Найти в Дзене

Почему бесполезно делить классы на «престижные» и «обычные»

Оглавление

Идея «классового деления» не прошла проверку временем: как показывает практика, у детей из обеспеченных семей и с предварительной дошкольной подготовкой успеваемость не меняется, а у менее подготовленных из малообеспеченных семей — ухудшается.

Любопытно, что на самом деле подобные отборы через конкурс и деление учеников по конкретным группам запрещены на законодательном уровне, однако это не мешает существованию и процветанию «престижных» и «слабых» школ или отдельных классов.

Наиболее популярно деление на «классы» в зарубежных странах, в европейской части, например, в Венгрии, где под предлогом тестирования на уровень подготовки к первому классу детей разделяют на группы по социально-экономическому состоянию их семей. Кейс подобных венгерских школ можно приводить как пример неудачного опыта классового деления, поскольку в них легко отследить динамику развития детей из разных социальных групп на протяжении восьми лет обучения.

-2

Учёные Zoltán Hermann, Hedvig Horváth и Dorottya Kisfalusi написали работу про 2721 школы Венгрии, где рассматривали информацию о 630 тысячах учеников из параллели 6-8-х классов. Исследование опубликовали в Economics of Education Review, а мы сегодня поделимся основными интересностями в нашей статье.

Результаты исследований

Приведём основные краткие тезисы из работы учёных:

  • 28% детей из 630 000 обучались в классах, созданных на основе социально-экономического положения их семей с 2011 по 2019 годы.
  • Больше 50% из 2721 школы Венгрии не делили школьников по классовому признаку. Предполагаемая причина, почему они не проводили отбор — маленький размер школ, где в параллели может учиться только один класс.
  • В школах, где в параллели больше одного класса, только ¼ учреждений не проводили деление по социальному признаку. 7,4% таких школ всегда разделяли учеников на классовые группы.
  • Задача научной работы: определить, какие имеются отличия в академической успеваемости детей из классов, сформированных по социальному признаку. В качестве основной метрики использовали итоги ежегодного тестирования для оценки базовых компетенций.
  • Итог исследования: большой разрыв в академических знаниях среди детей из более благополучных и менее благополучных семей внутри одной школы. Например, дети из благополучных семей получали баллы на 11-38% выше в тесте по математике, а по чтению — на 7-23%, в отличие от учеников, чьи родители менее обеспечены.
  • Предполагаемые причины академического разрыва: ученики из небогатых семей из-за разделения классов по социально-экономическому признаку учатся значительно хуже, а дети богатых родителей при любом формате обучения показывают хорошую успеваемость. По мнению учёных, школы с делением могут распределять не только учеников, но и учителей по уровню квалификации; предположительно в классах для «богачей» преподают более сильные педагоги.
  • В конце проделанной работы учёные порекомендовали школам и другим образовательным учреждениям не возвращаться в классовое деление из прошлого, а стремиться к уравниванию образовательных возможностей учеников из разных социальных слоёв.
-3

Для чего вообще существует социальное деление школьников?

Несмотря на относительно негативные результаты исследований, понять логику деления по социально-экономическому признаку в школах всё-таки можно. Классовое деление, как считается, положительно влияет на:

  • эффективность обучения из-за общего уровня сложности для всех учеников внутри одного класса,
  • заинтересованность и включённость учителей в образовательный процесс из-за более комфортной работы с «сильными» детьми,
  • рост престижа школы из-за высоких показателей академических результатов их учеников.

Но настолько ли это важно, чтобы жертвовать успеваемостью?

Сейчас социально-экономическое деление в школах существует не только в Венгрии — образовательное неравенство увеличивается с каждым годом по всему миру, и такую динамику нельзя назвать хорошей и перспективной. Акцент на равенстве помог бы восстановить успеваемость учеников из малообеспеченных семей, повысить их мотивированность и расширить кадровый резерв потенциально талантливых специалистов.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также: