Найти в Дзене
Взрослый английский

Индивидуализация обучения взрослых английскому. Часть 1: IELTS Band 6 > IELTS Band 7

Изначальная заявка взрослого (1993 года рождения) звучала как «Нужно через 12 месяцев сдать IELTS на уровень 7 в среднем. Есть результаты сданного в этом году IELTS». Цель сдачи экзамена заявлена как «For General Dental Council we need 6.5 for each and no less then 7 overall». То есть, специалисту-стоматологу необходимо для приёма документов в General Dental Council (Великобритания) приложить результат сдачи IELTS, соответствующий этим критериям. Собственно, задача: разработать и провести такой курс, который позволит обучаемому достичь цели. Как? С чего начинается обучение английскому у взрослых, или процесс коррекции и формирования навыков коммуникации на английском языке? Ведь для того, чтобы что-то начинать делать, нужно сперва как минимум определить цель процесса, её измеряемые критерии, сроки достижения цели, этапы и критерии каждого этапа, а ещё механизмы, преграды и много чего ещё. Безусловно, велик соблазн ничем таким не заниматься и просто вести занятия по учебнику, но тогда
Оглавление

Изначальная заявка взрослого (1993 года рождения) звучала как «Нужно через 12 месяцев сдать IELTS на уровень 7 в среднем. Есть результаты сданного в этом году IELTS».

Входящая заявка - результаты внешнего независимого тестирования
Входящая заявка - результаты внешнего независимого тестирования

Цель сдачи экзамена заявлена как «For General Dental Council we need 6.5 for each and no less then 7 overall». То есть, специалисту-стоматологу необходимо для приёма документов в General Dental Council (Великобритания) приложить результат сдачи IELTS, соответствующий этим критериям. Собственно, задача: разработать и провести такой курс, который позволит обучаемому достичь цели. Как?

Начало

С чего начинается обучение английскому у взрослых, или процесс коррекции и формирования навыков коммуникации на английском языке? Ведь для того, чтобы что-то начинать делать, нужно сперва как минимум определить цель процесса, её измеряемые критерии, сроки достижения цели, этапы и критерии каждого этапа, а ещё механизмы, преграды и много чего ещё. Безусловно, велик соблазн ничем таким не заниматься и просто вести занятия по учебнику, но тогда сложно всем участникам процесса. Инструктору сложно анализировать свою работу, а обучающемуся - и вовсе практически невозможно увидеть свой прогресс, особенно на высоких уровнях, когда он слабо заметен невооружённым взглядом. 

Поэтому, в самом начале мы уделяем внимание двум основным параметрам:

  1.  Измерение навыков на момент начала обучения и 
  2. Целеполагание. 

Зачем? Если у обучаемого нет точки отсчёта, то и невозможно принять решение об эффективности процесса. А целеполагание нужно обеим сторонам, чтобы как минимум согласовать ожидания от курса. Он ведь должен помочь обучаемому достичь целевых измеряемых критериев. Ответ - измерять. В начале, в процессе, измерять на каждом занятии.

Как мы формируем практические коммуникативные навыки в рамках заданных критериев? 

Спойлер: определяем начальные и конечные критерии, средства измерения и механизмы достижения этих самых критериев.

Многие годы мы применяли в качестве инструмента входного контроля тесты. Сперва самодельные, затем аргументированно перешли на стандартизированные (диагностические или тесты навыков, в зависимости от запроса или цели обучения). В идеале, конечно, я рекомендую выполнить в домашних условиях все части стандартизованного теста навыков на один уровень ниже заявленной цели обучаемого. Кроме устной части, конечно, т.к. для неё всегда нужен собеседник. 

Устную часть (Говорение) мы проводим в самом начале первой встречи, которая назначается после самостоятельного выполнения обучаемым всех предыдущих частей (Слушание, Чтение, Письмо) и проверки этих материалов специалистом. Таким образом, к моменту первой встречи и согласования ожиданий от курса у инструктора уже есть видение необходимой для достижения заявленной обучаемым цели ресурсоёмкости курса (его длительности, количества часов в неделю, рекомендованной внеаудиторной нагрузки), долгосрочных и краткосрочных целей, механизмов их достижения. Измерение критериев устной части на первой встрече позволяет скорректировать предварительно составленный документ технического задания на курс прямо в ходе встречи и отправить его на согласование обучаемому непосредственно после встречи. 

Индивидуализация курса

Таким образом, каждый курс индивидуализирован по параметрам

  • цели конкретного обучаемого;
  • механизмов достижения цели (выбор учебно-методических комплексов и их сочетаний для достижения цели);
  • ресурсоёмкости для конкретного обучаемого (количество аудиторных и внеаудиторных часов работы по формированию навыков, в неделю);
  • индивидуальных особенностей обучаемого и его вспомогательных навыков, выявленных в ходе первой встречи и в ходе первых 4-6 часов аудиторных занятий.

А документом такой индивидуализации является Техническое задание на курс (ТЗ)

Техническое задание на курс обучения

В процессе эволюции, наши технические задания видоизменялись, а ещё - расширялись и сокращались. Сейчас мои, например, отражают целый ряд параметров. Моё техническое задание (ТЗ) на курс английского языка чаще всего основывается на:

  • результатах измерения коммуникативных навыков (проверенный тест и измерения навыков устной речи в ходе первой встречи);
  • выводах проверившего инструктора и/или методиста для каждого блока измерений для навыков (рецептивные, продуктивные, языковые системы).

Да, языковые системы я тоже начал включать, т.к. отдельно они не проверяются ни в диагностических, ни в тестах навыков, однако в этой области зачастую можно найти преграды к обучению, которые могут замедлять процесс обучения если не принимать их во внимание. Чаще всего туда входят выявленные в ходе анализа входного контроля сведения о навыках применения грамматики, подходах к использованию лексики, навыки словообразования, произношения, гипотезы о причинах и описания предварительных механизмов компенсации связанных с языковыми системами дефицитов навыков.

Фрагмент первой части Технического задания на курс английского для взрослого (IELTS)
Фрагмент первой части Технического задания на курс английского для взрослого (IELTS)

Вторая часть ТЗ на курс включает в себя: 

  • рекомендации конкретному обучаемому;
  • описание долгосрочных и краткосрочных целей;
  • критерии и сроки достижения описанных целей;
  • механизмы достижения описанных целей.

Здесь же, во второй части происходит согласование рекомендуемых инструментов, подходов и учебно-методических комплексов. Это позволяет согласовать наиболее значимые ожидания от курса и исключить повторное использование тех учебно-методических комплексов, по которым обучаемый занимался ранее. 

Пример второй части технического задания  (ТЗ) на курс английского для взрослого (IELTS)
Пример второй части технического задания (ТЗ) на курс английского для взрослого (IELTS)

Текущая трудоёмкость курса: 3 аудиторных часа в неделю + 2 часа внеаудиторных (запланировано, но уходит больше на этапе формирования точности, особенно в блоке Reading). В сентябре запланирован переход к работе над параметром беглости в блоке Reading.

В следующих публикациях я опишу к чему это всё привело в течение 20 аудиторных занятий и далее буду знакомить с ходом работы по этому проекту.