Найти в Дзене

«Брат» и «Брат 2». Культовые фильмы о герое или о психопате?

Оглавление

Часть 2.

Часть 1.

И вот Данила Багров в самом начале «Брата-2» идёт в телецентр «Останкино»,

где не отмахивается от травмирующего военного опыта, как в первом фильме, мол, ничего не было, служил писарем в штабе, а с высоко поднятой головой говорит о подвигах и наградах.

Перед прочтением, пожалуйста, подпишитесь на канал Кино, вино, домино - все что нужно для счастья!
-2
-3
-4

Чечня мало-помалу начинает отпускать.

Однако коллективных травм России образца 2000 года всё равно хватает:

«Скоро всей вашей Америке кирдык, мы вам всем козьи рожицы устроим»,

– это цитата из первого «Брата», эти слова Багров говорил на вечеринке француза, который всё равно ничего не понимал по-русски.

Эти слова можно считать своего рода мостиком от оригинального фильма к продолжению.

В 2000 году прошло менее 10 лет со дня распада СССР.

-5

Ещё не выросло поколение граждан новой России. Тело всё ещё болит. Из примерно 70 лет существования лет эдак 45 Советский союз находился в остром противоборстве с США.

-6

У этого состязания, объективно, были и положительные стороны.

Мы первыми запустили человека в космос, а вы что там? Ах, у вас Нил Армстронг по Луне погулял? А у нас уже 300 дней там катается «Луноход-1».

Но соревнование с США оставило и очень негативный след в умах наших сограждан. Лозунг «догнать и перегнать Америку» стал чем-то вроде навязчивой идеи,

-7

и, когда Союз развалился, десятки миллионов бывших советских граждан словно сказали себе: «Мы проиграли».

Проигрыш Америке в Холодной войне – это не что-то существующее в объективной действительности.

Никакие «Абрамсы» по Красной площади не проехали, звёздно-полосатый флаг не был водружён над взятым Кремлём,

поражение возникло исключительно в головах людей.

Одним из символов униженности стала американская курица на прилавках российских рынков, так называемые «ножки Буша».

-8

Казалось бы, курица и курица, но многие покупатели воспринимали её как милость победителя.  Россия ещё не сумела вступиться за ощущавшуюся братской Югославию, позволила американской авиации бомбить Белград, помните монолог таксиста?

«Сдал Горбачёв такую родину американцам, чтобы тусоваться красиво,
а теперь твоя родина две войны и Крым сдала,
русских людей в Прибалтике сдала,
сербов на Балканах стала».

Это же прямо проговоренные комплексы, а комплексы порой хочется компенсировать.

Именно за этим и едет Данила Багров.

-9

Да, его задача – помочь брату боевого товарища, который попал в США на крючок мошенников, но глобально цель иная:

-10

сорвать с Америки маску, показать, в первую очередь, себе, что всё там не настоящее.

Их успех – не успех, лишь красочная декорация.

Горе тому, кто поверит в дутую американскую мечту.

Если ты профессиональный хоккеист из России – тебя обязательно обманут, сделают рабом несправедливого контракта.

Если ты русская девушка – окажешься в рабстве у сутенёра.

-11

Да, там у городов есть красивые фасады. Но стоит заглянуть за фасад – ага, попались! Да у вас же в Америке толпы бездомных.

-12

После того, как Багров встрял в драку в гетто,

-13

он прямо даёт понять американским полицейским в участке:

у нас всё, может, проще, да по-домашнему, гуляй, где хочешь,

а у вас здесь можно ходить далеко не везде.

-14

Ну а дальше больше:

вы, мол, там в Америке бездуховные,

помешанные на деньгах лицемеры,

улыбаетесь, следите за словами, чтобы не называть вещи своими именами,

но не следите за поступками, постоянно спрашиваете, как у тебя дела, но в действительности же вам наплевать, как дела.

Багров неосознанно ищет возможности ощутить над Америкой превосходство и получает удовлетворение, когда такие возможности находит. Например, американские бандиты скупают видеокассеты, на которых записано насилие над русскими девушками. Багров типа в логике фильма, можно сказать, восстанавливает баланс, склоняя к контакту успешную телеведущую.

-15

Ну а какое мочилово Багров устраивает во втором фильме, тут первый «Брат» просто отдыхает. Убивает в Америке как виновных, так и непричастных, и не спешит мыть руки ни в Гудзоне, ни в Бостонской бухте.

Даниле по-своему аккомпанирует брат Виктор.

-16

Американцев он обзывает, а от членов местной украинской мафии отстреливается со словами, что это вам за Севастополь. Но предатель остаётся предателем: в первой части Виктор брата предал, во второй кричит американским полицейским: «Я остаюсь, я буду здесь жить».

-17

Не то, чтобы его кто-то собирается отпустить на родину после того, что он здесь сделал. Однако вот слово не воробей. А Данила и теперь уже бывшая проститутка Дарья летят домой победителями, победителями целой Америки и, вопреки всем правилам, требуют на борту самолёта победную стопку водки, и им не смеют отказать.

-18

В искусствоведении есть такое концептуальное понятие, как смерть автора. К сожалению, оно во всех смыслах применимо и к Алексею Балабанову, и к Сергею Бодрову-младшему. Их с нами нет, но созданные ими персонажи и сюжеты до сих пор живут своей жизнью, а мы, как зрители, имеем полное право наделять их своими интерпретациями.

Да, кто-то возводит Багрова на пьедестал, другие обвиняют и героя, и его создателей во всех смертных грехах, вплоть до того, что Россия из-за них на рубеже тысячелетий свернула не туда.

Мне же кажется, что «Брат» и «Брат-2» – это не призыв к чему-то и никакая не пропаганда, а

предложение российскому обществу посмотреть на собственные комплексы,

на травмы, которые необходимо изживать,

на откровенно надуманные обиды,

ведь комплекс проигравшего, который Россия сама себе навязала, смещает фокус внимания граждан с собственной страны на государства, которым непременно нужно что-то доказать.

В финале «Брата-2» Багров, казалось бы, одерживает верх над американцем, но как это обставлено?

Он долго и упорно забирается на вершину небоскрёба, чтобы не просто забрать деньги, но прочитать этому, значит, высоко сидящему американцу мораль с позиции силы и правды. Не всё ж им учить нас жить, типа, пусть теперь они сами послушают, пусть теперь знают нас.

-19

Но это не сила, это психологическая зависимость,

которую, к слову, обнажают очень многие постсоветские фильмы.

Настоящая же сила в том, чтобы осмыслить тот путь, который мы прошли за последнее десятилетие, разобраться, наконец, с тем грузом, который мы тащим на себе уже больше 30 лет,

избавиться от старых обид и обрести подлинное самоуважение,

не пытаться повысить свою значимость в чужих глазах,

но стать уверенными в себе,

проговорить и проработать, наконец, наши коллективные травмы, которые в явном и концентрированном виде Балабанов и Бодров-младший показали нам ещё четверть века тому назад, показали талантливо за что им большое спасибо.

Подпишитесь на канал: Кино, вино, домино - все что нужно для счастья!