Рынок экосистемных подписок может достичь 130 млрд руб., а число их пользователей — 76,5 млн человек, пишет Коммерсантъ со ссылкой на исследование аналитического агентства J’son & Partners Consulting.
В 2023 г. сегмент цифровых экосистем достигал 111,7 млрд руб., насчитывая 66,1 млн пользователей. В денежном выражении, отмечают аналитики, рынок расширяется «не в прямой пропорции к росту базы». Это связано в основном с определенным количеством подписчиков, которые тестируют сервисы бесплатно — оформляя промо-периоды или участвуя в маркетинговых акциях. Их число в среднем достигает 10–20% от годовой базы. Второй фактор — «срок жизни» подписчиков в экосистеме.
К 2028 г., по прогнозу J’son & Partners Consulting, рынок может увеличиться до 163 млрд руб. Однако технологические компании отмечают, что потребление подписочных моделей замедляется на 10–15% в связи с адаптацией после ухода зарубежных сервисов. При этом сегмент продолжает расти — как с точки зрения числа пользователей, так и с точки зрения бюджетов. И задача компаний не только привлечь новых клиентов, но и удержать их, в том числе за счет увеличения количества сервисов под одним брендом.
Основным фактором развития рынка станет создание и продвижение цифровых ассистентов, особенно с голосовым интерфейсом, считают в агентстве. Подобные разработки сегодня предлагают Яндекс, ВК, Сбер, Т-Банк. Участники рынка добавляют, что точками роста популярности подписок будут персонализация и мультисервисность. Также будут набирать обороты и нишевые предложения — услуги в сфере здоровья, телемедицины, спорта.
При этом из российских экосистем почти исчезли услуги сторонних компаний-партнеров, либо «такие услуги стали четко стандартизованы и приведены в соответствие с требованиями экосистем», отмечается в исследовании. В целом за 2022–2023 гг. компании существенно обновили состав своих экосистем: закрыли 37 сервисов, или 15% от их изначального числа, и открыли 67 новых, увеличив их количество на 28%.
Читайте также: Недорогое удовольствие: сколько россияне готовы платить за цифровые подписки