11 октября Tesla провела презентацию продуктов We, Robot. Нам показали беспилотные такси Cybercab и маршрутку Robovan. Рассказываем, что известно о новинках.
Революция в сфере перевозок?
Презентация длилась меньше 30 минут. Илон Маск, который известен склонностью приукрашивать реальность, заявил, что беспилотные автомобили могут быть в 10 раз безопаснее водителей-людей. Tesla анонсировала двухместный автомобиль Cybercab, предназначенный для работы в такси, а также 20-местный автобус Robovan.
Cybercab будет стоить не более 30 000 долларов (2,7 млн рублей). Отсутствие водителя и электродвигатель позволят снизить стоимость эксплуатации машины до 0,20 доллара за милю (12 рублей за 1 км). Серийное производство Cybercab может начаться уже в 2026 году.
Маск упомянул, что электрокар умеет подзаряжаться прямо от дороги через индуктивную зарядку. Это не новая технология: в 2022-м в Италии появился экспериментальный участок длиной 1050 метров со встроенными индуктивными катушками.
Почему презентация разочаровала
Давняя цель Tesla — сделать полностью беспилотный автомобиль. Компания не первый год тестирует технологию Full Self-Driving, но водитель такой машины, несмотря на название, должен держать руки на руле и быть готовым в любой момент перехватить управление.
В этом смысле Tesla далеко позади Waymo и Cruise, чьи роботакси в полностью автономном режиме накрутили миллионы миль по американским городам. Вот почему слабо верится, что Cybercab, лишённый элементов управления, появится в продаже всего через три года. Впрочем, для Илона Маска срыв озвученных сроков — дело привычное.
Последняя версия Full Self-Driving преодолевает в среднем 71 милю между критическими отключениями (то есть перехватами управления водителем), в отличие от Waymo, который проезжает 17 311 миль. Илон Маск пытается участвовать в «Тур де Франс» на трёхколесном велосипеде.
Дэн О'Дауд бизнесмен и критик Tesla
В дешевизну роботакси также сложно поверить. Для автопилота нужны невероятные вычислительные мощности. Маск уже анонсировал строительство крупнейшего центра обработки данных в американском городе Мемфис. Страховки для беспилотников тоже будут стоить сильно дороже, чем для пилотируемых авто (по крайней мере, в ближайшие годы). Собственно, Waymo в начале года потерпела убытки в размере 2 млрд долларов, хотя стоимость поездки в роботакси сопоставима с обычным Uber.
Инвесторы разочарованы отсутствием конкретики: к примеру, мы не знаем, сколько Cybercab сможет проехать без подзарядки и за счёт каких датчиков активен автопилот. Аналитики оценили, что Tesla анонсировала запуск FSD без необходимости контроля в Калифорнии и Техасе в следующем году для Tesla Model 3 и Y. Однако насчёт других ранее объявленных автомобилей — Roadster и бюджетного электрокара — компания не сказала ничего.
После презентации акции IT-гиганта упали почти на 9%, а капитализация снизилась на 60 млрд долларов.