Гигант на колесах, который поставил рекорд Гиннеса по грузоподъемности. Этот мощный самосвал не только способен перевозить огромные объемы груза, но и устанавливает новые мировые стандарты. Однако, как и любое чудо инженерии, БелАЗ-75710 имеет свои достоинства и недостатки. Что стоит за его впечатляющими характеристиками? Каковы реальные преимущества и в чем минусы этого монстра? Давайте разбираться вместе.
История БелАЗа в цифрах
БелАЗ – Белорусский автомобильный завод, выпустивший тысячи карьерных самосвалов и другой специализированной техники. Основан в 1948 году. В 2023 году отметил своё 75-летие.
Первый карьерный грузовик МАЗ-525, ставший основой для всех советских большегрузов, разрабатывался в Ярославле с 1947 года под названием ЯАЗ-225. После передачи проекта на МАЗ он претерпел ряд изменений.
В 1958 году завод получил новое название – «Белорусский автомобильный завод», и был выпущен первый самосвал МАЗ-525, получивший прозвище «четвертак» за свою грузоподъемность в 25 тонн. За два года было произведено более 1000 таких машин. Первая 40-тонная машина с индексом «530» появилась в 1960 году.
Следующая модель уже носила название «БЕЛАЗ» и была выпущена в 1961 году – это был опытный образец 27-тонного карьерного самосвала БелАЗ-540. В 1963 году был собран БелАЗ-548 с грузоподъемностью 40 тонн, а в 1966 году – БелАЗ-548Ф, способный перевозить до 45 тонн.
Дальше последовали новые достижения: в 1968 году появился первый БелАЗ-549 с грузоподъемностью 75-80 тонн. В 1977 году был выпущен БелАЗ-751 на 120 тонн, а в 1982 году – БелАЗ-75211 на 170 тонн, а также БелАЗ-75307 с перевозимым весом в 220-тонн.
Самым крупным самосвалом в истории Белорусского автомобильного завода в составе СССР стал БелАЗ-75307, выпущенный в 1982 году, с впечатляющей грузоподъемностью в 220 тонн!
Новейшая история БелАЗа
С распадом СССР Белорусский автомобильный завод не канул в Лету, а развивался дальше и из его ворот стали выходить современные грузовики с впечатляющими характеристиками.
Их покупали не только на постсоветском пространстве, но и в Филиппинах, Пакистане, Вьетнаме и других странах.
В 2013 году БелАЗ-75710 с грузоподъемностью 450 тонн установил рекорд Гиннесса в Европе и СНГ – он провез груз весом 503,5 тонны!
В 2022 году был произведён уникальный карьерный самосвал БелАЗ-7540S с газопоршневым двигателем и тоннажем в 30 тонн. Спустя несколько месяцев был собран еще один грузовик с аналогичным двигателем – 90-тонный БелАЗ-7558H.
В Гродно прошла выставка, на которой был представлен первый аккумуляторный самосвал в истории БЕЛАЗа – модель БелАЗ-7558Е с грузовым лимитом в 90 тонн.
В 2023 году завод собрал 220-тонный БелАЗ-75304, состоящий на 90% из белорусских комплектующих.
К 75-летию завода был представлен первый гидравлический самосвал BELAZ BX20012 с вместимостью 200 тонн, а также опытный образец под индексом «7513М», использующий водородные ячейки вместо дизельного двигателя и аккумуляторов.
Но остановимся на рекордсмене 450-тонном БелАЗе-75710 – самом большом в мире двухосном карьерном самосвале.
Карьерный самосвал БелАЗ-75710 самый большой в мире
БелАЗ-75710 – это полноприводный двухосный карьерный самосвал с грузоподъемностью 450 тонн, который является самым большим в мире в своем классе. Он продолжает производиться и по сей день.
Задача его разработки была сложной. Начались поиски самых больших шин в мире, доступных на то время. Также была необходима кардинально другая система управления для машины. Не удалось найти генератор, способный самостоятельно обеспечить необходимую энергию для работы этой махины, что добавило сложности в проект.
И вот, все проблемы были решены и БелАЗ-75710 был представлен в сентябре 2013 года, а в январе 2014 года он установил рекорд Гиннесса, перевезя на испытательном полигоне груз весом 503,5 тонны.
Вся его громоздкая и крайне неудобная конструкция ориентирована на перевозку огромного количества руды за один раз. Чтобы добиться требуемых результатов, инженерам пришлось принимать очень неординарные технические решения.
БелАЗ-75710 – технические характеристики
Размеры этой махины действительно впечатляют:
Длина – 20,6 м
Ширина – 9,87 м
Высота – 8,26 м
Масса – 390,5 т
Грузоподъемность – 450 т
Максимальная скорость – 64 км/ч
Рабочая температура – от -50°C до +50°C
Объём кузова геометрический – 164,9 м³
Объём кузова с «шапкой» – 268,3 м³
Объём топливного бака (2 штуки) – по 2800 л каждый
Расход топлива – 1300 л на 100 км
Колесо (8 штук) – шины размером 59/80R63 и весом 5,5 тонны каждое
Этот самосвал БелАЗ-75710 настолько огромен (его собственный вес почти 400 тонн). В среднем такой гигант может потреблять около тонны дизеля на 100 км и понятно почему.
БелАЗ-75710 оборудован двумя дизельными двигателями MTU DD 16V4000 с V-образным расположением цилиндров и общей мощностью около 4600 л.с. Для их работы требуется большое количество топлива, причем расход варьируется в зависимости от веса груза и условий эксплуатации. Поэтому в условиях карьера, с частыми остановками и разгрузками, расход может быть выше заявленных 1300 л.
Просто для сравнения:
- может вместить в себя нагруженных 9 грузовиков КАМАЗ
- его высота - это 2-эхтажный дом с крышей
- его ширина - это 3-х этажный дом, поваленный на бок
- полностью загруженный весит как 840 автомобилей ВАЗ-2101 (наша "Копеечка")
Что самое показательное – при своих огромных габаритах он был довольно комфортен для работы водителя.
Кабина оборудована регулируемым сиденьем, климат-контролем и аудиосистемой. Также на машине установлена система кругового видеообзора и радары, реагирующие на людей.
Кроме того, для удобства погрузки он оснащен электронными весами, позволяющими экскаваторщику видеть груз на платформе по индикатору сбоку. У машины даже есть собственная холодильная установка для охлаждения наиболее критичных мест конструкции.
Сколько стоит (цена)
Цена БелАЗа-75710 составляет около 12 миллионов долларов. Если учесть дополнительные расход, такие как таможенная пошлина, транспортировка и обслуживание, общая сумма значительно увеличивается.
Сколько выпущено таких машин
За 11 лет (с 2013 по 2024 год) карьерных самосвалов БелАЗ-75710 выпустили всего 5 машин. На карьерах России трудились 3 машины. Сейчас нет ни одной.
Вот мы и добрались до минусов, которые существуют у самого большого в мире двухосного карьерного самосвала БелАЗ-75710.
Что не так с самым большим самосвалом в мире: 5 минусов
Минус 1. Огромные габариты
Высота – 8,26 м. Эту огромную машину невозможно использовать в местах расположения мостов, эстакад, линий связи и электропередач.
Ширина – 9,87 м. Такая ширина самого самосвала, требует большой ширины проезжей части, что не позволяет в большинстве случаев, использовать двухстороннее движение, а только реверсивное, что значительно увеличивает время одной ходки БелАЗа-75710 туда-сюда.
Радиус разворота самого большого в мире самосвала БелАЗ-75710 составляет 19,8 м. Недостаток в том, что чтобы развернуться, надо порой проехать десятки км.
Но... в защиту: такие гиганты по обычным дорогам не ездят – их собирают под конкретный карьер на месте.
Минус 2. Маленькая скорость передвижения
Максимальная скорость – 64 км/ч. Это показательная скорость на испытаниях, реально, нужен достаточно длинный участок для разгона груженного самосвала и, соответственно, тормозной путь – это в карьерах не реально.
Но... в защиту: в карьерах такие скорости не только не нужны, но и запрещены, поскольку действует ограничение 20-30 км/ч.
Минус 3. Расходы на топливо
Расход топлива – 1300 л на 100 км. На БелАЗе, считаются не км, а моточасы, поскольку двигатели обеспечивают работу электростанций. При работе, на остановках самосвал глушить нельзя, от него запитаны все электроагрегаты, а расход топлива соответствующий, хотя значительно ниже, чем при движении.
Представляете, сколько стоит заправить такого гиганта, как БелАЗ-75710?
В России полная заправка (в его 2 бака вмещается 5.600 литров) обойдется примерно в 250.000 рублей! На 100 км пути БелАЗ потребляет 1.300 литров топлива, а хватает это примерно на одну смену работы. И это не всё! Ещё нужно регулярно менять масло, охлаждающую жидкость и гидравлическую жидкость, а это тоже статья расходов и не маленькая.
Минус 4. Невозможность быстро перебросить на другой объект
В случае выработки карьера и переброски на другой объект, трудозатраты на разборку и сборку с перевозкой, могут значительно превышать его рентабельность.
Под такую машину нужно проектировать новый карьер с соответствующей дорожной сетью и инфраструктурой. Тем не менее, рост грузоподъемности карьерных самосвалов – это тенденция, которой лет 100 уже будет.
И поэтому, сверхтяжелые самосвалы быстро никуда не перебрасываются. Большая часть из них «умирает» в карьерах...
Минус 5. Поломка и ремонт
Поломка БелАЗа-75710, мешающая передвижению самосвала (особенно груженного в узком месте) – это настоящая проблема. Она может привести к остановке работ других машин на карьере на несколько дней, а то и просто решать вопрос о сбросе самосвала с трассы.
А большегрузность машины (до 450 тонн), приводит к быстрому износу деталей и любой ремонт, даже мелкий – очень ёмкий и дорогостоящий. Только представьте, элементарная замена внутреннего колеса, которое весит 5,5 тонн?
Кроме того, при ремонте каждую запчасть нужно заказывать и ждать долго. Поэтому и возникали вопросы, что стоит ли покупать штучный авто с такими проблемами, может дешевле будет взять самосвал массового производства?
Вместо заключения
Мы с вами узнали удивительную историю огромных грузовиков, которые выпускает Белорусский автомобильный завод и более детально рассмотрели БелАЗ-75710. Также мы рассмотрели 5 главных минусов и узнали, что же не так с самым большим в мире карьерным самосвалом и почему его выпуск ограничился 5 машинами.
И, конечно, понятно, что все выявленные недостатки достаточно типичны всех без исключения гигантских транспортных средств, включая морские и воздушные суда.
А напоследок, комментарий Дмитрия Казутина, водителя самосвала БелАЗ-75710 :
«Проходил испытания у нас на разрезе… к сожалению машина оказалась не жизнеспособной… экономически не выгодна эксплуатация данной техники. Основная причина – необходимость менять всю дорожную сетку под вес-габариты данного белаза, ну и от белаза по-сути только марка. Начинка импортная – дорого!!! После года эксплуатации-поставлен на вечный прикол в 2014 году. В 2018 году списан и разрезан на металлолом… всего собрано было 3 единицы, 4-я так и осталась не завершенной. Всего 2 машины были в эксплуатации. Неудачная судьба у данного Белаза. Больше для пафоса и рекорда был реализован данный проект.»
Так что, думайте сами, решайте сами: хорош или не хорош.
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!