Итак, в "предыдущей серии" были описаны российские и американские ударные дроны.
Теперь попробуем разобраться с вопросом «зачем, собственно, это надо» - то есть каковы их преимущества и недостатки по отношению к остальным боевым леталкам.
«Шакалы» и конкуренты
Поскольку в отечественном случае традиционно засекречено все, нам придется сравнивать американские БЛА с американскими же «конкурентами».
Истребители-бомбардировщики, как нетрудно догадаться, дороги и мало предрасположены для работы по единичным танкам. При этом продолжительность полета без дозаправки для Ф-16 составляет около трех часов, Ф-15 - пять.
В целом, даже радикальные противники тяжелых ударных дронов противопоставляют им вертолеты и пилотируемые легкие штурмовики.
Начнем с первых и рассмотрим «Апач» АН-64D.
Это не новая модификация, но единственная, детально описанная в открытых источниках. При этом более поздние АН-64D Longbow мало отличаются от нее по основным характеристикам.
Итак, вертолет имеет нормальную взлетную массу 6,652 тонны и максимальную – 9,525 т. Иными словами, «Апач» примерно вдвое тяжелее «Рипера», второе – «Мохаве» и впятеро - «Грей игл». «Предэйтор» легче вертолета в 9,5 раза.
Посмотрим, что удалось «упаковать» в эту массу. В «максимальной» конфигурации АН-64D несет до 16 «Хеллфайр» и 1200 снарядов к пушке при продолжительности полета 2 часа 30 минут и крейсерской скорости 272 км/ч. Однако следует учитывать, что эффективность вертолетных «грузоперевозок» сильнейшим образом зависит от температуры и высоты. Каждые 10 градусов съедают 2-3% нормального полетного веса, а каждые 500 метров – 3-8% в зависимости от «высотности» двигателя. Между тем, суммарная нагрузка (топливо + боеприпасы + экипаж) составляет у «Апача» менее трети общей массы при нормальном взлетном весе и менее половины – при максимальном.
В итоге 16 ракет - это весьма специфический режим со стандартной высотой полета до 610 метров (и, очевидно, при благоприятной температуре). При этом, естественно, над уровнем моря, а не над конкретным рельефом местности. Вряд ли стоит уточнять, что даже в идеальном случае типа «приморский пляж» некоторую угрозу для геликоптера столь «высокого» полета будут представлять даже автоматы Калашникова.
При «высотных» миссиях (1220 м) «Апач» теряет более 8,7% от нормального взлетного веса (от 570 кг). Как следствие, «вооруженность» резко падает, зачастую вместе с продолжительностью полета. Так, с 6 ракетами и 540 снарядами она составляет 1 час 47 минут.
Между тем, даже в случае зенитных установок с 14,5-мм пулеметами Владимирова досягаемость по высоте теоретически составляет до 1500 м.
Для ПЗРК и малокалиберных зенитных пушек 1220 метров тем более не составляют проблемы.
Теоретически потолок «Апач»D составляет 6400 м, однако довольно незатейливый расчет показывает, что добраться хотя бы до верхней границы досягаемости современных ПЗРК (3800-4500 м) вертолет может только уже практически пустым. Иными словами, мало что подходит для вдумчивого барражирования над территорией противника так плохо, как ударный вертолет.
Подобные машины принципиально предназначены для быстрых налетов – весьма оперативных при расположении близ линии фронта. Однако, оттянув площадки хотя бы за зону досягаемости тяжелых РСЗО, мы получим куда менее благолепную картину. Как нетрудно подсчитать, уже при удалении 70 км подлетное время составит порядка 15 минут. При этом взлетные процедуры тоже не мгновенны. Между тем, для разнообразной техники четверти часа достаточно, чтобы переместиться по дорогам отнюдь не на первые километры и заехать в укрытие.
Теперь вспомним характеристики БЛА из первой части. Итак, «Предэйтор» несет 2 ПТУР, «Серпый Орел» - 4 и «Рипер» - 8. При этом потолок «Предэйтора» - 7920 м, «Серого орла» - 8840, «Рипера» - 15420 м. В общем, за верхней границей применения ПЗРК преимущество «Рипера» в вооружении абсолютно, у «Серого орла» оно тоже явно присутствует.
Добавим в «уравнение» длительность патрулирования. Напоминю, что у полностью загруженного «Рипера» она составляет 14 часов – в 5,6 и 7 раз больше, чем в двух описанных миссиях «Апача». «Грей Игл» при этом даже несколько (на 13,5%) превосходит своего более крупного коллегу по максимальной продолжительности патрулирования.
Что касается «Мохаве», то его, как мы помним, можно обвесить ракетами до состояния «максимум для «Апача», при этом длительность патрулирования в тяжеловооруженных вариантах будет примерно одинаковой.
В то же время максимальная продолжительность полета у беспилотника более чем втрое больше – 25 часов против 8. При этом «Мохаве» втрое легче.
Теперь посмотрим на цены.
Стоимость «Апача» на 2014-й - $32 млн., что примерно в восемь раз больше стоимости «Предэйтора» ($4,03 млн. на 2011-й + инфляция). При этом восемь «Хищников» несли ровно столько же ракет, сколько вертолет в своей «ползучей» миссии.
Что касается «Грей Игл», то «внутриамериканский» контракт 2015-го предполагал поставку 19 БЛА GE-ER версии и «множества наземного оборудования» за $133 млн. Иными словами, цена за единицу составляла $7 млн.
Прошлогодний контракт на поставку БЛА модификации «Серого орла» 25М предполагает затраты чуть более $20 млн. на единицу, однако в данном случае речь скорее всего тоже о варианте «все включено», включая оружие, обслуживание и, безусловно наземные элементы. При этом в рамках таких контрактов стоимость «Апачей» составляла порядка $100 млн. еще в 2017-м году.
Иными словами, один «Апач» с максимумом в 16 ракет - это пять «Серых Орлов», способных нести 20.
Расходы Пентагона на единичный новый «Рипер» на 2012-й составляли $30.3 млн. Иными словами, в варианте «все включено» он стоил примерно столько же, сколько собственно вертолет.
Иными словами, «Апач» уступает крупным БЛА практически во всем, кроме двух пунктов, один из которых важнейший. Это требования к базированию и (тот самый важнейший пункт) уязвимость по отношению к «серьезным» зенитным комплексам.
Теоретически с умеренно-тяжелыми БЛА могли бы более адекватно конкурировать вооруженные версии легких «многоцелевых» вертолетов. Однако, заглянув в контракты Пентагона от того же 2012-го можно обнаружить сочетание предельно сомнительных характеристик с достаточно большой стоимостью. Так, для стандартной безоружной версии UH-72 «Лакота» контрактная стоимость» в том же 2012-м составляла $16,4 млн. За это Пентагон мог получить примерно те же два с половиной часа полета при потолке в 4000 м.
Теперь рассмотрим пилотируемые легкие штурмовики. «Супер Тукано» заметно быстрее «Жнеца» (крейсерская скорость 520 км/ч и максимальная 590) и несет на четверть большую боевую нагрузку, включая тысчефунтовые (450 кг) бомбы. Однако практическая дальность составляет лишь 1330 км – иными словами, с полной нагрузкой продолжительность активного полета составляет совершенно вертолетные два с половиной часа. Потолок также меньше практически в полтора раза.
При этом у штурмовиков уже отсутствует вертолетная опция «летать чуть выше линий электропередач» и, как следствие, они уязвимее по отношению к ПЗРК. При этом требования к базированию выше.
Светлым пятном на этом фоне выглядят цены.
Так, согласно заключенному в июле контракту с Парагваем шесть «Супер Тукано» обойдутся последнему в $121,5 млн., включая техническую поддержку и подготовку «пользователей». Однако стоит учитывать, что это бразильские, а не американские цены; при этом едва ли купленные в основном на бразильский же кредит самолеты несут полный набор опций.
Окончание. Перспективы применения и снижения уязвимости по отношению к ПВО. Дроны и "стелс".
Чуть менее развернутая исходная статья.