Найти в Дзене
c.i.h.

«Человейники» постмодернизма

Многоэтажное жильё постмодернизма 1960-2000-х годов

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — совокупность принципов и течений, утвердившихся в 1960-х годах как реакция на архитектуру модернизма. В основе этого явления — желание преодолеть недостатки модернистского зодчества.

Постмодернизм отрицает функционализм и стереотипность форм модернизма, нарушает устоявшиеся правила и в первую очередь развивается в архитектуре. Он стремится вернуть оригинальность и своеобразие архитектурным сооружениям, критикуя модернизм.

ЖК «Алые паруса» в Москве, 1999-2001 гг.
ЖК «Алые паруса» в Москве, 1999-2001 гг.

Основа деятельности постмодернистов — поиск уникальности при создании новых форм и гармонии с окружающей средой. Модернистский аскетизм отвергнут.

Архитектурные решения учитывают уже существующий облик городов, стремясь к симметрии и пропорциональности, образности и выразительности. Как любое постдвижение, постмодернизм подчеркивает несовершенства модернизма.

Одна из основных особенностей — работа с историческими формами: росписи, декорирование стен, барельефы. Эстетика внешнего облика здания заимствуется у исторических стилей, придавая архитектуре “перспективный, настоящий и нативный” характер.

Постмодернисты используют сложные ассоциативные образы, городская среда становится тематической и аутентичной. Насыщенность образа компенсируется отсутствием конкретной тематики. Основой может служить исторический стиль, городская легенда, религиозный образ, местная архитектура. Активно используются “отсылки” на памятники архитектуры.

Архитектура становится гибридной, с активными внешними силуэтами и внутренним устройством, не связанным с фасадом. В жилом строительстве появляются гигантские жилые комплексы разнообразной высоты и формы. Несмотря на споры, они уникальны и самобытны.

Torres Blancas Франсиско Хавьера Саенса де Ойса отличаются от обычных небоскребов: это жилое здание цилиндрической формы высотой 81 метр с круглыми балконами. Из двух запланированных башен была построена только одна. Здание имеет космический вид, однако архитектор отрицал влияние футуризма, утверждая, что хотел объединить принципы Ле Корбюзье и Райта: интеллектуальную энергию, уверенность и улучшение жизни людей через новую архитектуру.

Концепция небоскрёба заключается в создании вертикального города-сада, похожего на дерево. Лестницы, лифты и лифтовые шахты играют роль связующих конструкций. Наверху находятся круглые платформы с садами, создавая диалог между архитектурой и ландшафтом.

В здании была предусмотрена коллективная инфраструктура: бассейн на крыше, ресторан с круглыми залами на 23 этаже, часовня и детский сад на первом этаже. Однако, общественные зоны были заменены квартирами и офисами, оставив только бассейн.

Башня сохраняет хорошее состояние благодаря качественным строительным и отделочным материалам: мрамору для холлов и тику для оконных рам.

Парижский жилой комплекс Les Orgues de Flandre создан Мартином ван Треком в 1974-1980 годах. Здания имеют узкое основание и расширяются кверху, занимая квартал в 19 округе и выходя на проспект Фландрии. Комплекс состоит из 4 жилых башен на 1950 квартир и корпусов с инфраструктурой. Башни названы по именам: “Прелюдия”, “Фуга”, “Кантата” и “4”.

Для создания макета комплекса архитектор впервые использовал эндоскоп, идею которому подсказал отец-врач. Однако, проект был некачественно реализован и стал местом преступности.

Tours Aillaud или “Башни-облака”, созданные Эмилем Айо в Нантере, – это жилой комплекс из 18 башен, окруженных цилиндрами. Самая высокая башня насчитывает 39 этажей, в здании 1607 квартир. Архитектор специализировался на социальном жилье.

Здания имеют форму цветка, окна круглые, квадратные, каплеобразные. Фасады украшены мозаикой с изображением облаков. Отличительная черта – отсутствие углов.

Комплекс критикуют за плохую инсоляцию, отсутствие инфраструктуры и конструктивные недоработки.

Walden 7 Рикардо Бофилла – застройка на месте бетонного завода. Изначально планировалось три здания в форме треугольника, но построили только одно. Корпус из 14 этажей состоит из 18 башен, соединенных мостами и балконами.

Квартиры спроектированы по модульному принципу, внешне напоминают крепость с красными кирпичными стенами и маленькими окнами. Внутри – открытые пространства в ярких цветах. Каждая квартира имеет отдельный вход, обеспечивая визуальную конфиденциальность.

Бассейны и террасы на крыше пользовались популярностью, но дворы были темными, а балконы и галереи сковывали и запутывали.

Нуази-ле Гран – центр департамента Сен-Сен Дени в Иль де Франс, в 15 км к востоку от Парижа. Часть города перестроили по программе “Новые города”.

Пространства Абраксас” состоят из трех корпусов: Палаццо в 18 этажей на 441 квартиру, Арка в 9 этажей на 20 квартир и Театр в 10 этажей на 130 квартир.

Палаццо состоит из 8 узких корпусов, связанных переходами. Основной цвет – красный. Пространство между корпусами плохо просматривается. Вход возможен через центральную арку или узкий зазор между корпусами. Архитектура диктует направление взгляда и движения вдоль коридоров.

Комплекс напоминает сцену с театром, кулисами и зрительным залом. Ландшафт подчеркивает архитектурное решение, но не формирует общественных пространств.

Внутренние помещения имеют внешние галереи, соединяющие квартиры, и лифты, соединяющие этажи. Каждая лестничная клетка обслуживает от трех до пяти квартир на этаж.

К концу 1970-х стало понятно, что идея гигантских социальных комплексов не работает, поэтому заказы на них прекратились. "Арены Пикассо" – это попытка улучшить "человейники", уменьшив их размеры. Комплекс насчитывает 540 квартир. Мануэль Яновский, автор сооружения, считал, что оригинальность архитектуры улучшает атмосферу квартала, и не сдерживал фантазию.

Два цилиндрических объема в 18 этажей возвышаются над комплексом и окружающей застройкой, служа монументом. Яновский вдохновлялся работами французских бумажных архитекторов и Кенотафом Булле, повторяя его концентрическую структуру и пропорции. Римский Колизей также послужил прототипом: пропорции стен комплекса и пространства в центре повторяют отношение стен Колизея к размерам арены. В комплексе есть скульптура, посвященная Пикассо, вариация на тему "Девочка на шаре".

Ландшафтные решения минималистичны и подчеркивают масштаб сооружения. Центр комплекса пустует, хотя позднее были сделаны зеленые насаждения. Несмотря на попытки встроить площадки с бассейнами и игровыми зонами, ощущение замкнутости и пустоты сохраняется. Комплекс не имеет полноценных общественных пространств.

На первых этажах расположены крупные двухуровневые квартиры, в которые нет доступа с улицы и нет собственных садиков. Это усложняет перевод здания из социального жилья в частную собственность. На верхних этажах расположены квартиры меньшей площади, рассчитанные на большие семьи.

Появление человейников в России

Это явление можно связать в первую очередь с несколькими знаковыми жилыми комплексами, возводившимися компанией Дон-строй в конце 90-х – начале 2000-х в Москве.

Уже в начале 2010 данный термин становится применимым к новым ЖК в Санкт-Петербурге и других крупных городах России.

Человейники в Москве — это термин, который может означать несколько вещей:

Многоэтажные жилые дома, которые строятся в большом количестве в Москве для решения жилищных проблем горожан. Такие дома часто называют человейниками из-за их высокой плотности населения.

Новые микрорайоны, которые появляются на месте бывших промзон, пустырей и других территорий. Они характеризуются плотной застройкой и большим количеством жителей.

Проблемы,связанные с жизнью в человейниках. К ним можно отнести:
*
Высокую плотность населения, которая может привести к проблемам с инфраструктурой, транспортом, экологией и социальной жизнью.
*
Однообразие,которое может вызвать чувство усталости и раздражения у жителей.
*
Отсутствие природы, которое может привести к проблемам со здоровьем и психологическим состоянием жителей.
*
Проблемы с инфраструктурой, которые могут возникнуть из-за большого количества жителей в одном месте.

ЖК в Тепличном переулке в Москве
ЖК в Тепличном переулке в Москве

В целом, термин «человейники» может иметь разные значения в зависимости от контекста, в котором он используется.

ЖК «Новый Оккервиль» в Санкт-Петербурге
ЖК «Новый Оккервиль» в Санкт-Петербурге

Однако в Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, термин «человейники» может также использоваться в более широком контексте, включая:

Исторические кварталы, которые были уплотнены в результате реконструкции и реставрации. В таких случаях термин может иметь более нейтральное значение и использоваться для описания плотной застройки в центре города.

ЖК в Кудрово, Санкт-Петербург
ЖК в Кудрово, Санкт-Петербург

Сегодня постмодернизм воспринимается как архитектурное направление, для которого характерно ироническое обыгрывание исторических форм. Крупные ЖК, называемые "человейниками", возникшие в период расцвета постмодернизма, упрощаются, ещё более укрупняются и теряют черты этого стиля. Философия постмодернизма противостоит модернизму, поэтому он выделяется игрой с формой и орнаментом, которые затем искажаются и переходят в экспрессию.

Постмодернизм позволил архитекторам выйти за рамки бетонных коробок и создать полноценные кварталы и "города внутри городов". Жилые комплексы поражают конструктивными и композиционными решениями, направленными на объединение людей внутри сооружения. Они учитывают окружающую застройку и её историю, накладывая новые решения на исторические каноны. Однако, многие "человейники" были социальным жильём, что не лучшим образом сказывалось на их качестве.

Постмодернизм продолжает жить и стал одним из способов донести свою точку зрения до обывателей. Он помог вспомнить об историческом наследии, что привело к реконструкции и воссоединению "забытого" и "нового". Многие жилые комплексы, построенные в этом стиле, стали архитектурными памятниками своего времени, которые привлекают внимание и активно используются.

< Ещё больше подробностей о человейниках >

Аристова П.А., ИАиД