Когда попадаешь в коридоры этого подземного комплекса, в первую очередь обращаешь внимание на яркий свет голых лампочек. Благодаря им деревянное окружение тоннеля приобретает какой-то янтарный оттенок, поэтому сравниваешь сооружение с Янтарной комнатой.
На побывку
Предназначение данного тылового района в Херсонской области – восстановление боеспособности подразделения, которое находилось на линии боевого соприкосновения долгое время. Когда происходит ротация, его откатывают сюда, а уже здесь работают психологи с личным составом. Подразделение доукомплектовывают людьми, вооружением, техникой. Происходит боевое слаживание, проводятся теоретические и практические занятия, во время которых закрепляются важные навыки. По готовности, после того как бойцы отдохнули, подразделение убывает на ЛБС для выполнения задач по предназначению.
– Основной костяк знает своё подразделение, но когда доукомплектовывается сторонним личным составом, новобранцы и новые контрактники не знают командира. Здесь он знакомится с новым личным составом, а они с ним. Работают психологи и воспитатели, узнаём морально-психологические качества военнослужащих, проводим занятия по инженерной, огневой, военно-медицинской, по всем видам боевой подготовки – в классах либо полигонах, – рассказывает сопровождавший нас заместитель командира батальона по военно-политической работе с позывным Волшебник.
Строго определённых сроков, сколько будет находиться подразделение, как говорили в старину, «на квартирах», нет. Всё зависит от его специфики и предназначения.
– Подразделение может быть и месяц, и три. Если на ЛБС срочной потребности в нём нет, то лучше подольше, чтобы подготовить более качественных специалистов, – объясняет он.
Сейчас здесь обучаются военнослужащие 126-й отдельной гвардейской бригады береговой обороны.
Ешь, пока горячо
В тыловом районе бойцы набираются сил, поэтому и питанию уделяется особое внимание.
– Питание у нас строго по раскладке. Здесь люди находятся на восстановлении, приезжают на формирование, чтобы потом уже дальше отправиться выполнять свои боевые задачи. Здесь всегда горячая пища, обязательно овощи, мясо в рационе. Мы стараемся для ребят, чтобы они немножко себя почувствовали в комфорте, – говорит крымчанин, командир отделения поваров с позывным Буба. – Организовано трёхразовое питание. Запас продуктов на пять дней. Всё свежее, склад постоянно пополняется.
Обязательно на выдаче доппитание, чтобы подсластить суровые будни, – печенье, вафли, пряники, джем и иные сладости.
При этом повара стараются улучшать обычные блюда, добавлять изюминку, чтобы сделать вкуснее и полезнее. Сейчас у КП-130 «колдуют» опытные повара, которые работают с самого начала СВО.
Но когда будет формироваться новое подразделение и во взводе обеспечения появится молодой коллега, то он тоже сможет повысить свою квалификацию под руководством старших товарищей.
Когда вся страна отмечает государственные праздники, то и меню для бойцов становится под стать торжеству – увеличивается дополнительный паёк. А вот на важные христианские или мусульманские праздники повара стараются верующих порадовать от себя – салатом или особым блюдом.
По-хозяйски
В целом комплекс позволяет довольно долго функционировать без выхода на поверхность, поскольку обеспечен всем необходимым: местами приготовления и приёма пищи, отдыха и информационного досуга, личной гигиены и помещением для свершения религиозных обрядов. Есть запас не только провизии, но и бытовой химии – стирального порошка, твёрдого и жидкого мыла, туалетной бумаги и так далее. Когда происходит пополнение подразделения личным составом, боец гарантированно получит всё необходимое. Организован для военнослужащих и досуг – в наличии книги, классические настольные игры.
Раз в неделю, по субботам для помывки личного состава устраивается баня.
– Домашний уют должен присутствовать, а что у нас, у русских людей, обозначает дом – это такая русская банька. В обычные дни, ежедневно, после занятий – душевые кабинки, – отмечает Волшебник.
Сейчас, пока тепло, вода поступает из замаскированных бочек, которые хорошо прогреваются на солнце, а в холодное время года горячей водой обеспечат бойлеры. Между тем здесь уже ведётся подготовка к зимовке.
Остановить мрак
Спокойная обстановка располагает к тому, чтобы некоторые бойцы поведали свои истории. Разведчик с позывным Алмаз предпочитает тактично промолчать о своих заслугах, хотя за выполнение одного из заданий получил Георгиевский крест 4-й степени.
– Было достаточно сложно. Заслужили. Наградили. Не сильно хочется об этом рассказывать, – вежливо отказывает он.
До СВО он вёл свой бизнес и довольно успешно. Но расцвет неонацизма на Украине и очевидная нарастающая угроза не дали ему спокойно заниматься магазинами, когда Родина в опасности.
– У меня двое сыновей, вот и принял такое решение, чтобы остановить всё это, – говорит боец.
Именно младший, когда отец пошёл на СВО, попросил, чтобы папа взял такой позывной. И военнослужащий выполняет пожелание сына.
– Противника никогда не надо недооценивать, поэтому сейчас надо собирать силу в кулак и давать отпор. Для этого мы, в принципе, все здесь и собрались. Сила – в нашем единстве, братстве. И в правде. В любом случае Победа будет за нами, – считает Алмаз. – Хочется, чтобы это поскорее закончилось. И чтобы все вернулись живыми домой, к своим детям, жёнам. И чтобы больше такого не повторялось.
Боец уверен, что в мирное время он обязательно посетит места, которые стали памятными для него и его соратников. И детям покажет, где бился их отец.
– Есть здесь красивые места. Больше всего понравилась Голая Пристань – был неплохой в своё время городок. Красивый в моём понимании, потому что есть море. И климат здесь достаточно приятный, как у нас на Кавказе, – поделился мыслями он.
Тем не менее, когда наступит мир, Алмаз хочет осуществить своё намерение – переехать с семьёй в Крым.
– До СВО часто бывал в Феодосии. Приобрёл там землю, хотел бы там жить, – рассказал о своей мечте он.
«Птицы» над островами
Гвардии сержант с позывным Конор родом из Краснодарского края. Он вызвался объяснить нам принцип действия противодронового ружья, которым пользуются мобильные группы при выполнении поставленных задач.
– В идеале 800–1000 метров удаление, чтобы действовать эффективно. Оно излучает радиоволны под определённым углом, что закрывает либо видеосигнал, либо сигнал управления, – поясняет Конор. – Этим ружьём берутся обычные разведчики и частично FPV-дроны. Оно позволяет задержать на какое-то время дрон, и уже можно его поразить стрелковым огнём, если есть такая возможность. Разведчики – не штурмовики, они более скрытно работают, поэтому им лучше избегать таких ситуаций. Обозначать себя никто не желает, но не всегда это получается.
Как командир отделения Конор работал со своими людьми в островной зоне.
– Очень тяжело выполнять задачи, потому что противник довольно активно работает «птицами» с воздуха, что затрудняет перемещение военнослужащих, личного состава, соответственно и наших катеров. Очень неприятна «Баба-Яга» для нас, потому что она минирует в устье Днепра, приходится адаптироваться. Не везде можно работать, нужны укрытия, перемещения. В островной зоне не везде есть где развернуться. Поэтому противник может застать врасплох, – рассказывает он.
У нашего собеседника пять государственных наград, в том числе орден Мужества.
– Нужно сделать упор на системы РЭБ, потому что сейчас это необходимо, – подчёркивает Конор.
По волшебству
Как устроен быт в подземном комплексе, нам показывал заместитель командира батальона по военно-политической работе с позывным Волшебник. Для него это уже третья горячая точка, и все эти военные конфликты отличаются по своему характеру.
– Дальность оружия меняется, разведка меняется. Методы и средства маскировки совершенствуются. Например, появились термоодеяла, потому что присутствуют дроны с тепловизором. Технику, у которой горячий двигатель, стараемся накрывать маскировочными сетями – под них термоодеяла, – говорит он.
Наш собеседник отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Награждён за то, что вывел подразделение из засады, устроенной вражеской ДРГ, не потеряв ни личный состав, ни технику. Превосходящие силы противника начали обстрел нашей движущейся колоны из двух точек.
– Вступили в стрелковый бой – пацаны не растерялись. И никто из них не сдал назад. Взяли круговую оборону. Нашли точки огневого поражения. Устранили противника как смогли. Рассматривать не стали, потому что кто знает, может подмога подойдёт. Сели в машины – были колёса пробиты, отъехали на безопасное удаление. Произвели текущий ремонт. И дальше в объезд, потому что туда пошли наши штурмы зачищать, а мы другой дорогой доставили груз. Скажем, не вовремя, но в целости и сохранности, – рассказывает он.
Позывной офицер получил от личного состава, за то, что, по мнению бойцов, может решить практически любой вопрос.
– Ведь жизнь военнослужащего не останавливается во время выполнения своего воинского долга. Так и прижилось: «Иди к Волшебнику – он поможет». Так и стал Волшебником, – объяснил он.
Тот боевой эпизод тоже со стороны выглядит как маленькое чудо, но успех достигнут благодаря мужеству и профессионализму.
– Сам родом из Смоленска, заканчивал Рязанский военный автомобильный институт, но взвод ВДВ. Поэтому 2 августа отмечаю, считаю своим профессиональным праздником. Смоленск – город-герой, кузница ПВО. И многие спрашивают: «Ты же смоленский, почему в ПВО не пошёл?» Не знаю, душа к технике лежит, математический склад ума, пошёл в автомобильный институт, но всегда хотел быть десантником. А тут как бы два в одном. Поэтому свершилась мечта, – рассказывает Волшебник. – Я в седьмом поколении офицер. Фамилии высоких людей – Жуков, Рокоссовский, Суворов, Кутузов – великих полководцев для меня всегда были авторитетом. Для меня всегда примером были дед, прадед, но в первую очередь отец. Он был командиром пожарной части. Пацана вытащил, а сам погиб на пожаре. Вот он для меня пример.
Борис СЕДЕНКО