Найти тему
V_A_N

Pro ... TDK D [почему эта кассета не референсная]

Народная любовь к легендарной TDK D понятна : кассета из конца 80-х и начала 90-х прекрасно записывалась на расхожих деках, была широко распространена и стоила разумных денег. Но причём тут референс, то бишь, стандарат?

На днях попутно раскопал в залежах кассетку, приобретенную ещё в те времена у "кооператорщиков" (первых индивидуальных предпринимателей). Записаны два альбома Frank Duval, с которыми связаны весьма яркие жизненные ассоциации, поэтому переслушать в особый кайф. Впрочем, это касается всей музыки;)))

"...
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран -
И мир предстанет снова странным ,
Окутанным в цветной туман"
Александр Блок — Ты помнишь? В нашей бухте сонной

Гонял эту кассету немного, хранил правильно - неезженная лента благополучно дожила до наших дней. В конце её оставались хвостики-недописки, чем и решил воспользоваться, перепроверив ещё раз калибровочку.

Оп-ля! Биас аж на 3 часа, причем ровно по обеим каналам, а левел пришлось убавлять на -2. Запас ВЧ карман не тянет:))) Но уровень то с каких щей так попёр!

-2

Замерчики предыдущих версий TDK D из 90-х дали биас +2 и центральный левел:

М-да, на поверку разброс параметров у дэшки нехилый. и использовать её в качестве референса без тщательной проверки чревато. Зато отдача на высоких зачастую стабильно рекордная (для обычного то железа).

"Дэшка" пришлась по вкусу массам благодаря подъему АЧХ на высоких частотах.

Ну а что скажет-покажет Nakamichi BX-300E ? Воспроизведение калибровки, сделанной на TEAC V6030, дало вот такую спектрограмму:

-3

Таким образом, Тик откалибровался на препарируемой дэшке достаточно точно, при воспроизведении записанной Тиком кассеты Нак выдал почти "полочку", задрав амплитудку на 11 кГц лишь чуток, да и то временами. По причине кончика ленты уровень как 400 Гц так и 11 кГц немного плавает (дисбаланс на ВЧ - отдельная тема):

сначала 400 Гц, а с ~3-й секунды 11 кГц: левый канал чуть убежал
сначала 400 Гц, а с ~3-й секунды 11 кГц: левый канал чуть убежал

Проверим-ка запись на самом Наке! При пиковом уровне до +3 дБ (по шкале 200 нВб/м):

BIAS в центральном положении (в нуле)
BIAS в центральном положении (в нуле)
BIAS в положении -2 деления
BIAS в положении -2 деления

То есть продвинутые деки (в частности, пресловутые Наки) способны прописывать такую дэшку "в линеечку" на высоких уровнях аж до ~20 кГц и еще по биас запас остаётся!!!

Казалось бы, вот он, эталон кассеты! Однако... Можно ли считать Nakamichi BX-300E референсной декой (напомню, не имеющей ни встроенного генератора для калибровки, ни ДСП типа HX Pro) ? По идее такие деки как Наки должны быть конструктивно выверены. Но как сопоставлять записи на супер деках с деками поскромнее?

Автоматическая калибровка того же Pioneer T-770S для этой "дэшки" убавляет биас (между прочим, на 15 кГц). Ручная калибровка TEAC V6030 тоже требует фитилёк биас прикрутить и не хило (на 11 кГц). По сути для этих тек данная TDK D не стандартна (в отличие от реально референсной BASF Ferra). И если записать дэшку 90-х гв без калибровки, но с HX Pro, то режущий слух избыток ВЧ не заставить себя долго ждать. Если же записать на скромной деке, не имеющей ни калибровки и ни СДП (HX pro), то обеспечена приятная прибавка на ВЧ (с сравнении со стандартными (по МЭК) кассетами.

Нак работает иначе, выжимая из ленты максимум её потенциала прежде всего за счёт уникальной конструкции головки (её зазора и тп и тд). Ни одна другая дека на подобное волшебство не способна. Ещё Нак, похоже, активно использует ультразвуковые составляющие сигнала для подмагничивания, не афишируя сей фокус-покус (версия спорная, но иной внятной пока нет). Кстати, по информации от Олега Лебедева MPX фильтр у Наков включён постоянно, и в полном отрубе ручняком лишь переключается на щадящий режим полосового вырезания. Регулировка биас у Наков предназначена для откровенно хилых лент. Приличные кассеты Наки прописывают что называется в лёт, вытягивая в линеечку до 20 кГц даже те, у кого от рождения небольшой завальчик на ВЧ (при уровнях не выше -10 дБ по шкале 250 нВб/м).

Для сравнения ECP EF 74 bulk
Для сравнения ECP EF 74 bulk

Сегодняшняя дэшка на Наке показала отличные АЧХ:

TDK D 90-х гв
TDK D 90-х гв

Тогда как "советская" не очень:

TDK D 82 гв
TDK D 82 гв

А дэшка 88-го года выпуска для Европы [*] вообще отбилась от стада.

Если всё-таки настроить деку и её калибровку (в том числе у Нака) на дэшку от 88 года выпуска и позже, то кассеты близкие стандарту МЭК (вполне неплохие, хотя и не выдающиеся) будут записываться (и воспроизводиться) с потерей высоких частот !!!

PS

Внимать ловким очковтирателям-шоуменам, ради хайпа ни чем не брезгующими, или за версту обходить стороной? Вопроc то нешуточный )))

- реально????????????? "О, времена, о, нравы!" )))))))))
- реально????????????? "О, времена, о, нравы!" )))))))))

======================================================

1988 TDK D 90
TDK D