Найти в Дзене
Финансовый гений

Важные параметры бюджета - 2025. Что в них не так, и на что это повлияет?

Начнем потихоньку разбирать бюджет-2025, проект которого уже внесен в Госдуму. Согласно проекту, доходы в 2025 году относительно 2024 года вырастут на 11,6%, до 40,29 трлн руб., расходы – на 5,2%, до 41,46 трлн руб. Дефицит составит, соответственно, 1,17 трлн рублей. В 2026 и 2027 годах предполагается дальнейший рост расходов, доходов и дефицита, так, в 2026 году запланирован дефицит уже 2,18 трлн рублей, а в 2027 году - 2,77 трлн рублей. Но это лишь плановые показатели, которые однозначно будут пересмотрены с принятием новых бюджетов, соответственно, через год и через два. Практика последних лет показывает, что пересматривают показатели только в сторону повышения, причем, очень существенного. Бюджет построен на средней экспортной цене нефти в 2025 году 69,7 долларов за баррель, среднем курсе доллара 96,5 рублей за доллар и инфляции на конец 2025 года 4,5%. Уже сразу все эти 3 ключевых показателя видятся мне нереалистичными. Ну, во-первых, цена нефти - уже можно считать невыполненным с

Начнем потихоньку разбирать бюджет-2025, проект которого уже внесен в Госдуму.

Согласно проекту, доходы в 2025 году относительно 2024 года вырастут на 11,6%, до 40,29 трлн руб., расходы – на 5,2%, до 41,46 трлн руб. Дефицит составит, соответственно, 1,17 трлн рублей.

В 2026 и 2027 годах предполагается дальнейший рост расходов, доходов и дефицита, так, в 2026 году запланирован дефицит уже 2,18 трлн рублей, а в 2027 году - 2,77 трлн рублей. Но это лишь плановые показатели, которые однозначно будут пересмотрены с принятием новых бюджетов, соответственно, через год и через два. Практика последних лет показывает, что пересматривают показатели только в сторону повышения, причем, очень существенного.

Инфографика издания "Коммерсант"
Инфографика издания "Коммерсант"

Бюджет построен на средней экспортной цене нефти в 2025 году 69,7 долларов за баррель, среднем курсе доллара 96,5 рублей за доллар и инфляции на конец 2025 года 4,5%.

Инфографика издания "Коммерсант"
Инфографика издания "Коммерсант"

Уже сразу все эти 3 ключевых показателя видятся мне нереалистичными. Ну, во-первых, цена нефти - уже можно считать невыполненным средний уровень, заложенный в текущий бюджет (70 долларов за баррель), и тут же на следующий год закладывается практически аналогичный, а ведь все мировые, да и российские аналитики в один голос твердят, что цена нефти в ближайшие годы будет только снижаться.

Обратите внимание: в бюджет закладывается не цена эталонного сорта Brent, а цена российской смеси Urals, которая экспортируется с большими и даже периодически растущими дисконтами. Например, сейчас эта цена около 60 долларов за баррель. А на весь следующий год, когда цена должна упасть еще сильнее, закладывают цену около 70 - на данный момент это выглядит еще более нереалистично, чем аналогичная и фактически нереализованная цена в текущем году.

Нереалистичная цена нефти, закладываемая в бюджет, говорит о высокой вероятности неисполнения рассчитанных от такой цены нефтегазовых доходов. А когда не исполняются нефтегазовые доходы, как показывает практика, чтобы они все же исполнялись, начинает девальвироваться рубль. Отсюда получается, что и курс доллара, заложенный в бюджет, тоже не смотрится реалистичным.

Особенно с учетом того, что к заданному среднегодовому значению на 2025 год (96,5 рублей за доллар) курс, вероятно, придет уже к концу текущего года (он уже почти 96 и имеет четко выраженный тренд к росту).

-3

Очень вероятно, что он даже окажется еще выше уже на начало 2025 года (все идет к этому). Я сильно сомневаюсь в том, что в течение 2025 года рубль будет укрепляться, чтобы обеспечить такой средний курс, или проявит завидную стабильность, примерно не меняясь весь год.

А из курса рассчитывается огромное количество прочих показателей как доходной, так и расходной частей бюджета. Соответственно, если заданный курс не будет соответствовать реальному, будут страдать многие статьи бюджета, чем сильнее будет отклонение - тем, соответственно, сильнее страдать.

Особенно понравилось, что на 2025 год (как и на последующие годы) планируется рост экспорта в долларовом выражении (см. первую инфографику). В 2025 году он должен составить 446 млрд долларов после 429 млрд в текущем году.

Основной экспортный товар России, сильно опережающий другие по объемам - это нефть и нефтепродукты. Цена на нефть, как уже писал выше, скорее всего, будет падать, объемы продаж тоже (из-за прогнозируемого замедления мировой экономики и падения на спроса на энергоресурсы). Ключевым нефтепродуктам вообще запрещают экспорт, дабы сдерживать цены на внутреннем рынке.

Я уже молчу, что экспорт будут продолжать все сильнее давить санкциями - подтянутся ограничения и на новые, ранее неподсанкционные ресурсы, вроде СПГ (работа в этом направлении уже ведется). Тогда с чего должен расти экспорт? Это совершенно непонятно. А ведь от объемов экспорта рассчитываются экспортные доходы бюджета - они имеют шансы не исполниться.

Точно так же есть вопросы к заложенному росту импорта (в 2025 году 309 млрд после 280 млрд в текущем году). Мы видим, что уже в текущем году план по импорту не выполняется на 10% из-за проблем с трансграничными платежами. Проблемы решены? Нет, они только усугубляются. Тогда почему должен расти импорт, который даже в текущем году падает? Могу, разве что, предположить, что он может расти в цене из-за сильного роста транзакционных и логистических издержек, но не в объемах товара.

Импортные налоги и пошлины (особенно НДС) занимают очень значимую часть в бюджете, поэтому нереализация этого плана приведет к сильному недобору доходов.

Рост экспорта и импорта заложен и в планы на последующие годы.

Ну и, конечно же, инфляция. По-моему, не найдется ни одного аналитика, который будет утверждать, что она на конец 2025 года составит 4,5%. Всем очевидно, что инфляция будет выше, а может быть даже и сильно выше (допустим, вдвое или еще сильнее). И самое интересное, что сам этот бюджет и будет главным фактором его роста, ведь он, скажем так, проинфляционный (предполагает рост бюджетного стимулирования, разгоняющего инфляцию).

От инфляции напрямую зависит расходная часть: выше инфляция - выше расходы. Так что, они тоже имеют все шансы оказаться больше запланированных, что увеличит дефицит.

К слову, такая ситуация уже наблюдается с исполнением текущего бюджета: когда к лету стало ясно, что многие его параметры не выполняются (в т.ч. из-за нереалистичности заложенных показателей, той же нефти, инфляции и др.) бюджет пересмотрели, увеличив расходную часть и дефицит.

-4

Кстати, о дефиците. Как следует из пояснений Минфина, дефицит теперь планируется покрывать не за счет ФНБ (как это делалось все последние годы), а за счет наращивания госзаймов.

Это очень сомнительно, ведь и в нынешнем году Минфин стабильно и сильно недовыполняет план по займам. За 3 квартала он выполнен только на 60%, и чем дальше - тем меньше денег у него получается занять, и тем дороже они оказываются.

-5

Я уже молчу, что наращивание сверхдорогих займов (а в следующем году они будут еще дороже, чем в этом, процентов так под 20 годовых на много лет вперед) само по себе несет серьезнейшие риски для текущего и будущих бюджетов.

ФНБ же в следующем году Минфин планирует, наоборот, пополнить на целых 1,64 трлн рублей.

-6

ФНБ пополняется за счет сверхдоходов от продажи нефти, а сверхдоходы - это доходы от продажи по цене свыше заложенной в бюджет (в нашем случае - свыше 69,7 долларов за баррель). По вышеперечисленным причинам сейчас такие планы выглядят ну просто очень сомнительными. Особенно с учетом того, что когда цена нефти ниже, ФНБ, наоборот, должен расходоваться на покрытие недостатка - так работает бюджетное правило.

Чтобы выполнить план, и ФНБ не упал, а вырос на 1,64 трлн, нужно, чтобы цена экспорта российской нефти в следующем году чаще была выше 70 долларов, чем ниже. И это с учетом того, что ФНБ не будут трогать для покрытия дефицита. Правда, еще ФНБ может вырасти просто за счет девальвации рубля при сохранении его золотовалютных объемов.

Наконец, возьмем структуру предстоящих расходов бюджета на 2025 год.

Инфографика издания "Коммерсант"
Инфографика издания "Коммерсант"

Тут просто невооруженным взглядом видно, на что направлен бюджет, какие расходы составляют его основу.

Однако во всех пояснительных записках и пояснениях Минфина на первое место почему-то ставится социальная политика.

-8

А расходы на социальную политику вдвое ниже расходов на "национальную оборону", занимающую треть всех расходов. Зачем обманывать себя и других и вуалировать ключевую направленность бюджета?

Тем более, с учетом того, что расходы на социальную политику в следующем году понижены (!), несмотря на инфляцию, на 1,24 трлн рублей.

-9

А на "оборону" - наоборот, повышены, и на целых 2,7 трлн рублей. И если в текущем году они должны составить 29,4% бюджета, то в следующем уже 32,5% (доля социальных расходов, соответственно, наоборот, снижена).

К слову, среди прочих статей бюджета многие так или иначе тоже связаны с "геополитикой". Например, в тех же национальных проектах, на которые предусмотрено выделение 40 млрд рублей за 6 лет (в среднем, 6,7 млрд в год), весомая доля относится к проектам по "развитию новых территорий", или технологическому развитию именно оборонной промышленности.

Так что, в совокупности на это дело там может насобираться уже ближе к половине всех запланированных расходов.

Вот такие первоначальные впечатления складываются от анализа основных параметров бюджета на 2025 год.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.