Сейчас в школах мало кто из учителей работает только на ставку – учителей же катастрофически не хватает. А педагоги все разные – с разным здоровьем, темпераментом, с разными установками на жизнь. Кто-то ведёт по 40 часов в 65 и даже 70 лет, а для кого-то в 35 лет 32 часа, то есть две ставки – это много.
В последний год работы, когда мне было 59 лет, я вела 24 часа английского языка и безумно уставала, особенно в переполненных вторых классах, когда стояла задача каждого научить читать. К концу рабочего дня теряла голос, и иногда, когда шла домой с сумкой тетрадей, которые не успела проверить в школе, земля буквально уходила из-под ног – так проявляло себя высокое артериальное давление.
Вчера в учительском сообществе увидела пост учительницы:
«У меня в этом году 32 урока в неделю. Никогда раньше так не было. Устаю ужасно, на последних уроках буквально с ног падаю. Сказала об этом коллеге, а она засмеялась: "Всего-то тридцать два - и уже расклеилась? Это же вообще ерунда!"
После этого задумалась: если 32 - мало, то сколько же тогда много? В моей старой школе ни у кого больше двух ставок не было…»
Да, времена меняются. То, что раньше было почти невозможным (например – 40-50 часов в неделю), превращается сегодня в норму для учителей. Всё бы хорошо, если бы и физическое состояние людей тоже укреплялось с годами – каждое новое поколение приходило бы с более крепким здоровьем. И не было бы вопросов – хоть 60 уроков в неделю веди, учитель, если хочешь.
Что ответили учителя коллеге? Да, все по-разному ответили. Привожу несколько примеров. Естественно, без имён и фамилий.
«Люди разные, темпераменты у всех разные, время на восстановление у всех разное, в конце концов, здоровье разное. Кто-то любит все быстро и бегом, день по минутам расписан, кофе на бегу в транспорте, на сон хватает 5 часов. Кто-то разбит, если спит меньше 7 часов, и если утром не может выделить 30 мин спокойного созерцания в окно с чашкой кофе. Смотрите по себе. Коллега у меня может за один вечер успеть к косметологу, парикмахеру, заказать и принять 3 доставки. Я максимум одно дело, привязанное ко времени, могу запланировать, меня бесит жутко, когда случается несостыковка и приходится менять остальные планы. Универсального ответа нет».
Вот что ответил учитель-мужчина:
«Вам сколько нужно часов? Сколько можете вести, столько и оставьте, на остальное пишите заявление на имя директора за 3 дня, чтобы уменьшили нагрузку, отказать не могут, но давить будут.
А коллеге, которая рассмеялась, можете "плюнуть" в лицо, либо словом, либо буквально.
Один из способов манипуляции, чтобы заставить сотрудника переживать это фраза "ой, 32 сама, у других ещё больше и ничего", в таких случаях нужно отвечать "вот другие пусть и работают а мне здоровье нужно, чтобы посмотреть как их из школы вперёд ногами вынесут"
Привычка у многих такая, равняться на худшее, а не на лучшее».
В основном высказались женщины-учителя:
«У меня 24 часа. Много. Считаю, что 18часов - максимум. Не зря именно столько считается ставкой. А кто там и сколько выдерживает, на это равняться не надо. Все работают по-разному, предметы есть менее энергозатратные, есть более сложные. И люди с разным уровнем ответственности, здоровья и пофигизма».
«У меня 33 часа, филолог. Меня мои коллеги (то ли в шутку, то ли всерьез) называют ленивой, потому что я недовольна и прошу принять ещё одного учителя. У них по 40, не знаю, как живут. Но две уже развелись, одна всё время в больнице лежит. Я так не хочу. Это всё зло! Не верьте никогда, что 30+ это немного. Страдает качество работы, страдает здоровье, семья».
«Я раньше (когда еще юна была, никак не понимала, почему не могу как другие и меня все время поддевали, мол, я вот то и то могу, а ты стонешь, что не выспалась), а потом повзрослела, а, точнее, начала читать психологическую литературу, общаться с полезными людьми, начала ходить к психотерапевту, которая и объяснила именно то, о чем вы написали. Боже, это простые истины, но они всегда как-то игнорируются в нашем мире. Нормотипичность, темперамент, нервная организация, наследственность, да, боже, всё у всех разное».
«18 часов – это ставка, выверенная не просто так. Поскольку к уроку нужно готовиться и после проверить то, что выполнено, тогда это качественное обучение. Поэтому 18 уроков (плюс 18 часов на подготовку и проверку), итого 36 - это ничуть не мало .
Те, кто пишут, больше нормально - нет, это не нормально!!!»
Естественно, что большинство коллег придерживаются мнения, что неадекватная нагрузка вредит и здоровью, и качеству преподавания. Но как теперь говорят – на одну ставку есть нечего, хотя на две – есть некогда.
К счастью, есть и неунывающие педагоги, которые успевают и деньги заработать, и отдохнуть, и здоровье сохранить. Про них пишут:
«У меня была коллега, она всегда удивлялась домоседам - что вы, мол, вечерами дома делаете, это же ужасно скучно, я не знаю, куда себя деть. Она с мужем то на волейбол, то в бассейн, то на выставку, то в театр каждый вечер. Реально - в неделю, возможно, вечер от силы дома проводила, и это было пыткой. А для меня вечер перед рабочим днем, проведенный не дома - пытка. Если я накануне рабочего дня возвращаюсь в 8 или позже, для меня это отсутствующий свободный вечер, стресс… Я всегда найду, чем себя дома занять: вышивка, цветоводство, французский, да просто расслабляюсь, фланируя с чашкой кофе по комнатам, рассматривая свои орхидеи. Все разные».
Подводим итог. Все мы, учителя, разные. Всем, естественно, хотелось бы работать на ставку (18 часов) и получать за неё достойную зарплату. Но реальность другая, и с ней приходится мириться. А про здоровье своё желательно не забывать! Поздно, к сожалению, мы про это вспоминаем.
Памятник нам никто не поставит и деньги дополнительные на лекарства не выделит!
Спасибо за внимание! Всем здоровья и благополучия!