Написала вчера про жадного мальчика, который ни с кем не делится игрушками. И один читатель спросил: " А почему этот мальчик нездоров?"
Потому что у него есть диагноз. Есть инвалидность. Вот по этой причине.
Не потому, что он жуткий собственник, таких много и среди здоровых детей.
А потому, что защищает своё имущество нецивилизованным способом: толкает других детей, дерётся и даже кусается.
Хотя и обычные дети такое творят в садах, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но всё же есть довольно условно норма и ненорма.
Я вам больше скажу, люди с аутизмом имеют точно такие же чувства, потребности, как и психически здоровые. Только они у них гипертрофированы.
Все мы хотим время от времени побыть в тишине и одиночестве. Всем нам не нравится, когда кто-то подходит слишком близко или берёт наши вещи.
А у людей с аутизмом это вообще предмет повышенного внимания.
В детстве Серафим мог не только толкнуть или ударить по руке ребёнка, который брал его игрушки, но и высыпать ему на голову целое ведёрко песка, если другие методы не помогали. Или у дарить лопаткой.
Хотя сам он лет до десяти и даже позже постоянно брал в руки чужое, рассматривал. И, бывало, тоже сталкивался с ответной агрессией.
А помните, я рассказывала, как у Серафима в комнате лежала мохнатая пыль. А я не могла зайти к нему с ведром и тряпкой.
Он даже закрывался от меня на защёлку, которую сделал сам, вывернув дверную ручку в обратную сторону.
Говорил: "Ты не зайдёшь сюда. И ничего не переставишь. Здесь всегда должен быть порядок. У каждой вещи есть своё место."
А то, что пыль кругом, его не волновало.
Предложила самому убрать, разнервничался, раскричался: "А как, а как, а как это делать?!"
И было мне очень сложно. Пробиралась в комнату, пока сын мылся. Или был в школе, а потом в техникуме. Или уходил с отцом на редкие прогулки.
И то он замечал, что я заходила. Ворчал: "Опять всё сдвинула." Начинал поправлять.
Потом случилось ОКР. Не только поправлял, ещё и пересчитывал всех своих кукол (он их тоже собирает), потом бежал на кухню расставлять и пересчитывать свои чашки.
Очень долго с этим боролись. Вроде победили. Ничего сейчас не считает.
Но порядок соблюдает. И по-прежнему не разрешает трогать свои вещи. Ну а мне-то их зачем трогать? Пыль он сам теперь вытирает совершенно прекрасно.
Что ещё осталось от тех интересных времён?
Вот сейчас опять столкнулись с проблемой в школе самостоятельности. Ни в какую не желает оставлять на кухне свою чашку, а в шкафу вторую обувь.
Постоянно носит с собой. И уговорить его невозможно.
Будет волноваться и нервничать, если оставит.
Ну пусть носит, раз с этим ничего нельзя сделать.
И второй вопрос, который мы сейчас рассмотрим.
Помните, я на днях писала, что забрала на прошлой неделе Серафима из школы самостоятельности в очень плохом состоянии. И только потом узнала, что там есть мальчик, который любит трогать всех руками. А Серафиму это очень не нравится.
Ну так вот. Собираемся мы с ним вчера на очередное занятие. И Серафим мне говорит: "Слушай, ну вот как донести до человека, что это моё тело, что мне неприятно, когда он ко мне подходить? Поймёт ли он когда-нибудь, что так нельзя? Или будет таким же и в 20-30 лет? Говорю ему, и всё без толку."
Поглядела я на сына и задала встречный вопрос: "Слушай, милый друг, вот я тебе тоже говорю: "Не бей ногой по бабушкиному дивану. Ты меня слышишь? Ты пытаешься так не делать? Вот и этот мальчик так же, как ты. Захотелось ему подойти - он подходит."
И Серафим задумался. Ничего не ответил.
А я хотела ему вдогонку объяснить, что вот и для него настал час расплаты. Но передумала. И так слишком много информации.
А это вопрос вроде решили. В правила записали, мальчика с правилами ознакомили.
Вышел Серафим с занятий такой довольный. Сказал: "Ну наконец-то." И облегчённо вздохнул.
Но расслабляться, конечно, рано, вчера было два куратора и они пристально следили за порядком. Посмотрим, как пойдёт дальше.
Но думаю, что будет лучше. Всё-таки работают психологи, профессионалы. С большим опытом и любовью к нашим детям.
Теперь вот думаю, может и нам с Серафимом согласовать и написать свои правила и повесить в коридоре. В школе самостоятельности он их выполняет и следит за другими. Так может, и дома начнёт следовать этим правилам?
Мы как-то пытались. Но он всё постоянно нарушал. Вёл себя дерзко. Но это было в подростковом возрасте. И не было тогда ещё школы самостоятельности.
Да, пожалуй, опять попробуем. Прямо сегодня начнём составлять. Пусть сам придумает, своей рукой напишет и поставит подпись, что он видел правила, ознакомлен с ними. Чтобы не говорил потом: "Это ты придумала, я не знал, что так нельзя."
Да всё он знает. Всё понимает. Даже сейчас, когда правила эти просто озвучиваются чуть ли не ежедневно и никуда не записываются.
Но воз и ныне там.
Всем хорошего дня. А мы пойдём сейчас добывать справки: допуск на гиревой спорт и на участие в соревнования. Соревнования совсем несерьёзные: кинул дротик, покатил в лунку шарик или фишку...А всё равно нужно справку.
Заодно и папу нашего отправим сегодня к врачу. Пойдёт рассказывать о своих бедах. Попросит рецепт на другие та6летки от давления и сердца.