Одним из заметных новшеств курской операции стало регулярное применение ударных беспилотников MALE – класса (Medium Altitude, Long Endurance - средневысотный большой продолжительности полёта). Речь, естественно, об «Орионе»/«Иноходце» и куда менее засветившемся «Форпосте».
«Шпионы» идут на войну
Для начала посмотрим на «героев» чуть ближе. «Иноходец» часто вызывает ассоциации с американскими «Риперами» MQ-9.
Однако фактически "Иноходец" имеет мало общего с почти пятитонным «Жнецом», но при этом очень схож по характеристикам с его «предком» - «Предэйтором»/«Хищником MQ-1.
Сравним: максимальный взлетный вес «Ориона» 1 тонна («Предэйтор» - 1,02), потолок – 7500 м (7920), крейсерская скорость-120 км/ч (110-130), максимальная – 200 (217). Стандартная полезная нагрузка «Ориона» («разведывательный модуль») - 60 кг, максимальная около 200. Предельная масса вооружения, таким образом, составляет около 150 кг (например, три бомбы КАБ-50). Варианты вооружения «Предэйтора» укладываются в промежуток между 64 кг и 120 кг. Типичным вариантом была пара противотанковых ракет AGM-114 «Хеллфайр» общей массой 90-100 кг. Как нетрудно заметить, у отечественного БЛА, делавшегося уже по мотивам вооруженной версии MQ-1, три точки подвески вооружения вместо двух.
Продолжительность полета «Ориона» с нагрузкой 60 кг – 24 часа, как и у американца с «разведывательной» нагрузкой.
При этом «Предэйтор» обзавелся ракетами через 5 лет после начала карьеры. Иными словами, американский «прародитель», собственно, не «ударник» - а вооруженный разведчик. Ориентированный на длительный поиск рассредоточенных, замаскированных или просто немногочисленных целей, либо длительное патрулирование - при ограниченных собственных «огневых» возможностях. Как следствие, при обнаружении достаточно «массивной» цели ему требовалась поддержка специализированных ударных средств.
Равным образом, предпосылкой для нормальной работы MALE является подавленное «большое» ПВО. На что создатели «Предэйтора» вполне могли рассчитывать после разгрома израильтянами очень плотной сирийской ПВО в долине Бекаа (1982) и первой иракской. В то же время от почти неистребимых ПЗРК и малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) подобные беспилотники надежно защищает внушительная высота полета.
И то же самое относится к фактически воспроизводящему концепцию «американца» «Ориону».
Если сравнивать оба беспилотника с классическими аналогами, то это довольно близкий аналог У-2 по массе и габаритам. Прогресс со времен Второй мировой выразился в некотором росте скорости, удвоении максимальной высоты полета и росте его продолжительности вшестеро.
«Форпост» - отечественная производная чисто разведывательного израильского «Searcher II». Максимальный взлетный вес «Форпост-Р» - 500 кг. При продолжительности полета 18 часов и потолке 6000 м БЛА может нести две управляемых бомбы КАБ-20С или противотанковую ракету «Корнет-Д».
Примечательно, что другой «эталон» ударного БЛА, «Байрактор», по сути, тоже является развитием израильской линейки разведчиков с ее характерной двухбалочной схемой. Летные характеристики плюс-минус соответствуют «Предэйтору», однако турецкий БЛА легче (650 кг), а его вооружение весит до 88 кг – максимум 4 планирующих бомбы МАМ-L по 22 кг.
Быстрее, выше, сильнее – или «крылатые шакалы» 2.0.
Вернемся, однако, к MQ-1. Вооруженный «Предэйтор» был откровенной импровизацией. И, очевидно, его вооружение оказалось недостаточным даже для конфликтов малой интенсивности. Как результат, наследники «Хищника» уже проектировались как разведывательно-ударные БЛА.
Прямое производное «классического» «Предэйтора» - MQ-1С «Грей игл»/«Серый Орел» (на вооружении с 2009-го).
Необходимое примечание: Данные ниже взяты непосредственно с сайта производителя. БЛА на данный момент существует в трех вариантах плюс одно «производное», и отечественные источники заняты тем, что, как минимум, путают характеристики первых двух. Как максимум, масса пустого беспилотника превращается в полезную нагрузку другого беспилотника.
Итак, базовая версия – «просто» «Грей игл». Максимальная взлетная масса увеличилась до 1,633 тонны, крейсерская скорость до 195 км/ч, максимальная – до 250 км/ч. Потолок вырос до 8840 м. Продолжительность полета осталась практически прежней - 25 часов. Количество точек подвески вооружения увеличилось до 4, а общая масса подвешиваемого – до 363 кг. В итоге, хотя стандартный вариант вооружения включает четыре «Хеллфайра», это, видимо, не предел.
Иными словами, в боевой версии «Предэйтора» ударные возможности были удвоены, крейсерская скорость выросла в полтора раза.
В 2015-м начались закупки модификации Extended Range (GE-ER); первоначально - Improved Gray Eagle (IGE). Взлетная масса в новой версии увеличилась до 1,903 тонны. продолжительность полета - до 42 часов. С двумя «Хеллфайрами» она составляет 36 часов. Подвесной топливный бак увеличивает запас топлива еще в полтора раза.
Последняя версия собственно «Серого орла», только начавшая поступать на вооружение - 25М с резко расширенными сенсорными возможностями и еще рядом особенностей, о которых во второй части.
Это «мейнстрим». При этом с 2021-го испытывается «Мохаве», представляющий собой любопытное боковое ответвление линейки. Более чем трехтонный (3,125) БЛА отличается от прототипа чуть более коротким и гораздо более широким крылом с развитой механизацией. Суммарно это дает резкий рост бооевой нагрузки (до 16 «Хеллфайр»). Впрочем, уже с 12 ракетами максимальная продолжительность полета сокращается с 25 часов до трех.
При этом на два года раньше первых «Орлов» в эксплуатацию поступил гораздо более внушительный «Рипер» MQ-9. В данном случае «исходник» увеличили всерьез и радикально – практически впятеро.
В версии MQ-9 А максимальная взлетная масса машины – 4,76 тонн. Крейсерская скорость 313 км/ч, максимальная – 482 км/ч. Потолок – 15 420 м. Продолжительность полета – 27 часов. При полной боевой нагрузке – 14 часов.
На шести точках подвески вооружения может быть размещено около 1,2 т, включая бомбы весом до 500 фунтов (227 кг).
Воспользовавшись все теми же классическими аналогиями, можно заметить, что перед нами машина размером с типичный одномоторный бомбардировщик Второй мировой. Самый известный аналог по весовой категории - Ю-87 «В» и «G» модификаций. Менее известным, но еще более близким по характеристикам «эквивалентом» иронично оказывается Су-2 – разрекламированный Резуном как оружие сталинской агрессии и крылатый шакал.
Более актуальный аналог – Эмбрайер «Супер Тукано». В собственно американской линейке относительно близко оказывается OV-10 «Бронко», у которого «Рипер» явно позаимствовал скоростные характеристики. Иными словами, «Рипер» тяготеет к крупным (для своего класса) турбовинтовым штурмовикам, отличаясь от них нереалистично огромной для небольших пилотируемых самолетов продолжительностью полета, стратосферной высотностью, лучшими разведывательными возможностями и гораздо большей привередливостью по отношению к взлетно-посадочным полосам.
Весьма краткий промежуточный вывод
Ожидать от находящегося по своим ударным возможностям ровно посередине между «Предэйтором» и «Грей игл» «Ориона» эпических успехов в собственно охоте на живую силу и технику ВСУ было бы странно. Скорее у него есть не попадающие в СМИ неочевидные заслуги в выявлении целей для пилотируемой авиации, «Искандеров» и тяжелых РСЗО.
Что именно нужно для классического воздушного террора, демонстрирует «Рипер», еще более иронично не имеющий «рабочих» аналогов в России. Разработка примерного эквивалента (шеститонный «Альтаир»/«Альтиус») по заказу Минобороны началась в 2011-м году, и достаточно обильно финансировалась. Однако, начиная с 2014-го к разработчикам стали появляться вопросы по поводу горькой судьбы выделенных средств. Спустя скромные 4 года, в 2018-м разразился образцово-показательный коррупционный скандал.
В феврале 2021-го Минобороны заказало установочную партию БЛА, испытания были официально завершены в декабре. С тех пор турбовинтовой и достаточно медленный «Альтиус» успел «превратиться» в аналог почти околозвукового реактивного «Глобал хаука» в «Московском комсомольце» и засветиться на показе главкому ВМФ в прошлом году. Однако сроки появления БЛА на СВО, мягко говоря, неопределенны.
Что касается отечественного аналога «грей Игл», то в 2019-м «Кронштадт», производитель и разработчик «Ориона», показал макет беспилотника «Сириус» с взлетной массой в 2,5 тонны (дальнейшее развитие оригинального «Иноходца»). Первый полет был совершен в мае прошлого года – иными словами, на войну БЛА, скорее всего, не попадет.
Для сравнения: Турция начала производство своего беспилотника пятитонного/ класса («Байрактор Акынджи») в 2022-м.
Продолжение. Тяжелые дроны как конкуренты боевых вертолетов и легких турбовинтовых штурмовиков ("Супер Тукано" и Ко). Кто кого, за сколько, как и где.
Окончание. Перспективы применения и снижения уязвимости по отношению к ПВО. Дроны и "стелс".