Всегда было принято считать, что школа дает путевку в жизнь. Дальнейшая профессиональная жизнь человека зависит не столько от знаний, приобретенных в школе (специальность приобретается в колледжах и вузах), сколько от установок, полученных в школе.
Какие же установки получат современные учащиеся?
Очень много говорится о синдроме отличника, для которого характерен перфекционизм и страх неудачи, но совершенно не говорится о синдроме троечника. И у тех, и у других имеется страх неудачи, только природа его разная. Отличники привыкли завоевывать любовь и уважение хорошей успеваемостью. Они боятся потерпеть неудачу, опасаясь потерять признание и авторитет. Троечники же боятся проявить инициативу из-за уверенности, что у них ничего не получится.
Многие приводят в пример массу знакомых, которые в школе плохо учились, а потом выбились в люди. Также любят приводить примеры отличников-неудачников. Подобные расклады имеют место быть, если причиной плохой успеваемости являлся осознанный выбор самого учащегося, а школьные оценки не повлияли на его самооценку. Но гораздо чаще мы сталкиваемся с другим.
Добиться объективности оценки знаний и способностей в системе школьного образования очень сложно. Часто оценки ставятся вовсе не за знания и старания. Ведь за сорок пять минут учителю надо и провести опрос, и дать новый материал, и проработать этот материал. Разве можно оценить реальные знания коротким опросом или короткой проверочной работой за пять минут до конца урока? В данном случае оцениваются не знания, а качества личности: быстрота, сообразительность (умение подсмотреть, списать). Тип нервной системы у всех разный, соответственно, разный темп работы. Если человек работает медленно и вдумчиво - это не значит, что он работает плохо. Во многих профессиях нужны именно эти качества. Однако на уроке такой ученик не справляется, и его заваливают плохими оценками.
Вот как оценивает ученица шестого класса современные уроки:
Учитель математики спрашивает на оценку определения из учебника. За небольшую неточность ставит «тройку». Если у доски все правильно решишь, но работаешь медленно, больше «тройки» также не будет. Классная и домашняя работа не проверяется, однако, если д/з не выполнено, поставят «двойку».
Вот так хорошо пристроился учитель: тетради не проверяет, время свое не тратит, зрение не портит, оценки выставляет по итогам короткого блиц-опроса на знание определений. Не жизнь, а сказка! При этот старания добросовестного ученика, усердно выполняющего домашнее задание и хорошо работающего на уроке, остаются неоцененными. Какой вывод из этого может сделать ученик? Как не старайся, все равно выше тройки не будет.
Когда падает самооценка.
Получить плохую оценку заслуженно, когда ты сам виноват в том, что поленился и не выучил урок, или не выполнил задание, не обидно. Обидно получать необъективную оценку, когда оценивались не твои знания и старания, а личностные качества такие как быстрота, хитрость и наглость. А без этого в нашей системе сложно заработать хорошую оценку. Часто «пятерки» получают те, кто банально списал или поднял руку и ответил на легкий вопрос. Я не скажу, что это плохие качества. В определенных профессиях они нужны. Но такие личности обычно не отличаются глубиной ума, необходимой, например, для научной деятельности. А усилия старательных учеников часто остаются недооцененными. Часто более чем способные дети из-за нашей системы считают себя неспособными.
Вся жизнь на «три с минусом».
Когда я училась в вузе, преподаватели непрофильных дисциплин иногда предлагали на экзамене поставить оценку «удовлетворительно» автоматом. Многие студенты соглашались на такие условия и уходили с экзамена довольные с «тройками» в зачетках. Лишь единицы оставались побороться за более высокий балл. При этом не все «герои» были уверены на 100% в своих знаниях. Однако все получалось! А если не получалось, шли на пересдачу. Итог: потраченные триста рублей (по тем временам) на пересдачу, зато знания в голове и уверенность в себе. Встречалось мне, что неуверенные в себе студенты давали преподавателям взятки ноутбуками, совершенно не пытаясь попробовать свои силы на экзамене вовсе не по сопромату. Студенты были просто уверены в том, что они этот экзамен не сдадут. И вся эта масса «специалистов»-троечников так и продолжает работать и жить на «тройку». Как часто мы жалуемся на некомпетентность работников различных сфер? А ведь мы сами взрастили таких «специалистов»! И они в этом не виноваты. Им со школьной скамьи внушили, что они неспособные.
На рабочих местах - это те самые вялые безинициативные работники, заискивающие перед начальством, соглашающиеся на любые условия, лишь бы не выгнали, не умеющие отстоять свои интересы. При этом они бесконечно жалуются на неудавшуюся жизнь, ничего при этом не пытаясь изменить, потому что они уверены в том, что потерпят неудачу.
Если вы боитесь всего нового и применяете избегающие стратегии поведения, скорее всего, у вас имеется убеждение в своей неспособности. Если вы не согласны жить на «три с минусом», от этого убеждения нужно избавляться. Я повторюсь, что часто те, на которых повесили ярлык троечника, ничуть не менее способные, чем круглые отличники. Раскрыть свой потенциал вам поможет грамотный психолог.
Присоединяйтесь к моему телеграмм каналу.
Записаться на консультацию вы можете через мессенджеры: 8-911-221-36-03.