Найти в Дзене
РБК Стиль

Адепты красного и Фландрия XVII века: культурная афиша октября

Оглавление

Соединение веков и культур, Фландрия и Восток, а также современное искусство на ярмарке Cosmoscow — так выглядит культурная афиша октября

«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России»

8 октября — 26 января ГМИИ имени А.С. Пушкина

На полотнах Франса Снейдерса жизнь полнится избытком: будь то фрукты или дичь, натюрморты или сцены из мира природы или охоты. Фламандский натюрморт никогда не изображал предметы ради них самих, это всегда были символы, погружающие в размышления о той самой жизни и ее скоротечности. Значимость момента и сюжетные или предметные коды на полотнах как возможность разгадать аллегорию — известные черты произведений фламандских живописцев, на которые экспозиция Пушкинского музея обращает пристальный взгляд. Снейдерса можно считать центральным ее героем, но не единственным, так что погружение в эпоху окажется продолжительным и многослойным. Например, в залах встретятся даже наброски, которые в контексте взгляда на художественную Фландрию XVII века часто остаются за рамками повествования.

   Франс Снейдерс, «Рыбная лавка», около 1616ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франс Снейдерс, «Рыбная лавка», около 1616ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фестиваль КАРО.Арт

15 — 20 октября Киноцентр «Октябрь»

Третий большой фестиваль авторского кино соединяет в своей программе недавние фестивальные премьеры, которые, минуя известные трудности времени, прибывают в Москву из Берлина, Канн и Венеции. Разумеется, в числе первых окажется каннский лауреат, «Анора» Шона Бейкера, где в кадре встретятся Юра Борисов, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова и Марк Эйдельштейн (а присутствие российских актеров в зарубежном фестивальном проекте всегда особенно радует глаз благодарного зрителя). Среди отечественного фестивального кино — конечно, проект режиссера Романа Михайлова, седьмой по счету и под названием «Жар-птица», а в числе ретроспектив — «Селин и Жюли совсем заврались» Жака Риветта, «Пчеловод» Тео Ангелопулоса и «Мама Рома» Пьера Паоло Пазолини. Все это — лишь несколько перечислений из большой череды, к которому точно стоит добавить и еще одно: откроется фестиваль «Ежиком в тумане» и «Сказкой сказок» Юрия Норштейна, ведь напоминание о том, сколько вокруг неизведанных чудес, не будет лишним ни для кого из нас.

«Адепты красного. Малявин & Архипов»

До 16 февраля Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Выставка в Лаврушинском переулке предлагает обратиться к творчеству Филиппа Малявина и Абрама Архипова не отдельно, но в закономерной параллели, сразу определяя своим названием значимость и роль красного цвета. Образы крестьян, которые для обоих художников были одними из центральных, чередуются с пейзажами, портретами, демонстрируя не только общность выбираемых тем, но и их разность как в сюжетах, так в методах и взглядах. А Третьяковская галерея тем временем готовится к открытию корпуса на Кадашевской набережной, премьерой для залов которого станут «Передвижники» (выставка откроется 30 октября). Произведения членов Товарищества передвижных художественных выставок в коллекции Павла Третьякова играли системообразующую роль, так что, начиная новую свою главу, музей закономерно обращается к тому, с чего все начиналось.

«Леонид Цхэ. Каприччио»

До 25 октября Vladey

Персональная выставка петербургского художника Леонида Цхэ сосредоточена вокруг серии «Каприччио», которая прямо отсылает к истории мировой живописи и обещает свободу трактовок и воплощений, изменчивость и легкость в обращении, иными словами, все то, чего стоит ждать от каприза, никому и ничем не обязанного. В продолжение жанру каприччио произведения Леонида Цхэ музыкальны, легки, но вместе с тем основательны. Куратор выставки Сергей Хачатуров проводит, среди прочего, обоснованные параллели и сопоставления с полотнами Гойи, Веласкеса и Караваджо, а сам художник посвящает свою серию объятиям, а значит и чувствам. За его спиной — академическая школа и очевидный интерес к человеку и его природе во всей полноте и переменчивости.

   vladey.net
vladey.net

«Владимир Куприянов. Возвращение времени»

3 октября — 24 ноября Московский музей современного искусства (Гоголевский, 10/1)

Проект Московского музея современного искусства возвращает не только время, но и имя фотохудожника Владимира Куприянова в ретроспективе, позволяющей увидеть автора во всем объеме его творческих методов, взглядов и мотивов. Входя в число и круг независимых художников 80-х, Куприянов предпочитал свободу замысла и воплощения, и в этом контексте особенно примечательным оказывается своеобразный затакт музейной выставки. В галерее pop/off/art с небольшим опережением открылась экспозиция Владимира Куприянова «Архив. Лаборатория. Поиск», которая обращает внимание не только на результат, но и на процесс тех поисков и находок.

   пресс-служба
пресс-служба

12-я международная ярмарка современного искусства Cosmoscow

25 — 27 октября «Тимирязев Центр»

Сменив сентябрь на октябрь, ярмарка Cosmoscow переезжает в просторный «Тимирязев Центр», чтобы стать первым событием новой площадки. Как и всегда, в одном пространстве встретятся взгляды многих галеристов, так что коллекции пополнятся, а какие-то, вероятно, и начнутся. Художником года по версии фонда Cosmoscow в этом году стала Александра Гарт, независимый автор из Петербурга с особыми взаимоотношениями со временем в своем искусстве: оно будто замирает и тянется, лишая пространство произведения ярких красок, но наполняя тем особым и неповторимым миром автора, за который мы так ценим искусство.

   пресс-служба
пресс-служба

«Восточный музей Петра Щукина»

До 17 ноября Музей Востока

Едва ли купцы Щукины нуждаются в представлении как коллекционеры, но все-таки увлечения их были настолько разны и многогранны, что тему едва ли можно считать исчерпаемой. Музей Востока обращает внимание на конкретный разрез интересов брата Петра (а коллекционерами из семи братьев были пятеро). Увлекшись Востоком, его проявлениями и мотивами, Петр Щукин соединил в своем собрании самые разные артефакты, которые теперь стали основой выставки, предлагающей внимательный и предметный их анализ.

Фестиваль искусств Востока Daira

18 октября — 1 февраля Санкт-Петербург

И еще один взгляд на тему Востока — междисциплинарный и продолжительный, занимающий несколько месяцев и принимающий форму выставки, научной программы, концертного цикла и кинопрограммы. Слово daira, с которого этот проект начался и продолжается, в переводе с арабского означает «круг», и — помимо предложенного авторами взгляда на круг как соединение взглядов и сообществ — в нем видится цикличность и возвращение к корням. Ничто не существует в отрыве от истоков, а музыка, искусство и кино — способы задуматься об этом в разных формах и проявлениях. Откроет фестиваль выставка под названием «POST экзотика», которая займет часть Василеостровского рынка и предложит поразмышлять над городом-метафорой, в котором культуры и их проявления сосуществуют в контекстах «здесь и сейчас», образуя неожиданные сплетения и обнаруживая в них новые и часто непредвиденные открытия.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»