На северо-востоке Крымского полуострова продолжается реализация крупного проекта, анонсированного еще в 2022-м. Причем к подготовительным мероприятиям приступили в том же году. Инициатива тогда вызвала неоднозначную реакцию. В первую очередь свою обеспокоенность выразили некоторые ученые и экологи, по мнению которых, стройка окажет негативное воздействие на уникальный природный ландшафт Арабатской стрелки.
Последняя представляет собой узкую полоску земли (примерно 110х8 км), отделяющую залив Сиваш от Азовского моря. На данной территории расположено четыре небольших поселка и туристическая инфраструктура. Эта песчаная коса используется главным образом как пляж. И одна из основных идей заключается в том, чтобы создать здесь своего рода природно-заповедный кластер.
В рамках кампании в северной части Арабатской стрелки возводят новый город на 30 тыс. жителей, где уже готов правительственный квартал и сдан ряд административных зданий. В сентябре 2024-го стартовало строительство жилых многоквартирных домов, отведены участки и под ИЖС. Параллельно создается вся необходимая инфраструктура. Кроме того, город напрямую соединят с Геническом современной асфальтированной дорогой, а в будущем, возможно, и монорельсом.
Что касается первой, то ее начали строить за счет частных инвестиций в прошлом году. При этом, трасса именуемая «Таврией» пройдет по всей Арабатской стрелке и, как отмечается, даст значительный импульс развитию экономики, пассажирских и грузовых перевозок. Ее общая протяженность составит чуть больше 130 км. Новый транспортный переход станет альтернативой существующему сухопутному коридору и позволит сократить путь из Херсонской области в направлении Восточного Крыма и Кубани.
По сути «Таврия» пройдет по маршруту действующей автодороги, которая давно не отвечает современным требованиям и не выдерживает нагрузки. Правда, не все с энтузиазмом восприняли эту идею. Отдельные ученые считают, что любая более-менее крупная стройка на косе нанесет вред ее уникальной экосистеме.
Примечательно, что при СССР в одно время с Арабатской стрелки начали тоннами вывозить песок на близ лежащие стройки, из-за чего возникла угроза уничтожения Сиваша как географической единицы (по своему химическому составу залив похож на Мертвое море, таковым его делает закрытая экосистема). Общественность и советские ученые выступили против уничтожения этого памятника природы и вывоз песка тогда прекратили.
Однако сегодня опасения некоторых ученых разделяют не все. Ряд экспертов полагает, что те риски, которые озвучивают противники проекта, слишком преувеличены и при современных технологиях в таких местах можно строить различные объекты без существенного вреда для окружающей среды.