По вполне очевидным причинам у Чайника сильно зачесалась тема о которой большинство по привычке стыдится говорить на публике.
Ну вот Старый Чайник решил, так сказать, освежить в памяти некоторые вопросы (события) по щекотливой теме.
В общем, "Я просто оставлю это здесь".
А уж вы сами проводите параллели и делайте свои выводы относительно событий и закономерностей.
За 3 дня 49 евреев убиты, 600 еврейских женщин изнасилованы, 100 человек ранены
До Холокоста Кишиневский погром 1903 года был архетипом антиеврейских преследований.
Террор продолжался менее трех дней, и было убито всего 49 евреев, но Кишиневский погром 1903 года имел удивительно далеко идущие последствия.
В течение нескольких недель после предпасхальной резни название города стало синонимом страшных ужасов преследований в диаспоре, и политические движения по всему миру обратили на это внимание.
Хотя погром был тщательно задокументирован, мифология сыграла ключевую роль в формировании последствий Кишинева. В своей новой книге «Погром: Кишинев и наклон истории» Стивен Зипперштейн описывает некоторые из этих искажений, а также роль, которую сыграл Кишинев в стимулировании, например, присоединения американских евреев к левым.
Враги евреев тоже сделали выводы из погрома, широко распространив в последующие годы «Протоколы сионских мудрецов».
«Это был момент, который отбросил тень, настолько глубокую, широкую и разнообразную, что она оставила свой отпечаток на евреях, на ненавистниках евреев и на ранах, зализываемых с тех пор»,
- пишет Зипперштейн.
Помимо убийства 49 евреев, не менее 600 еврейских женщин были изнасилованы, а еще сотни получили ранения.
Хотя евреи города организовали по крайней мере одну крупномасштабную акцию обороны, это сопротивление было практически проигнорировано в течение десятилетий, похоронено в записных книжках сионистских репортеров, посланных для освещения злодеяний.
В Кишиневе, расположенном в плодородной Бессарабии царской России, в начале века проживало около 55 000 евреев при населении 280 000 человек.
Сегодня город называется Кишинев и является столицей Республики Молдова. В этой маленькой стране, расположенной между Украиной и Румынией, проживает 15 000 евреев, большинство из которых живут в городе, где в 1903 году произошло слово «погром».
Как и другие нападения, организованные против евреев, Кишиневский погром начался с «кровавой клеветы», или обвинения в том, что евреи убили христианского ребенка, чтобы использовать его кровь в ритуальных целях.
Антисемитски настроенная интеллигенция региона, в том числе журналисты, сыграла ключевую роль в разжигании вражды к евреям, давая понять массам, что с ними можно и даже желательно обращаться жестоко.
«С самого начала их нападение на евреев было оправдано как самооборона, разумный ответ народу-изгою, способному на любые проступки»,
- пишет Ципперштейн, профессор еврейской истории и культуры в Стэнфордском университете в Калифорнии.
Одним из евреев, погибших во время погрома, был 60-летний Моше Кигель, убитый у входа в свой дом. Однако в рассказах о погроме Кигель был превращен в пономаря, или смотрителя синагоги, которого нашли мертвым на улице в окружении оскверненных свитков Торы.
В этом мифическом пересказе благочестивый Кигель был убит при попытке спасти священные пергаменты из маленьких кишиневских школ.
По мнению Зипперштейна, недостоверное изображение последних минут жизни Кигеля отчасти служило для того, чтобы отвлечь внимание от сотен изнасилований во время погрома, включая информацию о том, что «трусливые мужчины города» в страхе прятались, пока нападали на еврейских женщин.
Героический рассказ о смерти Кигеля также помог увековечить память о более бедных жертвах погрома, которые - в отличие от некоторых более обеспеченных евреев Кишинева - не смогли бежать до начала насилия.
Их плоть разделили как добычу.
Хотя до 1903 года мало кто из евреев за пределами России знал название Кишинев, многие из них слышали о шумном портовом городе Одессе, расположенном в одном дне пути на восток. Там, на берегу Черного моря, одни из главных мыслителей сионизма разрабатывали планы еврейского будущего.
Узнав о резне в Кишиневе, некоторые из этих сионистов сочли, что их убеждения о пассивности евреев подтвердились.
По их мнению, резня иллюстрировала «стереотипы феминизированных еврейских мужчин, безнадежно размягченных унижениями диаспоры»,
- пишет Ципперштейн.
Самые убедительные свидетельства о событиях в Кишиневе были получены от писателя Хаима Нахмана Биалика, которого одесское руководство направило для документирования зверств. По словам Ципперштейна, Бялик, который впоследствии стал национальным поэтом Израиля, прибыл на место событий.
«Еще до того, как Бялик отправляется в Кишинев, его окружение в Одессе уже настаивает на том, что евреи погибли, были абсолютно беззащитны и не оказали никакого сопротивления»,
- сказал Ципперштейн в интервью.
«Поэт Ахад Хаам тоже считал, что антисемитизм вызывается или усиливается поведением самих евреев»,
- добавил он.
Самая грозная оборона осажденных евреев Кишинева была организована на «винном дворе», где 250 евреев «рабочего класса», вооруженных дубинками и палками, а также несколькими пистолетами, собрались, чтобы дать отпор. Этим защитникам удалось сдержать часть бунтовщиков, но главным наследием их усилий стало предоставление «доказательств» того, что евреи напали первыми.
На судебных процессах, которые проходили до конца года, еврейских защитников обвиняли в том, что они сами навлекли на себя резню.
Любые упоминания о еврейском сопротивлении отсутствуют в основополагающей работе Бялика о погроме «В городе убийств», которую называют самой важной еврейской поэмой со времен Средневековья. Описывая кровавую резню, Бялик выразил свое «непреодолимое отвращение к реакции значительной части еврейского мужского населения».
«Не забудьте заметить в темных углах Кишинева скрюченных мужей, женихов, братьев, подглядывающих сквозь щели своих убежищ, наблюдающих, как их жены, сестры, дочери корчатся под своими зверскими осквернителями, задыхаются в собственной крови, их плоть раздают как добычу»,
- писал Бялик.
В отличие от Бялика, знаменитая еврейская анархистка Эмма Голдман гастролировала по США с театральной постановкой, основанной на погроме, в которой «еврейской жертвенности» придавалось «неоспоримое достоинство»,
пишет Ципперштейн.
Иными словами, «послание» кишиневского погрома зависело от посланника. В догосударственном Израиле рассказы новых иммигрантов о насилии послужили толчком к созданию группы самообороны «Бар-Гиора», предтечи Армии обороны Израиля.
Для Бялика и других людей его склада ума возвеличивать роль сопротивлявшихся во время погрома было бесполезно, поскольку евреям - по их мнению - не суждено было ничего хорошего в российском Палеополе.
«Рассказы о погроме тщательно редактировались, а многие его детали рассматривались как ненужный багаж для и без того перегруженного народа»,
- пишет Ципперштейн.
Влияние Кишиневского погрома было отчасти подогрето фотографиями зверств, которые распространились по всему миру.
Особый резонанс вызвало одно изображение 45 убитых жертв, лежащих в молитвенных платках, которое появилось во многих газетах в первые дни появления новостной фотографии.
«Это было немного похоже на то, как та фотография погибшего сирийского ребенка Алана Курди на пляже конкретизировала сирийское несчастье», - пишет Зипперштейн, говоря о том, как захватывающий образ может прорваться сквозь „абстракцию“, стоящую за человеческими катастрофами.
Хотя погром не склонил многих американских евреев к сионизму, произошел явный сдвиг в левую политическую сторону.
Обычно (и ошибочно) считалось, что погром был организован российскими чиновниками, что побудило многих евреев с подозрением относиться к консервативному правительству.
В 1905 году образование Российской империи действительно привело к волне антисемитского насилия, санкционированного государством. По оценкам, в ходе 600 массовых убийств было убито до 200 000 евреев, включая еще 19 жертв в Кишиневе.
В США не только евреи делали выводы из Кишинева. Чернокожие лидеры говорили о «двойном зле» европейских погромов и линчеваний на американском юге, где тысячи чернокожих были убиты в ходе длившейся десятилетиями кампании расового терроризма.
В 1909 году для борьбы с этим насилием была создана Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP), и Кишинев упоминается в учредительных документах этой организации.
Враги евреев тоже сделали выводы из погрома, поняв, что средства массовой информации можно использовать для разжигания масштабного насилия. Один из главных подстрекателей Кишинева, издатель Павел Крушеван, уже через несколько месяцев после погрома выпустил «Протоколы сионских мудрецов». Пресловутая «фальшивка» попала в руки антисемитов, включая Генри Форда, который издал полмиллиона экземпляров в США.
По словам некоторых еврейских лидеров, «каждый аспект Холокоста был предвосхищен Кишиневским погромом». От роли интеллектуалов в гальванизации антисемитизма до обвинения евреев в самозащите - погром помог закрепить шаблон, который вылился в убийство (шести миллионов евреев)? во время Второй мировой войны.
Эта модернизация антисемитизма не осталась незамеченной еврейскими мыслителями, некоторые из которых с жуткой точностью предсказали «Окончательное решение» нацистской Германии.
«Когда я была в Америке, я не верила в еврейский вопрос в отрыве от всего социального вопроса»,
- писала Эмма Голдман после того, как в 1919 году правительство США депортировало ее в Россию.
«Но с тех пор, как мы посетили некоторые районы погромов, я убедилась, что еврейский вопрос существует, особенно на Украине»,
- писала она.
«Почти наверняка вся еврейская раса будет уничтожена, если произойдет еще много изменений», - писала Голдман.
Как интересно, не правда ли...
Подписывайтесь на канал – публикую только интересное.
Нажимайте на колокольчик, чтобы не пропускать новости.
Ставьте лайки и делитесь с друзьями интересными статьями.
Читайте больше статей на канале: