В беседе с Леонидом Фокиным в комментариях к стихотворению «Любой поэт пред выбором стоит...» поднялся вопрос о сонете-рубайяте (или реже пишут «рубаят»). Я вспомнила, что эта твердая поэтическая форма ещё не была представлена у меня в блоге, поэтому решила поискать в своих запасах и выложить описание формы и несколько иллюстраций к ней здесь (эта статья будет сборником ссылок на другие статьи с сонетами-иллюстрациями).
== Сонет-рубайят ==
Само слово «рубайят» означает «сборник рубаи». Такой сонет представляет собой три рубаи, над, под или между которыми вставлен один бейт. Это дидактический сонет, то есть каждый рубаи несет свой посыл.
Традиционно это монолог, беседа или размышление одного поэта на тему по такой схеме:
- риторический вопрос
- сомнение
- утверждение/осуждение сомнения
При этом бейт на первой позиции используется как введение; на второй позиции как отделение вопроса от остальных двух бейтов; на третьей позиции — как пауза перед финалом; и на четвертой — как вывод.
По строфике у нас 4 разновидности:
У рифмовки рубаи в таком сонете есть несколько сложившихся популярных вариантов (но это не мешает поэтам изобретать новые):
- aaba aaca aada (монорим с холостыми третьими строками, имеющими внутреннюю рифму в своей строфе в полустроке выше, полустроке ниже или своей полустроке)
— «Судьба ли двух влюбленных разлучает...» - aaba bbcb ccdc (бесконечная рифмовка с основой на третьей строке)
— См. ниже в этой статье - aaba ccbс ddbd (холостые строки всех рубаи рифмуются между собой)
— «Прославленный купец, видавший Рум...» - aaba bbab aaba (инверсия рифм, и весь сонет часто на 2 рифмы, тогда бейт используется с холостыми строками — ab или ba)
— «Небес сгущенье или вод паренье...» - aaba ccdc ddbd (холостые рифмы первого и второго рубаи являются рифмами третьего). Иногда, используя эту конкретную рифмовку, поэты проводят (прошивают) рифму b столбиком внутренних рифм во втором рубаи.
— Река «Наш тайный разговор меж снов соседских...» - aaAa bbBb ccCc или AAaA BBbB CCcC (моноримические рубаи с разностопными рифмами на третьей строке: «шаг — ишака», «враг — бумага» , «артист — чистый» и т.д.)
— «Рисуют слёзы пути разлуки...» - aa bbab ccdc eede (aaba bb ccdc eede, aaba ccbc dd eede или aaba ccbc dded ee) — холостые рифмы рубаи либо образуют пару между собой, либо дают рифму для бейта; альтернанс добавляется по вкусу.
— Ответственность «Себя не знаем мы. Желания, стремленья...» - aaba ccdc eefe (рубаи, не связанные рифмами между собой с холостыми строками, имеющими внутренние рифмы в полустроке выше, полустроке ниже или в своей полустроке)
— «Часов надземных бег неумолим и точен...»
— «Самум рассветный возвращает тьму...»
Помимо отдельных сонетов существует форма квадрат-рубайят из четырех сонетов с последовательным ходом бейта как строфы — на 1, 2, 3, 4 месте. Помимо этого правилами формы устанавливаются единая структура рифмовки для всех четырех сонетов и повторы рифм для крайних строф (первой и последней). Например:
aa bbab ccac ddad
dded ee ffef ggeg
gghg iihi hh jjhj
jjaj kkak llal aa
== В свою юдоль «любовь» ты не зови ==
В свою юдоль «любовь» ты не зови,
Коль ничего не знаешь о Любви.
Что есть Любовь? Стремление души
К другой душе — водой в сухой кувшин
Иль это вдохновение нисходит,
Чтоб жаром влажный омут иссушить?
Но говорят, телесна по природе
Любовь. Она — стремленье плоти к плоти,
Чтоб род людской размножить по земле —
Затем лишь этот жар нам сердце сводит!
Так говорят непрóжившие плен
Святой любви, отдавшие взамен
Позорной похоти сияние крови́,
Чтоб Иблис управлял биеньем вен.
© Стихи. Алиса Чин (Котёна). 2024 г.
Эта статья попала в подборку «Сонеты Алисы Чин»:
⇐ «Часов надземных бег неумолим и точен...» Стихи (сонет-рубаят) о познании мира || Оглавление || «Как же мне Любовь свою не прятать?..» Стихи о том, где я бываю ночью ⇒
Понравилось? Подпишись! Я выкладываю ~3 стихотворения в день (МСК: ~08:00, ~12:00, ~18:00)!