Многоэтажное жильё постмодернизма 1960-2000-х годов
Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — совокупность принципов и течений, утвердившихся в 1960-х годах как реакция на архитектуру модернизма. В основе этого явления — желание преодолеть недостатки модернистского зодчества.
Постмодернизм отрицает функционализм и стереотипность форм модернизма, нарушает устоявшиеся правила и в первую очередь развивается в архитектуре. Он стремится вернуть оригинальность и своеобразие архитектурным сооружениям, критикуя модернизм.
Основа деятельности постмодернистов — поиск уникальности при создании новых форм и гармонии с окружающей средой. Модернистский аскетизм отвергнут.
Архитектурные решения учитывают уже существующий облик городов, стремясь к симметрии и пропорциональности, образности и выразительности. Как любое постдвижение, постмодернизм подчеркивает несовершенства модернизма.
Одна из основных особенностей — работа с историческими формами: росписи, декорирование стен, барельефы. Эстетика внешнего облика здания заимствуется у исторических стилей, придавая архитектуре “перспективный, настоящий и нативный” характер.
Постмодернисты используют сложные ассоциативные образы, городская среда становится тематической и аутентичной. Насыщенность образа компенсируется отсутствием конкретной тематики. Основой может служить исторический стиль, городская легенда, религиозный образ, местная архитектура. Активно используются “отсылки” на памятники архитектуры.
Архитектура становится гибридной, с активными внешними силуэтами и внутренним устройством, не связанным с фасадом. В жилом строительстве появляются гигантские жилые комплексы разнообразной высоты и формы. Несмотря на споры, они уникальны и самобытны.
Torres Blancas Франсиско Хавьера Саенса де Ойса отличаются от обычных небоскребов: это жилое здание цилиндрической формы высотой 81 метр с круглыми балконами. Из двух запланированных башен была построена только одна. Здание имеет космический вид, однако архитектор отрицал влияние футуризма, утверждая, что хотел объединить принципы Ле Корбюзье и Райта: интеллектуальную энергию, уверенность и улучшение жизни людей через новую архитектуру.
Концепция небоскрёба заключается в создании вертикального города-сада, похожего на дерево. Лестницы, лифты и лифтовые шахты играют роль связующих конструкций. Наверху находятся круглые платформы с садами, создавая диалог между архитектурой и ландшафтом.
В здании была предусмотрена коллективная инфраструктура: бассейн на крыше, ресторан с круглыми залами на 23 этаже, часовня и детский сад на первом этаже. Однако, общественные зоны были заменены квартирами и офисами, оставив только бассейн.
Башня сохраняет хорошее состояние благодаря качественным строительным и отделочным материалам: мрамору для холлов и тику для оконных рам.
Парижский жилой комплекс Les Orgues de Flandre создан Мартином ван Треком в 1974-1980 годах. Здания имеют узкое основание и расширяются кверху, занимая квартал в 19 округе и выходя на проспект Фландрии. Комплекс состоит из 4 жилых башен на 1950 квартир и корпусов с инфраструктурой. Башни названы по именам: “Прелюдия”, “Фуга”, “Кантата” и “4”.
Для создания макета комплекса архитектор впервые использовал эндоскоп, идею которому подсказал отец-врач. Однако, проект был некачественно реализован и стал местом преступности.
Tours Aillaud или “Башни-облака”, созданные Эмилем Айо в Нантере, – это жилой комплекс из 18 башен, окруженных цилиндрами. Самая высокая башня насчитывает 39 этажей, в здании 1607 квартир. Архитектор специализировался на социальном жилье.
Здания имеют форму цветка, окна круглые, квадратные, каплеобразные. Фасады украшены мозаикой с изображением облаков. Отличительная черта – отсутствие углов.
Комплекс критикуют за плохую инсоляцию, отсутствие инфраструктуры и конструктивные недоработки.
Walden 7 Рикардо Бофилла – застройка на месте бетонного завода. Изначально планировалось три здания в форме треугольника, но построили только одно. Корпус из 14 этажей состоит из 18 башен, соединенных мостами и балконами.
Квартиры спроектированы по модульному принципу, внешне напоминают крепость с красными кирпичными стенами и маленькими окнами. Внутри – открытые пространства в ярких цветах. Каждая квартира имеет отдельный вход, обеспечивая визуальную конфиденциальность.
Бассейны и террасы на крыше пользовались популярностью, но дворы были темными, а балконы и галереи сковывали и запутывали.
Нуази-ле Гран – центр департамента Сен-Сен Дени в Иль де Франс, в 15 км к востоку от Парижа. Часть города перестроили по программе “Новые города”.
“Пространства Абраксас” состоят из трех корпусов: Палаццо в 18 этажей на 441 квартиру, Арка в 9 этажей на 20 квартир и Театр в 10 этажей на 130 квартир.
Палаццо состоит из 8 узких корпусов, связанных переходами. Основной цвет – красный. Пространство между корпусами плохо просматривается. Вход возможен через центральную арку или узкий зазор между корпусами. Архитектура диктует направление взгляда и движения вдоль коридоров.
Комплекс напоминает сцену с театром, кулисами и зрительным залом. Ландшафт подчеркивает архитектурное решение, но не формирует общественных пространств.
Внутренние помещения имеют внешние галереи, соединяющие квартиры, и лифты, соединяющие этажи. Каждая лестничная клетка обслуживает от трех до пяти квартир на этаж.
К концу 1970-х стало понятно, что идея гигантских социальных комплексов не работает, поэтому заказы на них прекратились. "Арены Пикассо" – это попытка улучшить "человейники", уменьшив их размеры. Комплекс насчитывает 540 квартир. Мануэль Яновский, автор сооружения, считал, что оригинальность архитектуры улучшает атмосферу квартала, и не сдерживал фантазию.
Два цилиндрических объема в 18 этажей возвышаются над комплексом и окружающей застройкой, служа монументом. Яновский вдохновлялся работами французских бумажных архитекторов и Кенотафом Булле, повторяя его концентрическую структуру и пропорции. Римский Колизей также послужил прототипом: пропорции стен комплекса и пространства в центре повторяют отношение стен Колизея к размерам арены. В комплексе есть скульптура, посвященная Пикассо, вариация на тему "Девочка на шаре".
Ландшафтные решения минималистичны и подчеркивают масштаб сооружения. Центр комплекса пустует, хотя позднее были сделаны зеленые насаждения. Несмотря на попытки встроить площадки с бассейнами и игровыми зонами, ощущение замкнутости и пустоты сохраняется. Комплекс не имеет полноценных общественных пространств.
На первых этажах расположены крупные двухуровневые квартиры, в которые нет доступа с улицы и нет собственных садиков. Это усложняет перевод здания из социального жилья в частную собственность. На верхних этажах расположены квартиры меньшей площади, рассчитанные на большие семьи.
Появление человейников в России
Это явление можно связать в первую очередь с несколькими знаковыми жилыми комплексами, возводившимися компанией Дон-строй в конце 90-х – начале 2000-х в Москве.
Уже в начале 2010 данный термин становится применимым к новым ЖК в Санкт-Петербурге и других крупных городах России.
Человейники в Москве — это термин, который может означать несколько вещей:
Многоэтажные жилые дома, которые строятся в большом количестве в Москве для решения жилищных проблем горожан. Такие дома часто называют человейниками из-за их высокой плотности населения.
Новые микрорайоны, которые появляются на месте бывших промзон, пустырей и других территорий. Они характеризуются плотной застройкой и большим количеством жителей.
Проблемы,связанные с жизнью в человейниках. К ним можно отнести:
* Высокую плотность населения, которая может привести к проблемам с инфраструктурой, транспортом, экологией и социальной жизнью.
* Однообразие,которое может вызвать чувство усталости и раздражения у жителей.
* Отсутствие природы, которое может привести к проблемам со здоровьем и психологическим состоянием жителей.
* Проблемы с инфраструктурой, которые могут возникнуть из-за большого количества жителей в одном месте.
В целом, термин «человейники» может иметь разные значения в зависимости от контекста, в котором он используется.
Однако в Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, термин «человейники» может также использоваться в более широком контексте, включая:
Исторические кварталы, которые были уплотнены в результате реконструкции и реставрации. В таких случаях термин может иметь более нейтральное значение и использоваться для описания плотной застройки в центре города.
Сегодня постмодернизм воспринимается как архитектурное направление, для которого характерно ироническое обыгрывание исторических форм. Крупные ЖК, называемые "человейниками", возникшие в период расцвета постмодернизма, упрощаются, ещё более укрупняются и теряют черты этого стиля. Философия постмодернизма противостоит модернизму, поэтому он выделяется игрой с формой и орнаментом, которые затем искажаются и переходят в экспрессию.
Постмодернизм позволил архитекторам выйти за рамки бетонных коробок и создать полноценные кварталы и "города внутри городов". Жилые комплексы поражают конструктивными и композиционными решениями, направленными на объединение людей внутри сооружения. Они учитывают окружающую застройку и её историю, накладывая новые решения на исторические каноны. Однако, многие "человейники" были социальным жильём, что не лучшим образом сказывалось на их качестве.
Постмодернизм продолжает жить и стал одним из способов донести свою точку зрения до обывателей. Он помог вспомнить об историческом наследии, что привело к реконструкции и воссоединению "забытого" и "нового". Многие жилые комплексы, построенные в этом стиле, стали архитектурными памятниками своего времени, которые привлекают внимание и активно используются.
< Ещё больше подробностей о человейниках >
Аристова П.А., ИАиД
- Язык архитектуры постмодернизма. Ч. Дженкс