28 сентября в Пекине состоится мероприятие с интригующим названием «Интеграция чая и вина, национальная тенденция». Мероприятие анонсируется общими фразами о том, что нужно оседлать потребительскую моду на интеграцию чая и вина, подверстать к ней культурный и исторический бэкграунд и посмотреть, какие индустриальные решения можно подтянуть к этой богатой теме. И больше никаких подробностей. А подробностей хочется.
На самом деле очень интересно, что конкретно подразумевают наши китайские коллеги под интеграцией чая и вина. Вариантов тут несколько. Это может быть и гастрономическая интеграция — ну то есть одновременное присутствие чая и спиртных напитков на столе. Это может быть интеграция на уровне продуктов — чайное пиво сейчас не варит только ленивый, чайных ликеров, джинов и прочего алкоголя на рынке тоже достаточно. Это может быть маркетинговая интеграция — например, на уровне согласованного продвижения чайных и алкогольных региональных специалитетов. А может быть даже работа с чаем по винным лекалам — это модная сейчас тема.
При этом перенос в подачу чая винной эстетики выглядит, мягко говоря, спорно. Присущая вину профессиональная глобализация тоже не во всем подходит чаю. Но некоторые проверенные винные подходы на чай вполне себе переносятся. Особенно с учетом того, что развитие современной китайской чайной культуры очень сильно похоже на развитие винных культур Старого Света — французской, итальянской и испанской, в первую очередь. Такое же плотное пересечение производства, торговли и потребления, выраженные терруарность и миллезимность конкретных продуктов, более или менее развитый коллекционный рынок и, что мне кажется самым важным, структурная региональность китайского чая. Центрами институализации китайской чайной культуры являются провинции. Нет, конечно, что-то централизованное и всекитайское чайное тоже случается — стандарты, например. Но основная чайная движуха все равно происходит на уровне регионов. Что очень правильно, на мой взгляд… Отвлекся, извините.
Так вот, как там, в Пекине, конкретно будет интегрироваться чай и вино, пока не понятно. Но, надеюсь, более подробная информация еще появится — если это случится, я об этой интеграции непременно расскажу. Хотя, конечно, нельзя исключать, что это чисто рекламная движуха, связанная, например, с выводом на рынок какой-либо очередной полезной водки с зеленым чаем. Посмотрим, короче.