Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Оно слушает/AfrAId (2024 г.) махровый триллер об искусственном интеллекте, научившемся к финалу быть покладистым.

Кадр из фильма "Оно слушает".
Кадр из фильма "Оно слушает".

Партнёр рекламного агентства Кёртис на себе испытал фразеологизм «злая ирония». Будучи прожжённым маркетологом, которого за рубь не купишь, он соглашается тестировать новое устройство, домашний голосовой помощник, превосходящий все прочие во много раз. Делает это ни где-нибудь, а у себя дома. Он, конечно, предельно насторожен к говорящей колонке, однако со временем домашние и отец семейства проникаются новым членом семьи и находят её крайне полезной во всех аспектах жизнедеятельности. Хотя скепсис в сердце хозяина не утихает, даже наоборот, после череды определённых событий, начинает звенеть всё сильнее.

Время теперь такое, коль законодательно не отрегулировано использование цифрового разума, так хоть в кино максимально надо навести рефлексию на предмет. К тому же нюансов великое множество. В данном случае, более-менее оригинально вписали детскую составляющую, причём разных возрастов и полов. Это само по себе любопытно. Как дети реагируют на конгениальные гаджеты, способные манипулировать ими на уровне высочайшего левела. Как подростки приветствуют месть за распространение порочащих их видео и как можно параллельно играть в планшет и ругаться вместе с умным наставником. На уровне идеи кажется неплохо, тем более что в режиссёрском кресле не новичок, а постановщик культового Американского пирога и среднего уровня фентези Золотой компас Крис Вайц. На деле все намного прозаичнее.

Кадр из фильма "Оно слушает".
Кадр из фильма "Оно слушает".

Фильм предельно лёгок в подаче. Тут нет никаких намёков на философию аля Матрица или Экзистенция. Зрителю не морочат голову проблемами будущего, связанными со столкновением нашего разума и нами созданного. Ни этических глобальных вопрошаний. Всё предельно упрощено для того, чтобы проследить историю одной конкретной семьи, столкнувшейся с одной разрушительной силой. Эта простота сначала привлекает, подкупает. Но потом она же является тем фактором, заставляющим зевать во время просмотра.

Крис Вайц знает, как снимать о детях (Мой мальчик с Николасом Холтом), о подростках и вообще рассуждать на нереальные темы. Но собрать вместе эти структуры в данном случае у него не совсем получилось. К тому же сценарий, особенно диалоги, не выдерживают пристального исследования, при котором можно обнаружить грубейшие ошибки авторов и в развитии драматургии, и в динамике, и в написании порядка слов, которые произносятся героями без какого либо энтузиазма.

Финал, кажется на первый взгляд, банально упростили и слили в угоду негодующей публике. Хотя по логике обучения ИИ так и должно быть. Она, безэмоциональное бездушное существо, не должна накапливать один лишь гнев. Тут рацио берет верх и наводит медиационную среднюю, когда овцы чуть потрёпаны, но целы, и волки, слегка пригубив, сыты. А снято так, будто в угоду и грубо говоря «прогнулись» и кажется что не «кажется».

Кадр из фильма "Оно слушает".
Кадр из фильма "Оно слушает".

Оно слушает из тех научно-фантастических ужастиков, которые в большинстве своём предаются забвению спустя несколько минут после просмотра. Он совершенно ничем не цепляет память. Даже для погружённых в тему, которые метут в топку любопытства всё подряд, он мало чем запомнится. Хотя поклонники Фантастических тварей чуть более остальных станут к нему теплее.

P.S.: Выбор женской сущности для Айи не совсем, точнее совсем не, соответствует нынешним толерантно-новоэтичным пертурбациям, ибо образ слабого пола дискредитируется нещадно. На это пока не обращают внимания, а зря. Это ведь может сформировать устойчивое представление о женщинах как о хладнокровных, умных хищницах. Хотя это и ранее было известно.