С начала 2024 года россияне оформили примерно 1,1 млн автокредитов на общую сумму 1,6 трлн руб. Это примерно на 90% больше, чем в прошлом году. Такой всплеск эксперты объясняют резким повышением утилизационного сбора с 1 октября 2024 года, которое, кстати, уже вступило в силу, и постоянно повышающейся процентной ставкой. Средний размер кредита составил 1,45 млн руб., при этом доля новых автомобилей в структуре автокредитов составила почти 81%.
На фоне постоянного роста цен на автомобили россияне поставили еще один рекорд. Только в августе 2024 года было продано автомобилей с пробегом на сумму более 634 млрд руб. При этом на иномарки было потрачено свыше 577 млрд руб., а на отечественные автомобили — почти 57 млрд руб. Предыдущий рекорд, 620 млрд руб., продержался всего месяц. Всего же за 8 месяцев 2024 года россияне потратили 4,4 млрд руб. на покупку автомобилей с пробегом.
Кстати, за последнюю неделю сентября, перед самым повышением утилизационного сбора, был установлен недельный рекорд продаж новых легковых автомобилей — 41686 экземпляров. Предыдущий рекорд был зафиксирован в первую неделю марта 2022 года. Лидеры продаж — автомобили Lada с примерно четвертью от общего числа недельных продаж. На втором месте с почти двукратным отставанием — Haval, на третьем — Geely.
Тем временем на мировом автомобильном рынке есть несколько негативных новостей. Концерн Stellantis, который незнаком обычному автолюбителю, но прекрасно известен профессионалам, сильно потерял в продажах. Чтобы рядовой автолюбитель понимал, о чем речь, достаточно сказать, что концерну принадлежат 14 автомобильных брендов: Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, DS, FIAT, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, RAM Trucks и Vauxhall. В среднем продажи новых автомобилей за первую половину 2024 года у концерна упали на 16%. У дилеров в настоящий момент скопилось огромное число нераспроданных автомобилей. Самое большое падение продаж — у бренда RAM, на целых 26%. А самый медленно продаваемый автомобиль — Alfa Romeo Giulia. Дилеру требуется почти два года, чтобы его продать.
У компании Mazda другая проблема — против нее в США был подан коллективный иск за слишком сильный подогрев сидений, который может привести к ожогам. Потребители жалуются на модель Mazda6 2018 года и требуют возместить медицинские и прочие расходы, а также моральный ущерб. Если иск будет удовлетворен, это может грозить компании серьезными убытками, а Mazda6 еще больше потеряет в репутации. Впрочем, ее в любом случае скоро сменит модель EZ-6 с гибридной или чисто электрической силовой установкой.
Китайский бренд BYD также столкнулся с перегревом, но уже не сидений, а конденсаторов в контроллере электроусилителя руля. Это может приводить к коротким замыканиям или даже возгоранию. Под отзыв в Китае попало почти 97 тыс. автомобилей Dolphin и Yuan Plus. В рамках отзывной кампании дилеры установят в блок управления изоляционные прокладки. Об отзывах в других странах информации пока нет. В России Dolphin Yuan Plus редкие гости, но в продаже встречаются. Как новые, так и с пробегом.
Наконец, целых три бренда столкнулись с проблемами оборудования, которое поставляет компания Bosch. В автомобилях Mazda и FIAT некорректно работает программное обеспечение модулей управления подушками. В случае ДТП они могут сработать слишком резко, тем самым нанеся травму водителю и пассажиру. У автомобилей Toyota – проблемы с программным обеспечением электронного блока управления стабилизацией, которые могут повлечь за собой выход из строя усилителя экстренного торможения при повороте. Под отзыв попадут Mazda MX-5 2016-2023 годов выпуска, FIAT 124 Spider 2017-2020 годов выпуска, а также гибридные Toyota Corolla Cross выпуска 2023-2024 годов.
Читайте также:
Больше всего «китайцев» любят москвичи и петербуржцы
Выбраны лучшие внедорожники и кроссоверы года
22 сентября — Всемирный день без автомобиля