Найти тему
"Енисейская правда"

Надоело быть человеком, или Когда Творца теряешь образ

Оглавление

В Енисейске прошла лекция протоиерея Геннадия Фаста «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

«Что имеем, не храним, потерявши – плачем». Почему-то именно эти слова пришли на ум, когда возвращалась вечером воскресным из городской библиотеки Енисейска, где только что с лекцией выступил очень почитаемый в Енисейске священнослужитель Геннадий Фаст. Мудрость его, размышления на богословские темы известна многим, а оттого и в библиотечном зале сегодня нет свободных мест. А тема сегодняшняя вовсе не проста, полна обличений и требует глубокого осмысления. Речь шла о том, как мы теряем… человечность. Не храним, теряем и… Впрочем, обо всём по порядку.

Протоиерей Геннадий Фаст
Протоиерей Геннадий Фаст

Вызов принят?

«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» - такова тема рассуждения кандидата богословских наук, митрофорного протоиерея, почётного жителя Енисейска Геннадия Фаста. И вот о каких вызовах рассказал он собравшимся.

«Войны. О них много говорится в Священном Писании. Сам Учитель наш, Господь Иисус, говорил нам, что будут войны, и добавил ещё «…не ужасайтесь, сему надлежит быть». То есть такого времени, когда войн не будет, когда повсюду будет мир и безопасность, не предполагается. Более того, сказано, что «…когда будут говорить «мир и безопасность», внезапно придёт пагуба». О войне говорится и в книге «Апокалипсис». Там приводится образ всадника на коне, которому дан меч, который способен «…взять мир с Земли». Этот меч, можно предположить, дан уже давно, с средины XX века. И если прежде войны были локальными и временными, то теперь они охватили большие пространства. К такому «мечу», например, атомное оружие отнести можно. Да и много чего ещё губительного изобретено людьми, – говорит отец Геннадий. – Мы и сейчас живём во времена неспокойные: третий год идут военные действия, которые касаются нашего Отечества».

Следующий вызов человечеству - мор и болезни. «Об этом тоже сказано в Библии, что таковые будут. Мы совсем недавно пережили пандемию, которая унесла жизни сотни тысяч людей по всему миру. Огромное количество людей было брошено в это жерло, и многие не пережили болезни, – продолжает священник, переходя на тему природных катаклизмов. – В Евангелии об этом записано так: «…землетрясения по местам, знамения солнца, звёзд, море восшумит…». В наше время такой вызов – глобальное потепление планеты, которое является не просто природным явлением, а антропогенным, то есть результатом деятельности человека, технологического развития нашего общества».

-2

Грех удивленья не достоин

Так отец Геннадий подошёл к раскрытию главной темы лекции, о ещё одном глобальном вызове – о нравственной катастрофе: «В Священном Писании это названо апостасией, то есть отступничеством от христианства, вероотступничеством. «По причине умножения грехов во многих охладеет любовь», - говорит Господь Иисус. Он же говорит… «придя, найдёт ли веру на Земле». И ведь в этом нет ничего необычного, никаких новостей-то нет. Всё это в веках уже было. Разве новость, скажем, что человек от болезней умирает? Болезни начинаются от самого рождения и всю жизнь так или иначе сопровождают человека. Так же и эти явления сопровождают человека в течение всей его истории. И тем не менее болезни старости и детства чем-то отличаются. И духовные болезни последних времён от тех, что были раньше, отличаются. Грех был всегда, этим не удивишь. Сразу же в первом семействе грех зависти привёл к братоубийству. Дальше грех только развивался, и конец первой цивилизации Господь положил потопом. Человечество спасается в восьми душах Ноева семейства и заново начинается заселение Земли. В этой, второй цивилизации, мы с вами и живём. И опять грехи… Грех оказался сразу же в Ноевом семействе: Хам согрешает против своего отца, да и сам отец не прободрствовал».

Мы часто, нарушая что-то, сравниваем это с переходом красной черты. Отец Геннадий рассказал нам про две красных черты, первая из них условно такова: грех есть, но и в сознании людей он грехом считается. Вот, например, воровство. Оно есть и было, но спроси любого, хорошо ли это – воровать? И все скажут, что плохо, воровства, правда, от этого меньше не становится. Но вот вторая черта подступает тогда, когда грех перестает даже считаться грехом. «В Библии таким примером служит описание падения Содома и Гоморры. Самим грехом, который там творился, не удивить. Но плохо то, что грехом он считаться перестал. Это и есть красная черта. И наше современное общество эту черту по ряду заповедей переступает очень смело», - объясняет священник, приводя примеры нарушения десяти заповедей Божьих.

-3

Нарушения в законе

«Первая заповедь «Я – Господь и Бог твой». Жить без Бога – это преступление? Сколько лет дают? Сколько штрафу? Напротив, все цивилизованные страны в конституции прописывают: человек имеет свободу веры. Верь во что хочешь или вовсе ни во что не верь. То есть в сознании людей жизнь без Бога преступлением не считается.

Вторая заповедь «Не сотвори себе кумира». Но в нашей действительности чем кумир слаще, тем он ценнее и популярнее. Третья заповедь «Не произноси имя Господа Бога твоего всуе»… Кто про неё вспоминал? Четвёртая «Помни день субботний» - нарушается смело. Пятая заповедь «Чти отца своего и матерь». Ну вроде бы здесь-то должно быть всё в порядке. Однако появляется ювенальная юстиция. А юстиция – это закон, то есть это то, что правильно и хорошо. И ювенальная юстиция отменяет пятую заповедь, по сути, оберегая детей от родителей, а не напоминая о том, чтобы они их чтили, а вот родителям, напротив, напоминая, чтобы они себя хорошо вели по отношению к детям. Этакий перевёртыш.

Шестая заповедь «Не убий» нарушается по целому ряду позиций, причём вполне законно. Самый такой «мирный» способ, и даже женский, – аборты. Ну и другие, конечно, способы. Седьмая заповедь «Не прелюбодействуй». Сколько дают за прелюбодейство? Штраф какой выписывают? Наоборот, откройте любой канал, и вы со всеми подробностями узнаете, кто был первой женой, кто второй, кто третьей, сколько браков было и прочее… Жизнь артистов, политиков, актёров обсуждается детально, и ролики про такие отношения – вообще за гранью популярности. Интересно во всё это вникать, и никто не думает, что во всём этом что-то такое плохое или запретное есть. Сейчас добавилось сюда ещё и узаконивание движения ЛГБТ (запрещённого в России).

Итого, семь заповедей мы отменили. Восьмая «Не укради» и девятая «Не лжесвидетельствуй» ещё держатся. Красть и лгать и в общественном сознании, и на юридическом поле – плохо. Конечно, люди это делают. Но пока люди грешат и хотя бы понимают, что это плохо, общество жизнеспособно. Но когда грех становится в законе, общество теряет право на существование. Его место, если без покаяния, – на дне мертвого моря. Об этом говорит Библия. И красная черта уже пройдена», - говорит лектор.

-4

Вторая черта… Заступ!

Но теперь, продолжает он, мы переходим и вторую красную черту: «Сравнительно недавно появился термин, который теперь стал устойчивым, – «расчеловечивание». Вспомним теорию эволюции, согласно которой виды изменяются самопроизвольно от низших форм существования к высшим, от первобытного человека к гомо сапиенсу, человеку, который тоже на месте не стоит. Он развивается, и мы этим гордимся: мы в пещерах не живём, на кострах пищу не готовим, если только для экзотики во время отпуска. То есть у нас идёт развитие. Были живые существа, они развивались, развивались, доразвились до человека. Человек развивается… И что? Человек - лишь небольшой отрезок времени на этой шкале развития? Так мы к этой красной черте подошли. Общество мыслит себя развивающимся. Если сто лет назад писатель Максим Горький восклицал: «Человек – это звучит гордо!», то сейчас быть человеком неинтересно. Кого этим удивишь? Человек – это вроде как устаревшее что-то уже. И всё человеческое вместе с ним. Развитие идёт, и человечество готово вступить в некий иной этап эволюции - этап расчеловечивания».

Не продукт, а образ!

Теперь немного о хорошем, о том, что обо всём этом можно сказать с точки зрения Священного Писания, продолжает отец Геннадий: «А Библия говорит, человек – это образ и подобие Бога, а не продукт эволюции. «И сказал Бог, сотворим человека по образу Нашему и подобию». О других существах Бог так не говорил. О превосходстве человеческой природы это говорит. Серафим Саровский говорит: «И вдунул Бог дыхание жизни в лицо Адама, созданного Им из персти земной, возводя Адама в Богоподобное достоинство». Таким образом, не самопроизвольное развитие, а Божественное дыхание дало развитие человеку.

Интересно, что образ в Библии имеет значение отпечатка, оттиска. То есть Бог отпечатался в глине. Человек – отпечаток Бога, отпечаток Духа. Именно духовность отличает человека от других живых существ. Человек не сможет стать, например, свиньёй, даже если будет вести себя по-свински. Но назови я кого свиньёй – большой грех сделаю, ведь все – и угодник Божий, и грешник последний – все имеют один статус – человек, и в каждом - неистребимый отпечаток Бога. Оскорбление – равно унижению достоинства человеческого, значит, и образа Божьего. Именно поэтому, чем бы ты ни занимался, и как бы ни изворачивался, совесть тебе не даст покоя».

-5

Если не вверх, значит, в пропасть

Мы можем быть лукавыми, как лисы, трусливыми, как зайцы, огрызаться, как собаки, хищными быть, как волки. Но человеку не дано и нет у него потребности быть нечеловеком. А вот потребность в «обоживании» у нас есть, то есть каждый из нас стремиться стать хорошим человеком. Все этого хотят, даже в зоне строгого режима. Это в нас заложено. Поэтому движение нашего развития не вперёд, а вверх. И несчастный тот человек, у кого это не так, говорит священнослужитель.

Расчеловечивание – это когда не вверх, не к Богу. Здесь есть стремление к следующему витку эволюционной спирали. Что-то поднадоело быть человеком. Это как ребенку – идти в первый класс волнительно, а потом надоело быть школьником, хочу быть студентом. Нам всегда хочется перейти на следующий уровень. Но в реализации себя это нормально, а вот в развитии «особи» - нет. Расчеловечивание происходит тогда, когда надоедает быть человеком. И мы живем в том времени, когда расчеловечивание идёт полным ходом.

Человек машине друг?

«Расчеловечивание – оно разное. Техногенное, например, – объясняет Геннадий Фаст. – До сих пор машина воспроизводила те или иные процессы: я передвигаюсь – машина мне помогает передвигаться быстрее, удобнее, надёжнее, при этом не привносит в меня ничего нового, только мои потребности реализует лучше, чем я могу это сделать сам. Когда-то изобрели колесо, и это было гениальное открытие. Теперь мы входим в такое время, когда машина забирает у человека творческие функции. Мы сами создаём машину такой, чтобы она не просто воспроизводила, а именно создавала. Я беседовал с человеком, который некоторое время жил в Китае. Там машина уже вовсю «командует» людьми. Например, в судебной системе, где по определённым позициям уже работают компьютерные «судьи», которые абсолютно беспристрастно выносят приговор, благодаря встроенным в них программам и исходя из загруженных в программу документов уголовного дела. Как раньше автомат: три копейки – газвода…

В 1996 году один из советских шахматистов выиграл матч у компьютера, будучи на тот момент чемпионом мира по шахматам. Уже через год он проиграл компьютеру. Теперь какие бы ни были талантливые и замечательные шахматисты, никому это неинтересно, гораздо интереснее следить за турниром между компьютерами. Это путь, который, похоже, открывает нам возможность, как не быть человеком. Машина перестала быть инструментом, она стала внедряться в интеллектуальную и духовно-нравственную сферу жизни человека.

Теперь о нашем общении. Принято, что оно должно происходить по схеме «человек-человек»: ребёнок с матерью, сестра с братом, сын с отцом, ученик с учителем, подчинённый с начальником, коллеги, соседи, единомышленники, попутчики… Но посмотрите по сторонам и увидите, что общение давно вышло на уровень «человек-машина». Перемена в школе, общественный транспорт, семьи – везде можно встретить людей, уткнувшихся в телефон. Муж и жена – и у каждого в руках телефон. Теперь общение «человек-машина» интереснее. У детей это просто нагляднее происходит. Взрослые ещё пытаются как-то слегка подмаскироваться под человека. Но уже этот тип общения «человек-машина» взял верх. Мы даже в общении с человеком нетерпение проявляем, без конца проверяя телефон или, по крайней мере, думая о том, что там в нём без нас интересного произошло.

Техника забралась и в семейные отношения. В некоторых странах, Японии и Китае, например, никого уже не удивить официальным браком с… виртуальной женой. А что? Очень терпеливые и отзывчивые «существа». С ними можно говорить о чем угодно и желания любые озвучивать, не боясь в ответ раздражение получить. Она даже небольшие скандальчики может устраивать, чтобы жизнь насыщенней казалась. Реальная жена становится менее интересной, нежели виртуальная. Это расчеловечивание. Вроде и не скажешь, что человек грешит. Ну что я плохого делаю? А просто перестаю быть человеком. Есть программы, при помощи которых я могу поговорить с известными историческими личностями. Кстати, голосовой помощник, распространённый в последнее время, тоже становится удобным и желанным собеседником, в том числе для детей и стариков. Телефон перестал быть для людей средством связи, для многих это целый мир, вселенная, в которой чего только нет: работа, знания, друзья, литература, музыка, фильмы, игры, новости. И человек живёт в этой вселенной, входит в неё. Ему менее интересна вселенная, сотворённая Богом».

«Без ГЭС светить не будет лампа»

«Духовно-нравственное расчеловечивание – это безбожие. Началось с французской революции 1783 года, с эпохи просвещения, с подмены понятий, – продолжает объяснять священник. – Все хорошо знают и страницы истории нашей страны, когда 70 лет официально и на всех уровнях заявлялось, что Бога нет. И само это утверждение даже не самое страшное. Сохранять образ Божий и быть прекрасным человеком – хорошо было, но при этом нужно было обходиться без Бога. Мы, будучи образами Божьими, отказали Богу в надобности, как если бы эти лампочки, освещающие нам зал, сказали, что не нуждаются ни в ГЭС, ни в генераторах, ни в каких иных источниках энергии. Ну да, нам ведь тоже в зале не нежен генератор, нам лампы нужны. Но через некоторое время погаснут люстры. Поэтому то доброе, что человек пытался в себе сделать без Бога и даже вопреки Ему, начало угасать».

Как пыль бы сдуть с лица Земли

«И, наконец, ЛГБТ. Это что? Только ли похоть плоти? Нет. Похоть плоти – различные формы блуда и прелюбодействования. Но такой потребности, такого желания нет у человека, несвойственно оно ему по природе, а это явление стремительно на наших глазах растёт, – рассуждает протоиерей. – Некоторое время назад это было, но было постыдно и позорно, затем перестало быть постыдным, а теперь затребовало легитимности и получило её. Уже дошло до того, что в три года ребёнку разрешено определиться, кем он является – мальчиком или девочкой, при этом родителям нельзя препятствовать детскому выбору. Всё это закреплено реально действующим законодательством. Это и есть расчеловечивание.

Позволим себе представить некий юридический эксперимент: в государстве приняли закон – всех блудников и прелюбодеев приговаривать к смертной казни. Будут ли таковые грешить? Будут всё равно. А смертная казнь для представителей «меньшинств»? Будут? Да их, как пыль, сдует, не будет никого! Потому что в первом случае действует похоть плоти, которой человеку противостоять возможно только в Боге, а там – дурь, ради которой никто на смертную казнь не пойдёт, а потребности такой нет, всё надуманное и навязанное, расчеловечивающее. Написано: «Бог сотворил человека. Мужчину и женщину сотворил их». И вот в таких отношениях, если согрешили, то есть грехи. А в другом случае… Семьи создают уже и с роботами, и с животными. Это человечно разве? Это всё апостасия. И легитимность этого явления – первая красная черта».

-6

Человек – это звучит… гордо?

Вторая – когда человек перестаёт таковым быть. «Для нашего поколения самое страшное было безбожие. Просто верить и не скрывать, что веришь, – было подвигом, – продолжает беседу Геннадий Фаст. – Для поколения 90-х страшной стала проблема с нравственностью, при этом верить можно быть в кого угодно. Вера уже не была для них подвигом, но оставаться нравственным стало подвигом, ведь нравственность считалась чем-то худым, немодным. Следующему поколению, похоже, достанется другая проблема. Для них будет подвигом, если они найдут в себе смелость и мужество сказать: «Я – человек!»

Как с этим жить? Во-первых, мы не можем этого отменить. «Бойся немощною своей рукой попытаться остановить ход истории», - говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). Иисус Христос вчера, сегодня и во веки тот же. Для меня лично, как для человека по образу и подобию Божьему сотворенному, есть прекрасная возможность двигаться по вертикали, то есть к «обоживанию». Ты будь христианином, живи во Христе и являй миру Божий образ – этого достаточно. Дальше будет, что будет. Может, гонения и скорби, а может, наоборот тебя возвысят. Но это уже неважно. Главное, чтобы образ Божий был во мне живой, чтобы я Богом жил и чтобы Бог жил во мне. Так было и тысячу, и две тысячи лет назад, и так будет до второго пришествия Христа».

А в завершение разговора отец Геннадий рассказал интересный случай, который произошел с ним во время одного подобного общения в Красноярске. И случай этот – отличная иллюстрация истинной ценности, ценности вечной. «Во время одной из лекций женщина из зала задала мне вопрос: «Что бы Вы, священник XXI века, могли сказать такого, чего не мог бы себе позволить сказать священник, например, века XIX? Вспомнил я святых отцов того периода и понял, что ничего не могу сказать такого, что не сказали бы они. И я ответил, что буду говорить ровно то же самое, что и они, потому что мы говорим не о временном, а о вечном. Они не ценности века, в котором жили, проповедовали, и я – не ценности века нынешнего. И как хорошо, что мы можем говорить всё то же самое, что говорили наши коллеги XIX века! То, что не устаревает и что указывает нам на Свет, чтобы не заблудиться нам во тьме».