Так Московское метро выглядело к 1945 году три линии: красная - №1 - Кировская (сейчас Сокольническая); зеленая - №2 - Горьковская (сейчас Замоскворецкая) и синяя - №3 Покровская (сейчас Арбатско-Покровская). Согласитесь, с момента открытия метро в 1935 году, спустя 10 лет можно отметить высокий темп развития, хороший прирост станции и расширение доступности транспортной инфраструктуры, прежде всего, для жителей развивающегося города. Сегодня нас будет интересовать линия №3, запланированная к постройке аж в 1932 году, и в частности станция "Бауманская", которая в планах была "Спартаковской".
С названиями станций новой линии "изобретать велосипед" не стали, присваивали исходя из территориальной принадлежности и названий тех улиц, под который возводилась линия.
Но откуда в Москве что-то "спартаковское"?! А вот откуда! Обратимся к истории мест...
- Когда-то очень-очень давно тут находилось село Елохово, известное аж с 14 века. Считается, что название происходит от слова «елоха» = ольха, и ручья Ольховца, протекавшего мимо села.
- К 17 веку образовалась Елоховская слобода, которая к 19 веку преобразилась в Елоховскую улицу, успешно просуществовавшую до 1919 года.
- Елоховская слобода соседствовала с Немецкой слободой. С чего начинается новая власть?, как правило - с самого "важного" - переименования улиц 😶 - так историческая Елоховская (между прочим часть Покровской) стала Спартаковской в честь немецкой революционной марксистской организации «Спартак», созданной в 1916 году и призывавшая во время Первой мировой войны к осуществлению мировой пролетарской революции, направленной на свержение мирового капитализма, империализма и милитаризма. Между прочим эта организация чуть позже станет ядром Коммунистической партии Германии. Идейными лидерами организации были Клара Цеткин (1857-1933), Роза Люксембург (1871-1919) и Карл Либкнехт (1871-1919).
Так или иначе, но название это за улицей закрепилось и более (даже со сменой власти в 1990-е или в 2000-е) не сменялось...
Но вернемся к станции метро!
Окончательный проект 3-ей линии финализировали к 1937 году, строить начали в 1938. Начало ВОВ внесло коррективы во многие планы страны, третья линия метро к лету 1941 года была готова более чем на половину, строительство было заморожено до 1943 года, а частично готовые сооружения успешно использовались в качестве убежищ (глубина залегания станции - 32 метра).
Были подготовлены проекты возможной отделки зала станции. Декором надо было передать настроение названия станции - восстание Спартака в Древнем Риме.
- Такой станцию видел архитектор Юрий Александрович Ревковский (1907-2001), автор станций "Динамо" (1938г.) и "Охотный ряд" (1935г.)
- А так представлял себе станцию архитектор Яков Григорьевич Лихтенберг (1899 - 1982), автор станций метро "Дворец Советов" (ныне - "Кропоткинская" (1935г.)), "Динамо" (1938г.)
Приглядитесь внимательно! Я, конечно, понимаю, что ранее архитекторы в соавторстве успешно выполнили проект для станции "Динамо", т.е. поработали вместе и знали особенности друг друга, но тут же открытое копирование и заимствование друг у друга. Совпадает даже расположение деталей - скамейки, вертикальные напольные торшеры...
- А вот проект - победитель архитектора Бориса Михайловича Иофана (1891-1976), автор знаменитого Дома на Берсеневской набережной Москвы-реки, предполагающий установку скульптур античных героев, а с другой - советских спортсменов в нишах и нанесение цитат, посвященные восстанию.
При возобновлении строительных работ в 1943 году было принято решение назвать станцию "Бауманская", в честь революционера и большевика Николая Баумана (1873-1905), к тому моменту уже многие объекты района в городе были названы в его честь (об этом мы поговорим отдельно), вероятно, для полного счастья не хватало еще "именной" станции метро. Так тема Древнего Рима из декора советской станции метро окончательно ушла в "историю", но сам проект Иофана значительных переделок не претерпел - скульптуры теперь олицетворяли собирательные образы народных героев фронта и тыла Великой Отечественной войны. Фигуры планировалось установить на пьедесталы - постаменты, а это означало, что скамейки из проекта исчезали.
Станция метро начала функционировать в 1944 году, а вот отделка станции продолжилась. Скульптор Вячеслав Андреевич (1890-1945) успел выполнить лишь 4-е фигуры - «Красноармеец со знаменем», «Летчик», «Красноармеец в маскировочном халате», «Метростроевка».
Листаем вправо!
А вот работу над оставшимися фигурами - «Командир», «Партизанка», «Рабочий», «Конструктор» продолжили вдова Андреева - Ольга и скульптор Сергей Кольцов.
Листаем вправо!
Изначально фигуры были выполнены из гипса, но в 1970-х годах их заменили на бронзовые копии. Прекрасные скульптурные работы - их хочется рассматривать!
Есть на станции и мозаика!
Таким мозаичным панно был декорирован торец зала в конце 1940 - на стягах видны профили и Ленина, и Сталина...
... а в 1960-х во времена правления Хрущева и широком применении развенчивании культа личности с панно исчез профиль Сталина, а Ленин стал смотреть в другом направлении... Как помним, подобное "переписывание истории" было применимо к многим мозаичным панно на многих других станциях - например, Белорусской...
Второе мозаичное панно расположено над группой эскалаторов при спуске на станцию - отображены знамена всех советских республик, орден Победы и лента с надписью «Слава советской армии». Ну, красота!
Так в наши дни выглядит наземный вестибюль - даже при беглом взгляде возникает ощущение, что проекту фасад соответствует на все 100% - нет цитат - надписей, а также отсутствуют скульптурные группы - все еще сдержаннее, скромнее и проще, чем предполагалось проектом Иофана. Но так было исполнено сразу, отсутствие элементов фасада не является следствием последующей эксплуатации.
За гранитными колоннами просматривается горельеф, посвященный защитникам Москвы - партизаны, солдат и матрос, летчики, высматривающие врага. За фигурами расположен рельефный пейзаж Москвы -Красная площадь с Собором Василия Блаженного, Спасскую башню с кремлевской стеной, здание Сената и контуры мавзолея.
Особый восторг вызывает (ну, у меня лично) это пространство под куполом наземного вестибюля - сколько высоты, полета, свободы... и света ( по сравнению с основным залом - там достаточно приглушенное освещение).
Что еще рассказать?! Надо отметить, что в 2015 году станция подверглась масштабному ремонту-реконструкции (это пошло ей на пользу) - полы, стены, потолок вестибюля и платформы станции; выполнены работы по замене всех инженерных коммуникаций - отопление, вентиляция, теплоснабжение, кондиционирование, освещение, видеонаблюдение, энергоснабжение, водопровод, связи, противопожарные установки. И самое интересное - во-первых, была произведена замена эскалаторов, которые функционировали с момента открытия станции... т.е. с 1944 года. Они считались старейшими не только в Москве, но и в мире; в во-вторых, проектировщикам удалось оптимизировать количество эскалаторов в существующих реалиях - вместо трех эскалаторов установить четыре.
Будете в Москве - прокатитесь до станции "Бауманская", осмотрите сами! Мне понравилось!
Ну, а мы выходим в город, пересекаем трамвайные пути Бауманской улицы (до 1922 года именуемой Немецкой улицей) и стремимся к улице Спартаковской...
Продолжение следует!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые истории!
Вам будет интересно прочесть про:
#метро #история #архитектура #город #москва #метрополитен #скульптура #культура #транспорт