Подготовка к школе — это ответственность и головная боль родителей будущего ученика. Один из основных вопросов, которым задаются взрослые, глядя на ребёнка: «Как завлечь его учёбой?» Загвоздка в том, что рациональные доводы из мира взрослых здесь не помогут — у детей своя логика и представление о хорошей жизни, куда многочасовые занятия за партой не входят даже в топ-50!
Маленьким детям сложно долго сидеть на месте, им не хочется несколько раз повторять одно и то же, что-то учить, что-то решать, держать ручку «как надо», а не «как хочется». Как изменить отношение малыша к будущему образовательному формату и хотя бы минимально подготовить его к школе, разберём вместе в этой статье.
Как понять, что для подготовки ребёнка к школе придётся приложить больше усилий?
Фразы-сигналы, по которым вы можете понять, что у ребёнка отсутствует мотивация и интерес к учёбе:
- «Это слишком сложно, я не хочу пробовать»,
- «Такого я не знаю, давай дальше уже решать»,
- «Не буду пробовать, всё равно у меня ничего не получится»,
- «Зачем вообще нужна эта школа? Я пойду лучше играть!».
В некоторых случаях это может быть разовая отговорка, когда дошкольник устал или заскучал после длительного занятия. Но если каждый раз ребёнок отнекивается от подготовки, не хочет разбирать сложные для него темы и игнорирует рекомендации родителей, то здесь стоит задуматься.
Нужно ли заставлять ребёнка учиться письму, чтению и счёту до первого класса?
Кто-то из родителей полностью доверяет будущей школе, поэтому не торопится учить ребёнка тому, что он и так будет узнавать в первом классе, а другим взрослым спокойнее, если их малыш переходит на новую ступень жизни уже подготовленным.
Психологические исследования показывают, что для детей до 7 лет интерес к учебной деятельности в целом нехарактерен, для шестилеток более естественен игровой формат. У дошколят меньше усидчивости, активная фантазия, повышенное любопытство — последнее качество и пригодится на учёбе! До этого момента абсолютно нормально, что ребёнок не готов сидеть часами за книгами, корпеть над прописями и считать столбиком.
Ранее освоение навыков из учебной сферы может даже навредить естественному развитию ребёнка. У каждой деятельности есть свой отрезок жизни, в котором она играет ведущую роль в жизни человека, и попытка пропустить один из этапов формирования личности ребёнка может повлиять на его развитие в умственном и физическом планах. Например, раннее письмо негативно сказывается на мышцах детских рук, поскольку они развиваются и стабилизируются вплоть до 10 лет.
Распространённый парадокс: научили ребёнка читать в 4 года, он редко практиковался и проявлял интерес к книгам, а к школе вообще забыл часть правил! Кажется, что в такой ситуации проблема в ребёнке и его обучаемости, но это не так. Возвращаемся к сказанному тезису: дошкольный период — время игры, а не обучения. Если чтение не интересует ребёнка само по себе и не является частью повседневных игр, его мозг вытеснит «лишние» знания.
Ещё один аргумент в пользу неспешного развития дошколёнка: у детей, которые оказываются в условиях интенсивного и преждевременного развития, часто вместе с навыками появляются и тревожные состояния. Такие малыши часто не уверены в себе, остро ощущают конкуренцию и боятся ошибаться.
Как можно поддержать ребёнка и подтолкнуть его в направлении естественного развития интереса к учёбе?
Конечно, не нужно пускать всё на самотёк, совсем не включаться в развитие ребёнка и его интересов.
Мы выделили несколько рекомендаций, которые помогут вам найти с малышом общий язык и показать ему положительные стороны учёбы:
- Мотивация = поощрение. Придумайте вместе с дошколёнком свою систему мотивационных призов: конфета, полчаса мультиков, новая игрушка и другие приятные для ребёнка вещи.
- Ошибки — это нормально. Объясните это ребёнку с самого начала и не забывайте напоминать в ситуациях, когда у него не получается с первого раза прочитать букву или посчитать пример.
- Учитывайте мнение ребёнка. Спрашивайте, какое задание он хочет сделать первым, в какой тетрадке ему приятнее писать и т.д.
- Ограничивайте учебное время. Дисциплина — залог успеха во многих начинаниях, а ещё это возможность ощутить границы деятельности. Если вы будете ежедневно заниматься с 12:00 до 15:00, например, то ребёнок не будет ощущать, что учёба длится бесконечно. Плюс он будет знать, что свободного времени на игры и другие развлечения у него всё ещё больше, чем занятий!
Резюмируем
Подготовка к школе — это хорошее, но необязательное занятие. В приоритете у родителя должно быть состояние ребёнка, а не его академические навыки. Переживать, что шестилетний малыш ещё не читает наизусть Пушкина и не занимается каллиграфией, точно не стоит, а вот поддержать его естественный интерес к обучению — однозначно да!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: