сначала старший сын Степка в армию ушел, потом в институт поступил в другой город. Затем средний сын окончил школу и тоже уехал. И только дочка пока жила с родителями, но и она задумала уходить после девятого класса из школы, чтоб в техникум поступить.
— Варь, ну зачем так рано? Поживи еще с нами.
— Нет, мам, нет сил отцовские придирки слушать. Каждый вечер одно и то же. Мне перед подругами стыдно. Мы гуляем, а он идет с магазина, своими бутылками звенит чуть живой. И чего с ним не разведешься?
— Что ты, он без меня совсем пропадет. Потерпи, скоро возьмется за голову.
— Ага, и тогда станет злым, как дикий кабан. Слова не скажи — сразу орет. Надоело.
— Я понимаю, ты стыдишься. Но ведь он твой отец. Бросить его мы не можем.
Когда дети разъехались, осталась Верочка с мужем наедине. Теперь все придирки на нее свалились снежным комом.
— Да что ж ты ворчишь все время, Сережа? Как старый дед!
— А я и есть уже старый! Все соки ты из меня выпила, Верка!
— Я? — возмутилась женщина.
— Да, а кто детей каждые пару лет приносил? Я же на двух работах полжизни пахал, чтоб прокормить вас всех…
— Если б не пил, то был бы как огурчик! А так, сам себя уничтожаешь. Твой добровольный выбор.
— Вот ты как…я ей…а она…эх! — махнул рукой на жену мужчина.
— Тебе вообще, кроме горячительного, что-то интересно? Ты даже не заметил, что дочка от нас съехала.
— Одним ртом меньше.
— Дети бегут от нас, от тебя…Мы остались вдвоем, и мне страшно.
— Какая чушь. Я, можно подумать, на тебя руку поднимаю… или под забором валяюсь. Имею я право отдохнуть после работы, в конце концов? Это моя жизнь! Живу, как хочу! Ты еще не видела плохих мужей! С жиру бесишься: все есть, а без конца ноешь.
— Я просто хочу, чтоб ты стал, как прежде. Как двадцать лет назад.
— Еще чего. Тогда я был бесхребетным. Под твою дудку плясать не буду. А не нравится что-то — проваливай.
— Куда? — округлились глаза у Веры.
— Да куда хочешь.
Однажды Верочка пришла с работы, а в доме куча незнакомых людей, кто-то спал в их комнате, в воздухе воняло перегаром и дымом, а из копилки исчезли все деньги. Когда она бросилась всех выгонять, то муж стал угрожать.
— У нас тут праздник, трудовой народ отдыхает. Не нравится — вали. Но женщина не сдавалась, пока не выгнала всех. Тогда Сергей впервые толкнул Верочку, и она ударилась о дверцу шкафа.
С того дня муж стал вообще невыносим. Кидался вещами, если женщина отказывалась ему наливать. Но как-то, на выходные старший сын захотел приехать погостить. Сказал, что девушку привезет знакомиться. Верочке было страшно рассказать ему, что это плохая затея. Она уговаривала мужа вести себя нормально и продержаться хотя бы один день.
— Сереж, ну, пожалуйста. Степа с девушкой приедет, с невестой. Не позорься, я тебя прошу.
— Это ты не позорься, и на мужа не наговаривай.
Сначала все шло хорошо, они все вместе пообедали, но когда молодые ушли погулять, Сергей втихомолку опрокинул пару рюмок. Вера начала ругать его.
— Не ори, женщина. Я ничего такого не сделал. У себя в доме имею право!
— Ну я же просила потерпеть!
— А ты не указывай! Вали отсюда, если не нравится. Достала со своими нравоучениями, глаза бы не видели тебя, как ты мне надоела — с этими словами Сергей кинулся на жену.
— Отец, ты что? — сын с девушкой зашли в квартиру и увидели все происходящее. Степан подошел к отцу и отшвырнул его в угол.
— На отца... Это как называется. Ууу, вредитель. Убирайся, и бабищу свою прихвати. Привел, знакомиться, кому она тут нужна. И мать бессовестную тоже. Все нервы вытрепала. Жить спокойно не дает.
— Собирайся. Я тебя здесь не оставлю, — сказал Вере сын.
— Нет, Степушка. Куда я его брошу. Да и вас напрягать. Перед Светочкой неудобно.
— Сказал, собирайся. У нас поживешь.
Вера послушала сына. Но долго надоедать молодым не хотела.
— Мам, ну куда ты поедешь? Подавай на развод. Он и раньше невозможным был, а теперь совсем…это не жизнь. Разменяете квартиру, тут в городе работу найдешь.
— Ой, Степа, не знаю…он пропадет без меня…
— Это его выбор. Тебе нормально надо жить. Мне что теперь бояться, пока ты с ним? Нет, мама, решено. Завтра у меня выходной, поеду с тобой за вещами. Одну не пущу.
Верочка только вздохнула, ей были страшны такие перемены. Она привыкла к своей жизни, работе. Но сын настаивал, и она решилась.
Когда они зашли в квартиру, то услышали музыку и крики множества людей. Целая компания оккупировала Верочкину кухню. Первое, что бросилось ей в глаза — кружевные салфеточки на полу, которые она со старанием вязала в молодости. И так ей грустно стало, и жаль эти салфеточки. Она вспомнила те времена спокойствия когда родился первенец, и мужа, который по ночам вставал к сыну, жалея Верочку. Как гуляли вечерами с коляской, сидели на лавке, обнимались. Так, они грели друг друга, пока их малыш спал на свежем воздухе. Вся жизнь пролетела перед глазами женщины. И вот, она стоит растерянная, смотрит на эти белые салфеточки, которые лежат в грязи прихожей, затоптанные кем-то. Она вдруг ясно все поняла, не хочет больше такой жизни.
— Пусть, Степа, не ходи к ним. Я сейчас, только соберу по-быстрому сумку. Оставим все как есть, — побоялась женщина за сына.
Верочка подала на развод и раздел имущества. Она купила неподалеку от старшего сына себе комнату в общежитии, обустроила все с уютом. Связала новые салфеточки, расставила на них вазы с цветами.
От знакомых женщина слышала, что Сергей ничего не купил себе после размена квартиры, деньги у него украли его же собутыльники. В итоге вместе с дружками обитал где придется.
———
А вы согласны, что каждый выбирает свой путь? Правильно ли поступила Верочка, что оставила мужа? Обсудим, в комментариях?
Автор: Уютный уголок
Все права защищены. Свидетельство о публикации №224101501060
Рекомендуемые рассказы