Найти тему
Провинциальные хроники

Когда невозможно качественно учить

Учителя с 40-летним стажем, работая на ставку, грязными имеют зарплату около 25 тысяч в провинциальных школах.

Опытные учителя-профессионалы работают так, как работали всю жизнь: доступно объясняют материал, строго спрашивают, проверяют тетради. Они привыкли учить качественно.

Их мизерную зарплату немного скрашивает пенсия по выслуге. Но и им досадно и унизительно работать за такую зарплату. Стимула нет. Тем более, что стимулирующие выплаты во многих школах отменили лет 12 назад.

А как же приходится тем учителям, которых нагрузили двумя ставками и выше, потому что учителей не хватает, и очередь за воротами не стоит? Или потому, что за ставку получать нечего, поэтому приходится брать, что дают.

Как им умудриться работать качественно? Это вообще возможно? Посмотрим, что говорят сами учителя. Устрою небольшую перекличку из комментариев под одной из моих статей:

"Нормально качественно можно дать четыре урока в день, ну пять если будет "окно" - остальное халтура. Больше 22 х часов не беру никогда".

"Ещё зависит от того, какой предмет: математика, русский язык или ИЗО, технология. Где большой объём проверки тетрадей? Где больше ответственность (подготовка к ОГЭ, ЕГЭ)? И да, ставку 18 часов для учителей не с потолка взяли. По физиологическим показателям учитель после 4-х уроков в день становится неадекватным. Это не я говорю, это говорят врачи. А если работать на одну ставку, то зарплата будет, как у уборщицы в школе...."

"40-50часов - это каждый день по 10 уроков. О каком качестве можно говорить! А дома ждёт семья. Им тоже надо уделить время. У меня такой нагрузки не было. Но даже 30 часов - это ужас. Домой приходишь и не можешь своему ребёнку сказать, чтобы он открыл холодильник и отрезал себе колбасы. Старшая до сих пор в обиде на меня, что ей мало внимания уделяла. Говорит, что своих учеников ты больше любишь..."

"Знаю я, как они по 50 часов ведут. Мне студенты рассказывали про своих учителей, когда я в ВУЗе работала. Одна частенько говорила : "Так голова болит. Вот я сейчас таблеточку выпью и тихонечко посижу и вы тоже тихонечко посидите". Другая всё время давала задание законспектировать параграф. Пока ученики писали, она сидела и своими делами занималась. У третьей каждый урок превращался в классный час с разбором полётов. А четвёртая на каждом уроке ученикам про своих внуков, да про свою дачу рассказывала. Не, ну так-то можно, вообще, круглосуточно из школы не выходить. Но это ж не работа, это имитация. Зато смеются над своими ответственными, старательными и трудолюбивыми коллегами".
Можно поставить киноуроки на уроках. Тоже выход для учителя.
Можно поставить киноуроки на уроках. Тоже выход для учителя.

Думаю, что достаточно комментариев. Понятно всё и без них. А как, скажите, работать творчески, с вдохновением и с полной отдачей молодым педагогам, у которых нет пенсии по выслуге, а зарплата около 20-25 тысяч? Почти как в басне Крылова: "И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный?" Только "лето красное" они не проводили, как та стрекоза.

А вот думать учителю о том, как прожить на это нищенское жалованье от государства, приходится постоянно. Хорошо, если есть муж с приличной зарплатой, или родители готовы поддерживать материально. А если нет? Тогда молодые люди бегут из школ. А если некуда бежать? Учитель теперь у нас стал профессией какого-то заднего плана для властей. Не важной, а ничтожной.

Слушаю недавно "радио России" с Алисой. Ведущие возмущаются нищенскими зарплатами учителей и называют нашу Брянскую область среди других как одну из неблагополучных по зарплатам. Возмущаются, что учитель у нас за 1,3 ставки якобы получает 36 тысяч. Может быть, в городе он столько и получает, но не в районе. Подумала: "Эх, ведущие, и вы далеки от действительности!"

А ведь самая высокая зарплата у нас, учителей, если мне не изменяет память, была в 2011-2012 годах. С тех пор нагрузка выросла, а зарплата уменьшилась. Вот вам и майские указы.

Приближается День учителя, и тема нехватки учительских кадров, низких зарплат учителей и воспитателей снова обсуждается депутатами и общественностью. Кто-то предлагает за ставку один МРОТ, кто-то два.

«То есть учитель должен получать МРОТ за работу на одну ставку в любом случае. А дополнительная работа должна оплачиваться сверх этого», — ратует за учителей первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.

А ещё раньше в Совфеде заявляли, что нижний порог зарплаты для учителей должен быть единым по всей России и составлять не менее двух МРОТ.

Поговорят опять, пар выпустят наши "заботливые" депутаты, и всё вернётся на круги своя. Много и раньше говорили, а воз и ныне там. Повысят на 5% зарплаты и будут трубить, что сделали то, что обещали.

А пока в регионах зарплата будет нищенской, пока нагрузка на учителей будет запредельной, о качественном преподавании в школах придётся забыть. Никак одно с другим не совмещается.

Если же вы, уважаемые читатели, думаете иначе, то пишите, аргументируйте. Имеете полное право не согласиться с автором, потому что и я знаю, что есть в школах подвижники, которые работают самоотверженно и доблестно, несмотря ни на что!

Комментарии брала вот под этой статьей:

Всем читателям большое спасибо за внимание, неравнодушие и понимание!