Дербент один из самых древних городов России. Собственно, только десять лет назад его подвинула вернувшаяся домой Керчь. Я не смог нигде найти фотографий двухтысячелетней давности, но вот снимки XIX - начала XX века в нашем распоряжении есть - из фондов Дербентского музея-заповедника. Так что давайте посмотрим, как тут все выглядело давно, хотя по местным меркам - буквально на днях.
Родник Кала-Булаг до сих пор действует. Только нет плюща, зато появилась мемориальная табличка.
Это вид на ворота Орта-капы изнутри города. Они построены в VI-VIII веках. Именно через них я попал в старую часть Дербента. Правда, фотографировал только снаружи. У входа сидели колоритные дагестанцы и играли в нарды. Сейчас все отреставрировано гораздо лучше. Я запечатлел и лестницу, на которой сто лет назад стояли женщины с детьми.
Впрочем, вот вид на ворота с другой стороны. Современный кадр не буду прилагать, потому что изменений мало.
Домик Петра I уже в начале прошлого века, похоже, был музеем. Иначе зачем туда стащили пушки?
К цитадели Нарын-Кала ведут 211 ступеней. Их я тоже прошел.
Это уже поближе к нам, советское время. Портал дворца Фетали-хана завален. Сейчас он расчищен.
Пивной бар “Орфей” просто прекрасен. Стало интересно, что с ним стало. Выяснил, что эта бочка сгорела в 90-х. Знаем мы, как возникали пожары на торговых точках в те годы. В нашем поселке киоск “Гусенок” подожгли вместе с продавщицей. К счастью, ее успели выпустить.
Это западные ворота Нарын-Калы. Их я видел лишь изнутри.
Вот южная городская стена с джигитами и колесами.
Въезд Дубары-капы тоже с юга. Выглядит как иллюстрация к роману “Герой нашего времени”.
Ворота Джарчи-капы сто лет назад представляли собой просто проем. Сегодня восстановлены и округлый свод, и стена с зубцами и бойницами над ним, и мостовая.
В конце XIX века офицерская гауптвахта была в развалинах. Сегодня это действующее музейное помещение с потолком и электричеством.
Уголок христианства в исламской части Кавказа - армянская церковь.
И напоследок неопознанная толпа горцев. Сейчас в папахах даже в Дагестане почти никто не ходит, а жаль.