Если предыдущая публикация была посвящена аспектам индивидуализации обучения взрослого на высоком уровне (переход с IELTS Band 6 к IELTS Band 7+) и концептуальным вопросам https://dzen.ru/a/Zumay0i4xgAy3rY2 , то в текущей коснёмся чуть более приземлённой и распространённой задачи. А именно - взрослый, возрастом примерно 40, желающий "начать и не забросить в этот раз", с профессиональным уклоном английского в прикладной анализ поведения.
Такая форма гораздо более удобна для восприятия и заполнения при относительно небольшом количестве данных, присущем началу обучения "с нуля" на низких уровнях (до В1 включительно)
"Проверено" и "Согласовано"
Столбцы "Проверено" и "Согласовано" с датами отражают итоги первой встречи с обучаемым. На этой встрече мы обычно проводим измерения базовых уровней рецептивных (чтение и слушание) навыков и продуктивных (говорение). Ввиду того, что заявка не включает в себя цели подготовки к экзамену, то такие измерения проводятся по первым частям экзамена целевого уровня или на уровень ниже как заявленный базовый.
Из практики: взрослые чаще всего сильно недооценивают свои навыки, потому для "начинающих с нуля", у которых есть предшествующий опыт изучения английского, я беру первые части стандартизованного экзамена уровня А2. Обычно - не дальше второй части для каждого навыка, иначе невозможно соблюсти тайминг первой встречи не более 60 минут.
Расчёт показателей
Предложенные в таблице вехи ввода тех или иных компонентов являются гипотезой инструктора, с учётом данных первой встречи, а именно - наблюдаемых, измеряемых и воспроизводимых речевых реакций. На прогнозирование такого рода также влияют факторы средних показателей посещаемости (для онлайна такой коэффициент колеблется в районе 95%), интенсивности занятий, коэффициент выполнения домашних заданий (для онлайна он держится в районе 95-98%) и качество их выполнения (и для приёмки необходимо не менее 80% правильности с учётом сдачи в срок) и ресурсоёмкость рассчитываемого курса. Под ресурсоёмкостью мы имеем ввиду не только количество аудиторных часов в неделю, но и их качество (распределение часов среди недели и в пределах суток). Не секрет, что к вечеру продуктивность снижается, а на выходных обучаемый зачастую фрустрирован необходимостью заняться домашними делами. Поэтому, оптимальным распределением для взрослых при двух занятиях в неделю являются до обеда по понедельникам (максимум - вторникам) и четвергам (тогда внеаудиторная нагрузка равномерна). Либо по вторникам-пятницам. В случае же 3 аудиторных часов в неделю, то по понедельникам-средам-пятницам. Опять же, 3 аудиторных часа можно скомпоновать как занятия по 90 минут вместо 60, но стоит учитывать и частое падение производительности после 45-50 минут интенсивного занятия чисто ввиду физиологии. В будущем запланирована публикация о выборе длительности занятий в зависимости от поставленных задач. Да-да, именно задач и потребностей обучаемого, а не наличия свободного времени у одной из сторон.
Из практики: В данном конкретном случае у обучаемого есть ресурс на 2 дневных аудиторных часа в неделю, но к сожалению по вторникам и четвергам. Притом, обучаемый готов выделять не более 15-20 минут в день на внеаудиторную работу. Следовательно, потенциальная польза от домашних заданий со вторников на четверги будет запланированно ниже (примерно на 30-40% меньше объём и сложность), а с четвергов на вторники - выше. Соответственно, само только распределение среди недели непосредственно влияет на сроки обучения, ввод дополнительных модулей и эффективность курса в краткосрочной перспективе. Ввод профильных учебных материалов по профессии обучаемого таким образом, сдвигается примерно на 30% вправо по временной шкале. При идеальных условиях (3 раза в неделю по понедельникам-средам-пятницам или вторникам-четвергам-субботам), на профильный набор лексики с выводом её в свободную устную речь, домашнее чтение или аудирование по профессии ли для профильного профессионального экзамена выводятся в третий час, для которого домашние задания идут с интенсивностью раз в неделю и согласовываются с материалами основного курса.
Таким образом, планирование расписания занятий, интенсивности и состава учебных блоков непосредственно влияет на достижение клиентом поставленных учебных долгосрочных целей и удовлетворённость как в моменте, так и в конце обучения.
"Целевой уровень"
Столбец заполняется на основании интервью обучаемого - желания и цели изучения языка. Они же пойдут в долгосрочные цели на этом этапе и будут использоваться в расчёте компонентов курса в техническом задании.
В этом конкретном случае, обучаемый заявляет целью использование английского в профессиональной сфере (Прикладной Анализ Поведения). При этом, основном рецептивные навыки - слушание вебинаров и чтение профессиональной литературы (материалы по направлению Практического Функционального Анализа (PFA), Тренинга с Опорой на Навыки (SBT) и теоретической литературы (например, учебник авторства John O. Cooper, Timothy E. Heron, William L. Heward, в третьем издании, которое не переведено на родной язык обучаемого).
Остальные же поля навыков и их уровней соответствуют стандартизованным критериям уровня А2 для общего английского.
"Рассчитано и согласовано"
Эта часть таблицы заполняется уже вместе с расчётом технического задания на курс по материалам первой встречи. Тут также учитываются пожелания обучаемого к ресурсоёмкости курса в части аудиторной и внеаудиторной нагрузки. К счастью, рекомендации и возможности обучаемого совпадают.
Условия
Обычно человеку спокойнее от знания предстоящего. Потому я ставлю себе задачу вывести обучаемого на определённые показатели к определённому сроку, выраженному в часах аудиторной работы. Эти цифры примерные, т.к. на начальном этапе невозможно предсказать исполнительность и качество домашних заданий, но чаще всего среднестатистический обучаемый взрослый способен прийти к ним в указанные сроки или даже раньше.
Техническое задание
Есть смысл указывать цели учебного взаимодействия, со сроками и критериями. Вообще, само техзадание на курс развилось из обычных записей в блокноте, но со временем трансформировалось в рабочий документ, с которым удобно сверяться и оценивать успешность как обучаемого. так и самого инструктора (правильность гипотез, выбранных критериев, своевременность принятия решений и т.д.). То есть, это инструмент взаимного и самоконтроля для обеих взаимодействующих сторон, как инструктора, так и обучаемого.
В следующей публикации познакомлю читателя с факторами принятия решений на основании измерений в курсе IELTS Band 6 > IELTS Band 7+.