Изначальная заявка взрослого (1993 года рождения) звучала как «Нужно через 12 месяцев сдать IELTS на уровень 7 в среднем. Есть результаты сданного в этом году IELTS».
Цель сдачи экзамена заявлена как «For General Dental Council we need 6.5 for each and no less then 7 overall». То есть, специалисту-стоматологу необходимо для приёма документов в General Dental Council (Великобритания) приложить результат сдачи IELTS, соответствующий этим критериям. Собственно, задача: разработать и провести такой курс, который позволит обучаемому достичь цели. Как?
Начало
С чего начинается обучение английскому у взрослых, или процесс коррекции и формирования навыков коммуникации на английском языке? Ведь для того, чтобы что-то начинать делать, нужно сперва как минимум определить цель процесса, её измеряемые критерии, сроки достижения цели, этапы и критерии каждого этапа, а ещё механизмы, преграды и много чего ещё. Безусловно, велик соблазн ничем таким не заниматься и просто вести занятия по учебнику, но тогда сложно всем участникам процесса. Инструктору сложно анализировать свою работу, а обучающемуся - и вовсе практически невозможно увидеть свой прогресс, особенно на высоких уровнях, когда он слабо заметен невооружённым взглядом.
Поэтому, в самом начале мы уделяем внимание двум основным параметрам:
- Измерение навыков на момент начала обучения и
- Целеполагание.
Зачем? Если у обучаемого нет точки отсчёта, то и невозможно принять решение об эффективности процесса. А целеполагание нужно обеим сторонам, чтобы как минимум согласовать ожидания от курса. Он ведь должен помочь обучаемому достичь целевых измеряемых критериев. Ответ - измерять. В начале, в процессе, измерять на каждом занятии.
Как мы формируем практические коммуникативные навыки в рамках заданных критериев?
Спойлер: определяем начальные и конечные критерии, средства измерения и механизмы достижения этих самых критериев.
Многие годы мы применяли в качестве инструмента входного контроля тесты. Сперва самодельные, затем аргументированно перешли на стандартизированные (диагностические или тесты навыков, в зависимости от запроса или цели обучения). В идеале, конечно, я рекомендую выполнить в домашних условиях все части стандартизованного теста навыков на один уровень ниже заявленной цели обучаемого. Кроме устной части, конечно, т.к. для неё всегда нужен собеседник.
Устную часть (Говорение) мы проводим в самом начале первой встречи, которая назначается после самостоятельного выполнения обучаемым всех предыдущих частей (Слушание, Чтение, Письмо) и проверки этих материалов специалистом. Таким образом, к моменту первой встречи и согласования ожиданий от курса у инструктора уже есть видение необходимой для достижения заявленной обучаемым цели ресурсоёмкости курса (его длительности, количества часов в неделю, рекомендованной внеаудиторной нагрузки), долгосрочных и краткосрочных целей, механизмов их достижения. Измерение критериев устной части на первой встрече позволяет скорректировать предварительно составленный документ технического задания на курс прямо в ходе встречи и отправить его на согласование обучаемому непосредственно после встречи.
Индивидуализация курса
Таким образом, каждый курс индивидуализирован по параметрам
- цели конкретного обучаемого;
- механизмов достижения цели (выбор учебно-методических комплексов и их сочетаний для достижения цели);
- ресурсоёмкости для конкретного обучаемого (количество аудиторных и внеаудиторных часов работы по формированию навыков, в неделю);
- индивидуальных особенностей обучаемого и его вспомогательных навыков, выявленных в ходе первой встречи и в ходе первых 4-6 часов аудиторных занятий.
А документом такой индивидуализации является Техническое задание на курс (ТЗ)
Техническое задание на курс обучения
В процессе эволюции, наши технические задания видоизменялись, а ещё - расширялись и сокращались. Сейчас мои, например, отражают целый ряд параметров. Моё техническое задание (ТЗ) на курс английского языка чаще всего основывается на:
- результатах измерения коммуникативных навыков (проверенный тест и измерения навыков устной речи в ходе первой встречи);
- выводах проверившего инструктора и/или методиста для каждого блока измерений для навыков (рецептивные, продуктивные, языковые системы).
Да, языковые системы я тоже начал включать, т.к. отдельно они не проверяются ни в диагностических, ни в тестах навыков, однако в этой области зачастую можно найти преграды к обучению, которые могут замедлять процесс обучения если не принимать их во внимание. Чаще всего туда входят выявленные в ходе анализа входного контроля сведения о навыках применения грамматики, подходах к использованию лексики, навыки словообразования, произношения, гипотезы о причинах и описания предварительных механизмов компенсации связанных с языковыми системами дефицитов навыков.
Вторая часть ТЗ на курс включает в себя:
- рекомендации конкретному обучаемому;
- описание долгосрочных и краткосрочных целей;
- критерии и сроки достижения описанных целей;
- механизмы достижения описанных целей.
Здесь же, во второй части происходит согласование рекомендуемых инструментов, подходов и учебно-методических комплексов. Это позволяет согласовать наиболее значимые ожидания от курса и исключить повторное использование тех учебно-методических комплексов, по которым обучаемый занимался ранее.
Текущая трудоёмкость курса: 3 аудиторных часа в неделю + 2 часа внеаудиторных (запланировано, но уходит больше на этапе формирования точности, особенно в блоке Reading). В сентябре запланирован переход к работе над параметром беглости в блоке Reading.
В следующих публикациях я опишу к чему это всё привело в течение 20 аудиторных занятий и далее буду знакомить с ходом работы по этому проекту.