Найти тему

Авторынок России после 1 октября 2024. Мнение Артема Валеева.

Артём, как известно, согласно решению Правительства РФ, будет пересмотрен коэффициент утилизационного сбора. Как вы оцениваете перспективы автомобильного рынка России после 1 октября 2024 года?

Если говорить о рынке в целом, я думаю, он кардинально не изменится. Изменения коснутся стоимости автомобилей. Утилизационный сбор будет повышаться на регулярной основе - его будут повышать каждые несколько месяцев вплоть до 2030 года. Соответственно, можно предположить, что такое прогнозируемое повышение цен позволит рынку оставаться более-менее стабильным. У нас есть понимание, что каждые 4-5 месяцев будет расти стоимость. Касается это будет в 1 очередь легковых автомобилей, лёгкого коммерческого и грузового транспорта.

Что касается перспектив… Перспективы рынка всегда зависят от экономики. То есть рост стоимости автомобилей, безусловно, с одной стороны, должен замедлять продажи. С другой стороны, мы видим, что объём продаж в 2023 году значительно превысил объём продаж в 2022. Хотя стоимость средняя сделки выросла почти в полтора раза. А в первом полугодии 2024 года мы видим рост продаж относительно первого полугодия 2023, хотя стоимость автомобиля выросла ещё значительнее, в среднем на 20-30%.

Можно ли говорить о том, что это является следствием того, что выросли реальные доходы населения и появилась какая-то стабильность и предсказуемость?

Я думаю, что такой вопрос лучше, задавать экономистам, но есть данные, что доходы населения растут, наблюдается рост реальных заработных плат с учетом инфляции. Особенно в рабочих, производственных специальностях. Соответственно люди берут кредиты и покупают автомобили.

Обновления автомобиля традиционно является одним из основных инструментов вложения денежных средств жителей нашей страны, сразу после недвижимости. Мы знаем, что недвижимость в стране за последнее время выросла в цене очень сильно. Например, если мы берём Московский регион, то стоимость квадратного места, выросла настолько, что многие люди, которые планировали приобрести квартиру, вполне вероятно, отложат ее покупку и приобретут автомобиль. Особенно после отмены льготной ипотеки.

На какую величину вы ожидаете рост цен на автомобили с 1 октября?

Рост цен не произойдёт мгновенно именно с 1 октября, потому что на складах есть объём автомобилей, которые был завезен ранее. К тому же есть автомобили, которые находятся в продаже более 6 месяцев, их дилеры предлагают со скидкой. Поэтому говорить о том, что именно с 1 октября повысится стоимость машин, не совсем правильно. Это будет постепенный процесс.

Себестоимость автомобилей у производителей, или компаний и частных лиц, которые импортируют автомобили в Россию, поднимется на сумму утилизационного сбора. Тут все зависит от конкретного автомобиля, от объёма двигателя. Наибольший рост будет для автомобилей с двигателем более 3,5 л – порядка 2 млн. руб. Самый популярные автомобили с объемом до 2 литров подорожают примерно на 550 тыс. руб. Но стоимость будет определять в первую очередь спрос. Если автомобиль будет находиться в продаже долгий срок, продавец будет вынужден сделать скидку, и цена снизится.

По мере того, как эти ранее завезенные автомобили продадутся, а новые будут поступать уже по новым ставкам, стоимость будет расти.

Рост цен будет на новые автомобили или автомобили с пробегом тоже?

На сегодняшний день порядка 70% машин, которые завозятся в Российскую Федерацию, это новые автомобили. Поэтому рост цен коснется в первую очередь их. Но мы же знаем, что рост цен на новые машины всегда влечёт за собой рост цены на автомобили с пробегом. Например, если Toyota Rav 4 подорожала в среднем на почти на 2 млн. руб. по сравнению с 2022 годом, то и Rav 4 десятилетнего возраста тоже прибавили к цене порядка там 20-30%. Более старые автомобили, как правило, уже почти не реагируют на рост цен на новые машины. Поэтому утилизационный сбор касается всех типов транспортных средств и почти всех возрастов.