Одним из самых непонятных произведений школьной программы для меня был роман Андрея Платонова "Котлован". Помню, что мне поставили "5" просто за то, что я это произведение прочитала. Это было ярким свидетельством того, что и учитель литературы понимала, какой это большой поступок - дойти от первой строчки до последней, когда речь идет о "Котловане".
Впоследствии, я несколько раз предпринимала попытки приблизиться к этому автору. Его рассказы и повести читаются значительно легче. Точно помню, что читала:
📌 рассказ "Возвращение" (о мужчине, вернувшемся с фронта, и чувствующем себя лишним в своей родной, 5 лет назад оставленной, семье);
📌 рассказ "Фро" (о женщине Фросе, которая умом понимает, что не должна скучать по мужу, уехавшему на другой конец стороны, строить коммунизм и вести страну в светлое будущее, но ничего не может с собой поделать - скучает);
📌 повесть "Джан" (о небольшом народе, который, живёт не по принципам, утверждаемым советской властью, но по своим принципам, более мудрым (?)).
В этом году у Андрея Платонова юбилей - 125 лет со дня рождения. По этому поводу недели 2 или 3 назад побывала на экскурсии в ГЛМ (литературный музей) по выставке "Андрей Платонов: в поисках будущего". Молодая девушка-экскурсовод с искренним восторгом и любовью рассказала о герое выставки. Особенно меня тронула оброненная в самом конце фраза: Платонов - такой лапушка!
Платонов может восприниматься, как излишне сухой, рациональный (он инженер - железная дорога и электрификация его "боги"), но при этом он невероятный мечтатель и идеалист. Электрификация и любовь, вновь цитирую экскурсовода, для него - одно и то же. То есть и тому, и другому он служил со всей страстью, со всем пылом своей души.
Юный Платонов, правда, любовь отрицал. Считал ее пустой тратой времени и сил в это эпохальное время - строительства светлого будущего. Но амур, посмеявшись над таким утверждением, и в Андрея Платоновича угодил своей стрелой.
Встретил он девушку Машу. И полюбил, с первого взгляда и на всю жизнь. Мария не сразу ответила взаимностью, даже пробовала сбежать от настойчивого поклонника. Но шанса спастись от любви Платонова у нее - не было. Вскоре они сошлись, у них родился сын Платон...
В общем, не буду пересказывать вам биографию Андрея Платонова. Скажу только, что после экскурсии я прониклась уважением и почувствовала острое желание прочитать-таки что-то еще из его произведений. И даже, на ходу, по дороге из музея, прочитала рассказ "Корова".
Рассказ ведется от лица мальчика, сына служащего железной дороги. Ребенок очень переживает за корову. А она опечалена тем, что у нее забрали теленка. Отец мальчика повез теленка в город к ветеринару, а потом там же в городе и продал его...
Рассказ этот как-то поубавил мой пыл. Не очень я его поняла. И вновь оставила эту идею о творчестве Андрея Платонова что бы то ни было написать.
Но спастись от Платонова и у меня, похоже, шанса - не было.
Приехала я в Воронеж, не зная не ведая ничего об этом городе. Забыв, конечно, напрочь (на экскурсии наверняка прозвучал этот факт), что Андрей Платонов родился, рос, учился - в Воронеже. Прогуливаясь, по центральной улице, наткнулась на сквер Платонова, в центре которого установлен памятник ему же.
Присела я на лавочку в этом сквере и прочитала еще один рассказ автора - "Песчаная учительница". Давайте вам о нем расскажу, чтобы Андрей Платонович перестал меня "преследовать". Ведь и повод уважительный - день учителя на носу, как-никак. (Кстати, поздравляю с праздником всех учителей! Ваш труд - бесценен, хотя и не всегда оценивается по достоинству.) К тому же, как оказалось, прообразом главной героини - стала та самая девушка Маша, первая и единственная любовь Андрея Платонова.
Юную девушку Марию Никифоровну, по окончании педагогического училища отправляют работать в отдаленное село, находящееся на границе с пустыней. Там живут очень бедные люди. Большую часть своего времени и сил они тратят на борьбу с песком, который норовит поглотить все селение.
Мария Никифоровна принимается учить ребят разным наукам, но вскоре понимает, что занятие это - бестолковое:
Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание. Было ясно: нельзя учить голодных и больных детей.
Мария Никифоровна едет за помощью в вышестоящие инстанции, и, никакой помощи не получив, в итоге берется за дело сама. Ставит перед собой масштабную задачу - научить людей побеждать песок. Благодаря ее стараниям село преображается. Но вместо заслуженной награды Мария Никифоровна получает назначение в другое село, где задача перед ней еще более масштабная...
Поучительный посыл этого небольшого рассказа очень прост и вместе с тем невероятно велик: не стоит ждать, что кто-то придет и за тебя решит все проблемы, не стоит жаловаться на неблагоприятные условия. У нас есть руки, ноги и голова на плечах - а это все, что нужно, чтобы сделать лучше свою жизнь, а заодно жизнь некоторого количества людей, которые живут вокруг нас. И великая задача учителя - не бесполезные истины из учебников повторять, а учить людей жить в тех условиях, в каких они оказались по воле судьбы.
Кажется, наша встреча с Платоновым все-таки состоялась. А нашла в его рассказе "Песчаная учительница" то, от чего почувствовала внутренний трепет и огромное уважение к автору, который в непростые 1920-1930-е годы так думал, так писал и, главное, так жил.
Свои попытки приблизится к пониманию творчества Андрея Платонова делала в рамках марафона "Открой школьную вселенную!", организаторы: @Ветер в книгах @annushkaimaslo @Кот-книголюб @С книгой в обнимку
Упомянутые в статье произведения (почти все) можно прочитать здесь.
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно, пожалуйста, поставьте лайк (хоть Дзен и "прячет" возможность это сделать). Как вы относитесь к творчеству Андрея Платонова?