Количество усыновленных детей стабильно снижается — опека выгоднее
Очень небольшой процент детей оказывается на усыновлении/удочерении. В 2019 году усыновлены/удочерены были всего 1283 ребенка (из выявленных за год), больше всего — в Московской области (95), Якутии (75), Краснодарском крае (68), Пермском крае (51), Татарстане (51). Десятки регионов отчитываются об усыновлении/удочерении нулями — Амурская область, Еврейская автономная область, Калининградская область, Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Алтай, Северная Осетия, Чукотский автономный округ, Томская область, Орловская область и т. д. Количество усыновленных/удочеренных детей с каждым годом уменьшается — в 2023 году их насчитали по всей России всего 721, больше всего снова в Московской области (59) и Краснодарском крае (50).
Эксперты из социальной сферы, с которыми пообщалась, подтверждают снижение количества усыновленных детей. Это связано с тем, что приемным родителям проще и формально, и материально брать детей под опеку. Во-первых, не всех детей можно юридически усыновить (например, если биологический родитель ограничен в правах в связи с болезнью). Во-вторых, при усыновлении приемная семья теряет многочисленные льготы от государства: пособие, возможность для ребенка получить квартиру, помощь с трудоустройством. Также собеседники замечают, что на снижении количество усыновлений в России значительно повлиял «закон Димы Яковлева», запрещающий иностранным гражданам усыновлять детей.
За последние 5 лет количество детей, усыновленных иностранными гражданами, резко сократилось — в 2019 году их было 240, в 2020 — 38, в 2021 — 69, в 2022 — 57, а в 2023 — всего шесть. Чаще всего детей усыновляют граждане Италии (269 детей за последние пять лет), Аргентины (39 детей за последние пять лет), Германии (30 детей за последние 5 лет), Франции (26 детей за последние 5 лет). Граждане из стран СНГ усыновили всего четверых детей за последние пять лет.
Согласно отчетам министерства, все меньше матерей оставляют детей при рождении. В 2019 году таких случаев было зафиксировано 2416, в 2021 — 1795, в 2023 — 1466. Чаще всего матери оставляют детей в роддомах в Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. Несколько регионов стабильно отчитываются по этим показателям «нулями» — это Ингушетия, Чечня и Чукотский автономный округ.
Сотни детей ежегодно оказываются «неустроенными» — это дети, оставшиеся без попечения родителей, но не получившие законного представителя своих прав. То есть они могут находиться в медицинском учреждении или детском доме, но юридически их там не регистрируют. Поэтому формально они находятся под ответственностью органов опеки. В эту же группу попадают дети, которых изъяли из семьи под конец отчетного года, и их судьбу определить еще не успели.
Эти дети также имеют право на полное государственное обеспечение, но его объем зависит от того, куда именно они попали. Чаще всего «неустроенные» дети находятся в «специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», там их обеспечивают всем необходимым — одежда, канцелярия, питание.
В медицинских организациях детей кормят и лечат в рамках бюджетных ассигнований, но у них возникают проблемы, например, с одеждой — ее привозят волонтеры и местные благотворительные организации, говорит юрист, работающий с детьми-сиротами. «Если в отношении такого ребенка нужно принять какое-то решение — представитель органа опеки подписывает необходимые бумаги или разрешения. Например, при экстренном помещении подкинутого/найденного ребенка в стационар именно орган опеки дает медикам письменное согласие на медицинские манипуляции вместо родителя» — уточняет собеседник.
В 2019 году таких детей по всей стране насчитали 837, больше всего в Челябинской области (83), Оренбургской области (48), Забайкальском крае (41), аннексированном Крыму (39), Нижегородской области (38). В 2023 году «неустроенными» оказался 741 ребенок, а в «лидеры» среди регионов вышли снова Челябинская область (87), Забайкальский край (76), Якутия (55), Татарстан (43) и Оренбургская область (40). В Чечне, Ингушетии и десятке регионов ежегодно заявляют об отсутствии неустроенных детей.
СМИ обнаружили в отчетах детей, родители которых находятся под стражей или отбывают наказание в виде лишения свободы. В 2019 году таких детей насчитали 4308, в 2020 — 4039, в 2021 — 4524, в 2022 — 4565, в 2023 — 4277. Регионами-лидерами по этому пункту уже пять лет остаются Свердловская, Кемеровская, Московская области, Красноярский край. В 2023 году Московская область вышла на первое место — органы опеки отчитываются о 264 детях, чьи родителиi лишены свободы. В Ингушетии за 5 лет не нашли ни одного ребенка, чей родитель или родители находились бы в заключении.
В 2021 году органы опеки и попечительства начинают отчитываться и о детях, чьи родители находятся в розыске — их 421, в 2022 году насчитают 314, а в 2023 — 358. Если три года назад больше всего разыскиваемых родителей было в Дагестане, то в последние два года его по этому показателю его опережают Москва и Ленинградская область. Обычно таких детей выявляют по сигналу в опеку от родственника, с которым остался ребенок, или по звонку из школы или детского сада. Чаще всего сначала обнаруживают таким образом ребенка, а уже потом в полицию подается заявление о розыске родителя.
Организаций, помогающим детям-сиротам, и сотрудников органы опеки не хватает по всей стране
Из отчетов можно узнать, сколько всего в России работает организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2019 году в России насчитывалось 12 тысяч специалистов, занимающихся «охраной детства» — за последние 5 лет их количество практически не изменилось. Так формально называют сотрудников органов опеки, которые непосредственно находятся на «гражданской службе», изымают детей и заполняют документы. В эту категории не попадают, например, соцработники из НКО.
Больше всего таких специалистов (несколько сотен) в Москве, Краснодарском и Красноярских краях и Свердловской области. Меньше всего — в Чечне, Ингушетии, Адыгее, Карачаево-Черкесской республике. В Ненецком автономном округе все пять лет отчитываются всего лишь о четырех специалистах, работающих в регионе. В нескольких регионах отчитываются об организациях, в которых нет ни одного специализированного сотрудника, вероятно, сотрудники в них не устроены как «бюджетники» или их работу выполняют представители местных НКО.
Среди них — Камчатский край, Оренбургская область, Башкортостан, Чукотский автономный округ, Калмыкия и другие. В Дагестане в 2023 году сразу в четырех организациях опеки и попечительства не оказалось трудоустроено ни одного специалиста по охране детства. Юрист из организации, работающей с детьми-сиротами, говорит что сотрудников не хватает, на самом деле, во всех регионах: «Это такая давняя боль, их везде должно быть сильно больше, чем есть. Но просто в большинстве случаев финансов не хватает». Средняя их зарплата в регионах — 20 – 30 тысяч рублей.
Министерство также отчитывается об организациях, которые предоставляют детям, оставшимся без родителей, медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую и социальную помощь. Но такое есть далеко не во всех регионах. Так, в 2019 году по всей стране их насчитывалось 641, в 2023 стало еще меньше — 582. К 2024 году ни одной такой организации нет в 23 регионах страны, а в 10 регионах работает всего одна.
Не так много и организаций по подбору и подготовке людей, которые решили стать опекунами или попечителями для детей, оставшихся без родителей. В 2019 в России их было 906, к 2023 осталось 709. В одиннадцати регионах таких организаций не существует, в восемнадцати регионах работает всего одна. В Московской области такие организации называются «школами приемных родителей» — на занятиях там рассказывают, например, о том, как социализировать ребенка, как взаимодействовать с подростками, на что обратить внимание при воспитании братьев или сестер из одной семьи.
Ежегодно министерство отчитывается о количестве умерших детей, оставшихся без попечения родителей. В 2019 году погибли 59 несовершеннолетних, в 2020 году — 37 (больше всего в Башкортостане), в 2021 — 25 (больше всего — в Московской области), в 2022 — 38, в 2023 — 39. Отдельно в отчетах обнаружила информацию о детских суицидах — за пять лет по всей России органы сообщили о пять самоубийствах детей, оставшихся без родителей. Правда, эксперты говорят, что эти смерти сотрудники опеки могут скрывать и попыток суицида «как минимум сильно больше».
Другие истории:
Жизнь в золотой клетке. Соцсети о детях Путина и Кабаевой
«Брат» и «Брат 2». Культовые фильмы о герое или о психопате?
Мигранты, живущие в России, не могут записать детей в школы: "То говорят, что документы неполные, то, что мест нет"
Истории: "Моего сына заперли в сарае и он сгорел заживо. Я ищу справедливость, но по закону наказать виновных невозможно"
Узбекистанец рассказывает о депортации из России: "Сняли отпечатки пальцев, взяли слюну изо рта. На вопрос "Почему?" ответили: "Просто так"