Для ислама, как и для прочих авраамических религий, пророчества и их исполнения играют важную роль. Одним из таких пророчеств является предсказание пророка Мухаммеда о строительстве высоких зданий, которые будут строить арабы-бедуины. Что сказано в этом пророчестве? Почему мусульмане верят, что оно исполнилось? Что не так с этим пророчеством?
В Аравийской пустыне арабы живут тысячелетиями. Многие ведут кочевой образ жизни, пасут скот, торгуют, путешествуют с караванами, поклоняются Аллаху. В пустыне еще во времена пророка Мухаммеда уже были города и государства. Тем не менее, часть арабских племен продолжает жить кочевой жизнью.
В 20 веке многие арабские общества резко разбогатели благодаря обнаружению больших запасов нефти. Мусульмане это интерпретируют как исполнение пророчества, о котором сообщал пророк Мухаммед 1400 лет назад: бедуинские вожди внезапно стали эмирами, президентами и королями, которые соперничают друг с другом в строительстве высоких зданий. В ОАЭ построили самое высокое на данный момент здание - Бурдж-Халифа. В Саудовской Аравии строят конкурента - Башню Джидду, которая составит 1000 метров, что выше Бурдж-Халифы на 172 метра.
Мусульмане считают такой подъем арабских стран настоящим чудом, ведь это исполнение слов Мухаммеда. Пророчество описано в "Хадисе Джабраила", самом важном хадисе суннизма, потому что там изложены основы ислама. В конце хадиса пророк Мухаммед, отвечая на вопросы ангела Джабраила о признаках судного часа, сказал:
"(Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по размерам своих жилищ". (Сахих Муслим 93)
Похожий хадис дан в другом авторитетном сборнике хадисов, но в иной формулировке:
"Когда невольница породит (того, кто станет) ее хозяином, а пастухи (некогда занимавшиеся выпасом) черных верблюдов станут соревноваться друг с другом в возведении огромных жилищ". (Сахих аль-Бухари 50)
Иногда этот хадис переводят иначе. Вместо слова "размеры" или "огромных" используют слово "высоту", вместо "жилищ" - "здания". С пастухами тоже нет определенности: либо это босые и неимущие пастухи, либо пастухи черных верблюдов. Выходит, уже иной по смыслу хадис, где бедные бедуины начинают соревноваться в строительстве высоких зданий (а не просто больших жилищ).
Тем не менее, мусульмане верят в этот хадис, и многие видят его проявление в настоящем времени на примере аравийских государств, которые показали высокие темпы развития за относительно короткий промежуток времени.
Что не так с пророчеством?
Во-первых, содержание пророчества очень расплывчато.
1) Если мы принимаем перевод "высокие здания", то пророчество можно притянуть к настоящему времени. Если мы принимаем перевод "большие жилища", то пророчество становится бессмысленным для настоящего времени, потому что под жилищами можно понять как обычные дома, так и что-то более весомое, чем бедуинские шатры и двухэтажные дома Мекки и Медины.
2) Если речь идет об обычных пастухах-бедуинах, то пророчество можно притянуть к настоящему времени. Если речь о босых и неимущих бедуинах, то пророчество снова не имеет смысла, ведь те бедуинские правители, которые стали развивать свои страны, до нахождения нефти были достаточно зажиточными.
Во-вторых, бедуины Аравии разбогатели еще до того, как нашли нефть. С развитием халифата арабы стали строить большие дома и здания, развивать города и торговлю. Учитывая то, что хадисы с пророчеством возникли после 8 века, то есть через 1-2 века после пророка Мухаммеда, разумнее предположить, что автор хадиса относил пророчество к своим современникам, которые существенно улучшили положение после арабских завоеваний.
Если это действительно подлинные слова Мухаммеда, то арабы могли уже начать соревноваться в высоте зданий во времена пророка, так как к тому времени арабы достигли больших успехов, а сам Мухаммед был апокалиптическим пророком.
Уже на этом этапе можно говорить о сомнительности пророчества, потому что:
1) в нем нет четных и однозначных формулировок (хадис дан в разных вариантах и переводах);
2) возможны разные интерпретации хадиса, которые нивелируют его пророческий потенциал и однозначность.
Разоблачение пророчества
Когда мусульмане цитируют этот хадис, они приводят в пример Бурдж-Халифу. Но является ли строитель Бурдж-Халифы бедняком, который в какой-то момент стал богатым? Нет. Эмир Дубая и премьер-министр ОАЭ Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, который ответственен за строительство здания, не был бедным человеком. Он учился в школе, изучал английский язык, и уже с самого детства его отец готовил Мохаммеда к роли управленца эмиратом.
Может быть, первый президент ОАЭ был таковым? Заид ибн Султан Аль Нахайян родился в семье шейха. В его жизни был период, когда ему пришлось скитаться по Аравии с бедуинами, но он изначально был в привилегированном положении, и прочие основатели ОАЭ тоже не происходили из среды "босых и неимущих пастухов".
Также можно привести аргумент, что государства часто возникают по сценарию, когда обделенные сообщества сплочаются и начинают строить успешные поселения. В этом суть развития любого государства.
Несогласованность пророчеств
Допустим, что пророчество о высоких зданиях относится к современному периоду. Это самый маловероятный вариант, но допустим. Как тогда быть с пророчествами, которые противоречат этому пророчеству? В "Сахих Муслим" сказано:
«Когда наступит Час этот?» (Анас) сказал: «Посланник Аллаха некоторое время хранил молчание, а потом посмотрел на находившегося перед ним юношу из (племени) азд шануа и сказал: «Если этому (юноше суждено) прожить (достаточно) долго, Час этот наступит (для него), прежде чем он одряхлеет». Анас ибн Малик сказал: «А этот юноша был примерно такого же возраста, как и я». (Сахих Муслим 2953)
Данное пророчество гласит, что судный час должен был наступить примерно во времена пророка Мухаммеда. Это противоречит нашему допущению. Более того, это пророчество ставит под сомнение пророческие способности Мухаммеда, либо тех, кто составлял эти пророчества спустя пару веков после Мухаммеда.
Также не нужно упускать из виду первую часть пророчества о высоких зданиях, которая гласит, что рабыня родит госпожу - это происходило во времена Мухаммеда, когда дети наложниц становились женами правителей.
Возможно, кого-то данное пророчество до сих пор убеждает, но я решил предоставить более полные данные, чтобы у читателя был выбор - доверять пророчеству или нет.
Смотреть дополнительный контент - Телеграм.
Бонусные статьи и поддержка автора - Бусти и ТелеХрам
Статьи по теме: