Найти в Дзене

Проектировали "Спартаковскую", а открыли станцию "Бауманскую". #МосМетро

Так Московское метро выглядело к 1945 году три линии: красная - №1 - Кировская (сейчас Сокольническая); зеленая - №2 - Горьковская (сейчас Замоскворецкая) и синяя - №3 Покровская (сейчас Арбатско-Покровская). Согласитесь, с момента открытия метро в 1935 году, спустя 10 лет можно отметить высокий темп развития, хороший прирост станции и расширение доступности транспортной инфраструктуры, прежде всего, для жителей развивающегося города. Сегодня нас будет интересовать линия №3, запланированная к постройке аж в 1932 году, и в частности станция "Бауманская", которая в планах была "Спартаковской".

Схема московского метрополитена из трех линий в 1945 году, изображение из открытых источников
Схема московского метрополитена из трех линий в 1945 году, изображение из открытых источников

С названиями станций новой линии "изобретать велосипед" не стали, присваивали исходя из территориальной принадлежности и названий тех улиц, под который возводилась линия.

Но откуда в Москве что-то "спартаковское"?! А вот откуда! Обратимся к истории мест...

  • Когда-то очень-очень давно тут находилось село Елохово, известное аж с 14 века. Считается, что название происходит от слова «елоха» = ольха, и ручья Ольховца, протекавшего мимо села.
  • К 17 веку образовалась Елоховская слобода, которая к 19 веку преобразилась в Елоховскую улицу, успешно просуществовавшую до 1919 года.
  • Елоховская слобода соседствовала с Немецкой слободой. С чего начинается новая власть?, как правило - с самого "важного" - переименования улиц 😶 - так историческая Елоховская (между прочим часть Покровской) стала Спартаковской в честь немецкой революционной марксистской организации «Спартак», созданной в 1916 году и призывавшая во время Первой мировой войны к осуществлению мировой пролетарской революции, направленной на свержение мирового капитализма, империализма и милитаризма. Между прочим эта организация чуть позже станет ядром Коммунистической партии Германии. Идейными лидерами организации были Клара Цеткин (1857-1933), Роза Люксембург (1871-1919) и Карл Либкнехт (1871-1919).
Клара Цеткин и  Роза Люксембург основатели антивоенного Союза Спартака и Коммунистической партии Германии, фото из открытых источников
Клара Цеткин и Роза Люксембург основатели антивоенного Союза Спартака и Коммунистической партии Германии, фото из открытых источников

Так или иначе, но название это за улицей закрепилось и более (даже со сменой власти в 1990-е или в 2000-е) не сменялось...

Но вернемся к станции метро!

Окончательный проект 3-ей линии финализировали к 1937 году, строить начали в 1938. Начало ВОВ внесло коррективы во многие планы страны, третья линия метро к лету 1941 года была готова более чем на половину, строительство было заморожено до 1943 года, а частично готовые сооружения успешно использовались в качестве убежищ (глубина залегания станции - 32 метра).

Были подготовлены проекты возможной отделки зала станции. Декором надо было передать настроение названия станции - восстание Спартака в Древнем Риме.

  • Такой станцию видел архитектор Юрий Александрович Ревковский (1907-2001), автор станций "Динамо" (1938г.) и "Охотный ряд" (1935г.)
Проект станции "Спартаковская" архитектора Юрия Александровича Ревковского, изображение из открытых источников
Проект станции "Спартаковская" архитектора Юрия Александровича Ревковского, изображение из открытых источников
  • А так представлял себе станцию архитектор Яков Григорьевич Лихтенберг (1899 - 1982), автор станций метро "Дворец Советов" (ныне - "Кропоткинская" (1935г.)), "Динамо" (1938г.)
Проект станции "Спартаковская" архитектора Якова Григорьевича Лихтенберга, изображение из открытых источников
Проект станции "Спартаковская" архитектора Якова Григорьевича Лихтенберга, изображение из открытых источников

Приглядитесь внимательно! Я, конечно, понимаю, что ранее архитекторы в соавторстве успешно выполнили проект для станции "Динамо", т.е. поработали вместе и знали особенности друг друга, но тут же открытое копирование и заимствование друг у друга. Совпадает даже расположение деталей - скамейки, вертикальные напольные торшеры...

  • А вот проект - победитель архитектора Бориса Михайловича Иофана (1891-1976), автор знаменитого Дома на Берсеневской набережной Москвы-реки, предполагающий установку скульптур античных героев, а с другой - советских спортсменов в нишах и нанесение цитат, посвященные восстанию.
Проект станции "Спартаковская" архитектора Бориса Михайловича Иофана, изображение из открытых источников
Проект станции "Спартаковская" архитектора Бориса Михайловича Иофана, изображение из открытых источников

При возобновлении строительных работ в 1943 году было принято решение назвать станцию "Бауманская", в честь революционера и большевика Николая Баумана (1873-1905), к тому моменту уже многие объекты района в городе были названы в его честь (об этом мы поговорим отдельно), вероятно, для полного счастья не хватало еще "именной" станции метро. Так тема Древнего Рима из декора советской станции метро окончательно ушла в "историю", но сам проект Иофана значительных переделок не претерпел - скульптуры теперь олицетворяли собирательные образы народных героев фронта и тыла Великой Отечественной войны. Фигуры планировалось установить на пьедесталы - постаменты, а это означало, что скамейки из проекта исчезали.

Наземный вестибюль по проекту  Бориса Михайловича Иофана, изображение из открытых источников
Наземный вестибюль по проекту Бориса Михайловича Иофана, изображение из открытых источников
Эскиз освещения (люстра перронного зала) и эскиз декоративной вентиляционной решетки, проект Иофана Бориса Михайловича, изображение из открытых источников
Эскиз освещения (люстра перронного зала) и эскиз декоративной вентиляционной решетки, проект Иофана Бориса Михайловича, изображение из открытых источников

Станция метро начала функционировать в 1944 году, а вот отделка станции продолжилась. Скульптор Вячеслав Андреевич (1890-1945) успел выполнить лишь 4-е фигуры - «Красноармеец со знаменем», «Летчик», «Красноармеец в маскировочном халате», «Метростроевка».

Листаем вправо!

А вот работу над оставшимися фигурами - «Командир», «Партизанка», «Рабочий», «Конструктор» продолжили вдова Андреева - Ольга и скульптор Сергей Кольцов.

Листаем вправо!

Изначально фигуры были выполнены из гипса, но в 1970-х годах их заменили на бронзовые копии. Прекрасные скульптурные работы - их хочется рассматривать!

Есть на станции и мозаика!

Таким мозаичным панно был декорирован торец зала в конце 1940 - на стягах видны профили и Ленина, и Сталина...

Мозаичное панно в торце зала, конец 1940 - х, изображение из открытых источников
Мозаичное панно в торце зала, конец 1940 - х, изображение из открытых источников

... а в 1960-х во времена правления Хрущева и широком применении развенчивании культа личности с панно исчез профиль Сталина, а Ленин стал смотреть в другом направлении... Как помним, подобное "переписывание истории" было применимо к многим мозаичным панно на многих других станциях - например, Белорусской...

Мозаичное панно с 1960-х, наши дни, фото автора
Мозаичное панно с 1960-х, наши дни, фото автора

Второе мозаичное панно расположено над группой эскалаторов при спуске на станцию - отображены знамена всех советских республик, орден Победы и лента с надписью «Слава советской армии». Ну, красота!

Мозаичное панно над группой эскалаторов, наши дни, фото из открытых источников
Мозаичное панно над группой эскалаторов, наши дни, фото из открытых источников

Так в наши дни выглядит наземный вестибюль - даже при беглом взгляде возникает ощущение, что проекту фасад соответствует на все 100% - нет цитат - надписей, а также отсутствуют скульптурные группы - все еще сдержаннее, скромнее и проще, чем предполагалось проектом Иофана. Но так было исполнено сразу, отсутствие элементов фасада не является следствием последующей эксплуатации.

Вид наземного вестибюля станции "Бауманская", октябрь 2024, фото автора
Вид наземного вестибюля станции "Бауманская", октябрь 2024, фото автора

За гранитными колоннами просматривается горельеф, посвященный защитникам Москвы - партизаны, солдат и матрос, летчики, высматривающие врага. За фигурами расположен рельефный пейзаж Москвы -Красная площадь с Собором Василия Блаженного, Спасскую башню с кремлевской стеной, здание Сената и контуры мавзолея.

Горельеф по работы скульпторов М.Лысенко, Л.Муравьиной, октябрь 2024, фото автора
Горельеф по работы скульпторов М.Лысенко, Л.Муравьиной, октябрь 2024, фото автора

Особый восторг вызывает (ну, у меня лично) это пространство под куполом наземного вестибюля - сколько высоты, полета, свободы... и света ( по сравнению с основным залом - там достаточно приглушенное освещение).

Под куполом наземного вестибюля станции, октябрь 2024, фото автора
Под куполом наземного вестибюля станции, октябрь 2024, фото автора

Что еще рассказать?! Надо отметить, что в 2015 году станция подверглась масштабному ремонту-реконструкции (это пошло ей на пользу) - полы, стены, потолок вестибюля и платформы станции; выполнены работы по замене всех инженерных коммуникаций - отопление, вентиляция, теплоснабжение, кондиционирование, освещение, видеонаблюдение, энергоснабжение, водопровод, связи, противопожарные установки. И самое интересное - во-первых, была произведена замена эскалаторов, которые функционировали с момента открытия станции... т.е. с 1944 года. Они считались старейшими не только в Москве, но и в мире; в во-вторых, проектировщикам удалось оптимизировать количество эскалаторов в существующих реалиях - вместо трех эскалаторов установить четыре.

Будете в Москве - прокатитесь до станции "Бауманская", осмотрите сами! Мне понравилось!

Ну, а мы выходим в город, пересекаем трамвайные пути Бауманской улицы (до 1922 года именуемой Немецкой улицей) и стремимся к улице Спартаковской...

Продолжение следует!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые истории!

Вам будет интересно прочесть про:

#метро #история #архитектура #город #москва #метрополитен #скульптура #культура #транспорт