А ещё она была счастливым человеком. Потому что только у таких людей бывает страсть на всю жизнь. Для неё это был танец. Он и спасал её во время голода, холода и одиночества.
145 лет назад в Петербурге появилась на свет Агриппина Ваганова. Великая и ужасная.
Так называемые нейрохудожники, создающие портреты с помощью нейросетей, выдали такой портрет Вагановой.
Нейросеть девушке сильно польстила. Потому что на самом деле Груша не была красавицей. Но самое досадное: она не была рождена для балета. Несоразмерно крупная голова, жёсткая платика рук, коренастая фигура. А рядом с балетными богинями тех лет - Матильдой Кшесинской и Анной Павловой девушка вообще терялась.
Вот что писал знаменитый хореограф Мариус Петипа:
" В 29-й раз дают балет "Раймонда". Очень неудачный выбор танцовщиков. Госпожа Ваганова ужасна. На балет не иду".
И всё же благодаря неустанной работе над техникой ей удалось добиться небольших партий. А позже Ваганову и вовсе стали называть "королевой вариаций", настолько хорошо удавались ей эти сольные и усложнённые танцы. И всё- таки статус "балерина", то есть не просто танцовщица труппы, Ваганова получила за месяц до выхода на пенсию, а это произошло в 27 лет.
Если в балете ей удавалось пробиться с большим напряжением физических и душевных сил, то вне сцены девушка была принята окружением благосклонно. Не было у неё и недостатка в поклонниках мужского пола. И это при том, что по воспоминаниям современников лицо танцовщицы гриму сопротивлялось.
Просто Грушу отличало не только женское обаяние, но и острый язычок. В любой компании девушка была приметна и желанна, во многом благодаря чувству юмора.
Однако отставного подполковника путейской службы Андрея Александровича Померанцева она, надо думать, поначалу покорила танцем. Впервые он увидел её из зрительного зала.
Этот выходец из дворянской семьи был отлично воспитан, образован, щедр и заботлив. Но у Померанцева имелся один, но очень существенный недостаток: у него имелась законная жена.
А тут ещё во время одной из репетиций Грушенька неожиданно лишилась чувств. Поначалу думали - переутомление, ведь у балетного станка она занималась неистово. Оказалось - беременность.
Полная потеря репутации для артистки балета! А это пострашнее, чем утрата физической формы.
В этот период испытаний отец ребёнка поддержал Агриппину. Он усыновил родившегося мальчика. Вот какая запись была сделана в январе 1904 года в соответствующих документах:
"... Померанцев усыновил Александра, рождённого вне брака от девицы Агриппины Вагановой".
Развода с супругой Померанцеву добиться не удалось: времена тогда были по этой части строгие. Он просто ушёл из семьи. Андрея Александровича не остановило и то, что отныне ему придётся заботиться и о двух осиротевших племянниках любимой женщины. Агриппина взяла на воспитание двух деток умершей сестры.
Материнство не стало препятствием для возвращения Вагановой на сцену. И там её приняли без осуждения, по крайней мере, открытого. За спиной, конечно, шушукались, но враждебности не проявляли. Не исключено, что боялись её острого язычка и отпора.
1917 год разделил жизнь этой семьи на "до" и "после".
Их финансовое положение резко ухудшилось. Весь прежний уклад жизни рушился на глазах.
Андрея Александровича всё чаще накрывало чувство безысходности. Он вообще был сделан из более мягкого и податливого материала- особенно в сравнении с Агриппиной.
Подполковник Померанцев застрелился рядом с рождественской ёлкой.
С его смертью на Агриппину Яковлевну легли все заботы о выживании её сына и двух племянников. За хлеб и картошку она стала танцевать в фойе кинотеатров. Её публикой теперь были рабочие с семьями, люди с ружьями и какие-то подозрительные личности, от которых стоило держаться подальше.
Хотя ходили слухи, что Ленин запретил балет как чуждое народу буржуазное искусство, балетное училище продолжало работать. И Ваганова устроилась туда преподавателем.
Теперь ей предстояло следить не только за тем, чтобы ученицы правильно тянули носок и держали спинку... Наставница должны была позаботиться и о том, чтобы девочки не простыли в плохо отапливаемом помещении и вовремя заметить у них признаки надвигающегося голодного обморока.
К 1920 году Россию покинули многие преподаватели и хореографы. Возник дефицит кадров в области балета. Это дало Вагановой отличный шанс проявить себя. Её пригласили и в хореографическое училище, и в театр оперы и балета - возглавить балетную труппу.
Балет - искусство жестокое. Но в данном случае ситуация усугублялась ещё и суровым характером педагога.
-Не виси как бельё на верёвке!- одно из традиционных замечаний Агриппины Яковлевны в отношении ученицы.
Дисциплина! Это Ваганова считала одним из главных ключей к успеху.
Не исключено, что в становлении её педагогических подходов сыграли роль и приёмы и методы её собственных педагогов. А они учениц не щадили.
Как бы ни было, но благодаря педагогической системе Вагановой из её класса вышла целая плеяда блестящих балерин. И 1935 году парижане с изумлением констатировали: в СССР есть балет, причём советский. И он не хуже эмигрантских трупп, собранных из уехавших из России танцовщиков. К примеру созданного в 1932 году балета Монте-Карло.
Демократия и балет - вещи несовместимые. Однако 9 декабря 1937 года на партийном собрании её бывшие ученицы выступили против своего художественного руководителя.
" Мы работаем в социалистическом государстве, а не в частной труппе, где пишутся свои уставы и законы. Надо положить этому конец!"
Итог подвела Галина Уланова:
" Я считаю, что нужен новый человек для нашего художественного руководства, который бы творчески руководил балетом..."
Её слова были встречены аплодисментами.
Агриппина Яковлевна тяжесть своего характера признала, но всё-таки настояла на том, " что мягкотелые приятные люди дисциплины не введут".
А потом конфликт вынесли на всю страну.
В газете была опубликована статья " О ленинградском балете", где в вину Вагановой как художественного руководителя ставились сокращение балетного репертуара и репертуарную бесперспективность. Статья была подписана в том числе и Галиной Улановой.
Ваганова написала заявление об уходе с должности художественного руководителя балетной труппы в театре оперы и балета имени Кирова.
Да, жестокое это искусство - балет!
Пережив предательство лучших учениц, Агриппина Яковлевна от преподавания не отказалась. До самой своей смерти.
Во время блокады Ленинграда была эвакуирована в Пермь, а по возвращении узнала, что у неё родилась внучка.
Книга Вагановой " Основы классического танца" переведена на иностранные языки. По её методике учатся балету во многих странах.
Без великой и ужасной Вагановой искусство балета было бы другим. И наверное, в нём раздолье было бы таким личностям, как Анастасия Волочкова.
Любопытно, как бы охарактеризовала Ваганова стиль жизни этой представительницы высокого искусства?
Что и говорить, сама Ваганова в юности была не без греха, особо по мужской части, но для сцены себя не щадила. Ведь недаром же супруга Блока Любовь Менделеева назвала её " мученицей балета".
По сути Агриппина Яковлевна и её единомышленники не только спасли русский балет, но и сделали его уникальным явлением в мировом искусстве.
Говоря об этой противоречивой талантливой женщине, не могу не упомянуть то, что её отец был из астраханских армян, служивших в российской армии.
Сейчас российские иностранные агенты из-за рубежа трубят об угнетении малых народов Российской империи. Но согласитесь, что жизнь и судьба дочери унтер-офицера Акопа (Якова) Ваганова как-то совсем не ложится в пазл к этому клейму колонизаторов.
А ещё жизнь и судьба Вагановой - свидетельство тому, что человек может справиться с самыми тяжёлыми испытаниями, если у него есть дело, которому он служит и в котором находит пристанище от житейских бурь.