Найти в Дзене

ОБЕРЕГ

Музыкально- поэтическое содружество "ОБЕРЕГ". Почему возникла необходимость в его создании

Всё началось со знакомства с увлеченными собственным сочинительством земляками. Было невероятно интересно посмотреть со стороны на людей, сочиняющих стихи. Да, поэзия всегда была для меня чем-то невероятно возвышенным, особенным, чем-то Божественным. И каково же было мое разочарование — нет, не в поэзии, а в находящихся рядом с ней людях, — когда я соприкоснулась с миром конкуренции, с миром соперничества и даже с миром злой зависти. Речь не о спортивных состязаниях, и даже не о стремлении создать стихи красивее, умнее, гениальнее (есть ли такая форма у этого понятия - гениальное?). Речь о способе, с помощью которого возможно талантливого автора затереть на второй план, за кулисы, а бездари выйти на авансцену и объявить себя победителем. Чтобы человеку со стороны не с кем было сравнить "победителя", а только аплодировать и стараться запомнить имя этого самого победителя, потому что запомнить его по большому счету больше и нечем. На протяжении нескольких лет я наблюдала за этим миром как бы со стороны, иногда и сама попадала в эпицентр подобных событий. Например, едет группа участников нашего литературного клуба в другой город по специальному приглашению, и там каждому приехавшему из нашей группы дают красивый пакет с подарком. А мне не дают. Или приглашают ту же группу нашего литературного клуба на общегородское выступление. По окончании всем выступающим вручают дипломы участника. А мне не вручают. Да и ладно бы, подумаешь, не дали... Да, обидно, но не конец же света. А по дороге домой руководящая нашим клубом дама (тоже сочиняющая стихи) и составляющая списки участников всех мероприятий, вкрадчивым голосом спрашивает меня: "Алла, а почему тебе диплом не дали?". Ха-ха. Вот тут-то я и поняла "почему". И отвечаю ей: "Да потому что ты не внесла мое имя в общий список, вот и не дали". Она больше ни слова не произносит, удивленная, возможно, не столько моим ответом, сколько уверенным тоном, с каким я ей отвечала. Это не все моменты, которые иллюстрируют атмосферу рядового городского писательского "бомонда", есть и более сложные — например, чьих и сколько текстов напечатать в литературном альманахе, кого допустить на сцену фестиваля или важного городского мероприятия, чей творческий вечер устроить и т.п.

Не подумайте, что во мне сейчас клокочет обида за непризнание меня талантливым автором в тех кругах. Нет. У меня не было и не могло быть на тот момент каких-то претензий, потому что сочинять я начала всего-то пару-тройку лет тому назад, и на каждого "старенького" участника литературного сообщества смотрела как на личность выдающуюся. Разумеется, спустя какое-то время я переоценила и оценила каждого по своим личным меркам. И смогла увидеть, что главенствует там не талант, а клановость — с кем дружишь, где служишь, насколько любезен, чем полезен и т.п. И начала для себя находить не просто поэтов, а даже Поэтов, о которых умалчивали. Начала видеть, где посредственность, а где откровенная бездарь. Нет-нет, я не против того, чтобы в городском писательском море купались все, кому там купаться хочется. Я против того, чтобы истинные Поэты были за кулисами, чтобы их приглашали на мероприятия только в качестве "свадебных генералов", ибо несмотря ни на что всем и каждому было понятно, кто поэт, кто Поэт, а кто так себе... поэтишка.

Чувства в моей душе из-за творящейся несправедливости накалились после знакомства с почившим уже Игорем Чурдалёвым. Сегодня я с полной уверенностью говорю, что Игорь Чурдалёв один из величайших поэтов нашего времени. Не буду пересказывать разговоры с ним, ибо подтвердить их уже некому. Только в качестве иллюстрации возьму скриншот его ответа одному из рецензентов на его стихотворение "Водопады" на сайте Стихи.ру: "...Добрым к себе отношением дорожу, тем боле, что не столь уж я в нынешних литпространствах популярен и востребован...". Да-а, ...не столь уж он в нынешних литпространствах популярен и востребован... Почитайте его стихи. Я начала знакомство с его поэзией со стихотворения "Ветви":

Ветви

Игорь Чурдалёв

Ничего печальней нету,
если налегке
кто-то движется по снегу
в белом далеке.

Встала снежная кромешность,
зренье одолев.

Лишь деревья.
Да, конечно,
как же без дерев.

…Сквозь темнеющие ветви
путь его пролёг
Полно,
правда – человек ли?
Больно уж далёк…

Дальше, чем хватает крика
пуст блестящий наст,
словно вытекла соринка
со слезой из глаз.
Вправо, влево или прямо –
нету ни следа.
И кому здесь взяться, право,
что за ерунда.

Кем-то был и я замечен,
только что с того?
Лишь деревья.
Да, конечно.
Больше – ничего.

***

Я была потрясена. То ли детские годы мои в казахских степях тому причиной, когда я не раз наблюдала движение одиноких человеческих силуэтов по белой заснеженной равнине, то ли чувства, переданные строчками этого стихотворения, коснулись каких-то моих личных чувств. Но тогда я поняла, что читаю стихи великого Поэта. А сам Поэт вдруг произносит слова о том, что в дне сегодняшнем (когда модой и традицией стало звучание фанфар по любому, даже не очень знаменательному, поводу) не очень-то де он популярен и не очень востребован... В том самом его ответе на комментарий на Стихи.ру есть и такие слова: "...Хотя, всё чрезмерно популярное, сегодня несет пошловатую печать попсы...".

Вот тогда и появилась у меня идея создать литературно-поэтический клуб, который бы знакомил жителей нашего города с истинными талантами, с истинной поэзией, с истиНой. И такое сообщество появилось: Музыкально-поэтическое содружество "ОБЕРЕГ". Цель его не только популяризировать в народе творчество земляков, но и дать слово самим творцам, ибо о душевной потребности иметь возможность делиться своим творчеством и своими чувствами с народом, иметь с ним связь, делиться сокровенным — об этом мне и говорил Игорь Чурдалёв. Например, на вопрос, почему в городе нет его творческих вечеров для поклонников поэзии, он сказал, что, конечно, самому можно снять зал, разрекламировать свое выступление, но радости от этого не будет никакой, ибо будет отсутствовать главное: чувство нужности кому-то твоего творчества. И сама я эту потребность тоже испытываю, и нахожу удовлетворение уже не столько в собственных творческих вечерах, сколько в открытии новых имен талантливых нижегородцев. Благодарю Бога, что успела организовать творческий вечер Игоря Чурдалева в Белом зале в последний год его жизни. Он с таким энтузиазмом принял это предложение, будто был не Поэтом, а неким первоклашкой. Жаль, что книгу, которую ему несколько лет обещали издать, он так и не дождался. Её, уже посмертно, издал меценат, Олег Вениаминович Лавричев, на свои личные средства. И вот уж где вдруг проявился литературный бомонд вместе с литературным начальством, и вот уж где сбылось предсказание самого Игоря Чурдалева — что после его ухода каждый назовет себя его другом...

А что «Оберег»? Под его эгидой ежемесячно в Белом зале Областной библиотеки им. В.И.Ленина проходят музыкально-поэтические вечера талантливых авторов. И еще ежегодно, при поддержке Областного Министерства культуры, проводится сборный музыкально-поэтический концерт "Нижегородские имена", участвовать в котором приглашаются талантливые поэты и музыканты нашего края. На все концерты для зрителей свободный вход, и каждому зрителю мы рады и благодарны. А зрители благодарны нам. И надеюсь, что ни один талантливый Поэт-современник не скажет о себе, что в своем городе "не очень-то он известен и востербован"... Города и сёла должны знать своих гениев. А гении всегда есть на нашей родной Нижегородчине. Среди них и музыканты, и писатели, и поэты.