Поклонникам "Трансформеров" уже давно казалась, что их некогда любимая медиа-франшиза заела по одной и той же инерции: классические комиксы и культовые мультсериалы остались на задворках ребяческого прошлого, а титанические планы Майкла Бэя по построению своей вселенной по мотивам оригинальной истории про противостояние автоботов и десептиконов сошли на нет уже в 2017-м году, после колоссального провала "Последнего рыцаря". Несколько раз франшизу пытались реанимировать: невыразительным спин-оффом про умилительного Бамблби, перевоплощающегося в жёлтого "Жука" в пределах ретро-восьмидесятых, и прошлогодним "Восхождением Звероботов", не снискавшим особую зрительскую славу в кассовом прокате. Тогда же продюсеры из Paramount решили откатить "Трансформеров" к их первоначальному виду на просторах телевидения: в сторону анимации, с помощью которой постановщики могут воплощать на экране все самые безбашенные и ультимативные истории про похождения роботов на Кибертроне и Земле. Так родилась задумка "Одного": полноценно первого за почти что сорок лет мультфильма внутри вселенной "Трансформеров"
И тут постановщик проекта, Джош Кули, решил пойти на очень серьёзный и ответственный по отношению к преданным фанатам франшизы шаг: переместиться в прошлое Кибертрона, чтобы посвятить неосведомлённого зрителя в причины зарождения конфликта между двумя главенствующими лицами всей франшизы - Оптимусом Праймом и Мегатроном, тогда - простыми роботами-шахтёрами, Орионом Паксом и Д-16. Проекту выделили бюджет в 75 миллионов баксов (не слишком большая сумма для подобных кинолент) и приняли решение отправить его сразу в кинотеатральный прокат, избежав лакомого кусочка со стороны многих стриминговых сервисов. И, кажется, "Один" (или же "Начало" - в локализации для СНГ-стран), удачно прощупал нужную почву, видоизменившись в любовное послание всем давним поклонникам "Трансформеров"
Хоть и очевидно, что мультфильм - в первую очередь, продукт, созданный для детей младшего школьного возраста. "Одному" не получилось нарушить такие барьерные правила жанра, какие нарушила, к примеру, анимационная дилогия "Человека-паука" от Sony: отказ от карикатурного ребяческого юмора и концентрация на драматургической составляющей истории. Но новые мультипликационные "Трансформеры" смогли справиться уже с одной конкретной задачей: наполнить свой сюжет вереницей разнообразных фансервисных деталей, по большей степени выступающих в качестве декоративных элементов для проекта. Хотя по ходу повествования "Один" явно сможет разорвать не один-другой шаблон, присущий подобным "прологам": картине точно есть чем удивить своего зрителя, даже если этот зритель является фанатом данной вселенной
Перескакивая от беззубого юмора и клишированной сюжетной ветки про обретение самоидентификации к ноткам оголтелого анимационного блокбастера, новые "Трансформеры" идут вразрез с устоями кинематографической пенталогии того же Майкла Бэя: мультфильм с ходу отказывается концентрироваться лишь на оголтелом экшен-сегменте, и впервые с момента 2007-го года уходит в раскрытие потаённых задворок сознания самих автоботов: кидаясь напролом сквозь репутационные риски, связанные с изменением климата истории ближе к третьему акту, Джош Кули создал неровный, но осознающий собственную ценность проект, вся сюжетная функция которого заканчивается на получении дополнительной крупицы информации, важной для окончательного понимания лора этой франшизы
Но главное звено, на котором держится история "Одного", - это проработанная линия взаимоотношений главных героев, товарищей по несчастью - самих Ориона Пакса и Д-16, в будущем - Оптимуса и Мегатрона. От братской дружбы до зарождающегося конфликта, завязанного на разрыве в мировоззрениях, персонажи проходят длинный путь, отодвигающий формальный юмор и итерацию классических лейтмотивов про поиски самоопределения на задний план. Весь третий акт анимационных "Трансформеров" - одна большая квинтэссенция в арке друзей, подводящая их дружеские отношения к роковой точке невозврата. И с точки зрения подобного оценивания, "Один" - самый сильный и драматически проработанный проект в современной франшизе "Трансформеров": и это в формате мультипликации!
Но до третьего акта, разрушающего каноны клише подобных мультфильмов, зрителей ожидает неспешная и плавная история брошенных на произвол судьбы персонажей, ищущих своё предназначение в хаотичном (роботизированном) обществе. Вкрапления роад-муви и комедийной прослойки могут вызвать диссонанс во время созерцания бескомпромиссного финального конфликта между героями в кульминации картины: к сожалению, при попытке усидеть сразу на нескольких стульях Джошу Кули не удалось сосредоточиться на одном конкретном изложении своих мыслей. Хотя "Один" с самого начала напрашивался на самую нестандартную для жанра реализацию
Но в первую очередь нельзя забывать, что новые "Трансформеры" - прежде всего мультфильм. Созданный для фанатов вселенной от фанатов вселенной, но мультфильм. И с точки зрения анимационного развлечения "Один" перевыполняет поставленные задачи, и перед драйвовым зрелищем, коий представляет из себя третий акт проекта, зрителей поджидает уйма разнообразных гэгов и мета-ироничных шуток: иногда удачно вклинивающихся в повествование, иногда - выбивающихся из него. Но чего у анимационных "Трансформеров" точно не отнять - их динамики и умения удерживать зрителя в нужном тонусе
Сложно сказать, вовремя ли продюсеры Paramount смекнули, что в анимационной итерации "Трансформеры" чувствуют себя намного лучше, чем в кинематографическом воплощении. Эра популярности франшизы среди масс давно осталась на задворках истории голливудских блокбастеров, но "Один" выжимает максимум из своих сил, чтобы не отвлекать от разнобойного экранного действия ни поклонников франшизы, ни новых зрителей. И пускай диссонанс между юмором и серьёзной драмой может медленно разрывать повествование на маленькие кусочки, анимационные "Трансформеры" - буквально лучшее, что случалось с этой вселенной за долгие годы. И кто знает, быть может эта франшиза больше не нуждается в повторном пришествии Майкла Бэя?