Шесть лет назад, тогда ещё министр образования Ольга Юрьевна высказала очень спорную мысль касающуюся школьных учебников.
Учебники должны обновляться каждые три года
Заявила она на набирающем тогда всероссийскую поступь массовом "Уроке цифры"
Разумеется эта мысль не просто так пришла в голову нашему министру.
Ранее за два года до этого в 2016 году это же рассказал Президент Путин
Владимир Владимирович разумеется высший государственный деятель, но просто так, на пустом месте такие идеи не возникают.
А если мы откинем ещё десяток лет назад то придём к середине нулевых и восходу звезды Александра Адамского и его Эврики, КПМО, и прочих на самом деле благоглупостей.
Вспомним его, Александра Изотовича фантастические измышления о том, какие нынче первоклассники умные, а учителя глупые:
В первый класс приходят дети, которые знают больше, чем учителя. Их компетенции в компьютерной истории, смартфонах и так далее намного выше. Это первый раз в истории, когда пришли дети, которые знают — в какой-то области — больше, чем учителя.
Это он говорил недавно, в 2015 году.
А вот его откровения 2011 года, он говорит о конце эпохи школы длиной 500 лет
<<Но в школе заканчивается эпоха в образовании длиной в пятьсот лет. Модель, где специально обученные люди в специально предназначенных местах занимались тем, что закладывали в головы будущей рабочей силы макеты наук — вот это образование заканчивается>>
Вам эта цитата ничего не напоминает?
Я напомню слова уже знаменитой Марины Раковой, тогда она была заместителем министра просвещения
учитель ...перестаёт быть узурпатором доставки информации и фактов...
Нормальная переработка идей своего гуру. Хлестко и акцентированно.
Ну так вот, про учебники.
Разумеется все эти министры говорящие о неких значительных изменениях в науке, позволяющих современному школьнику получать современное образование посредством периодического изменения содержания учебников, что кстати прописано в ФГОС лукавили, но лукавили не от своей хитромудрости, доля у них такая говорить что-нибудь более менее похожее на истину.
Вот и глаголили, и эти слова принимали на веру, а издатели с удовольствием проводили в жизнь.
Это же госзаказ периодически, авторы тоже довольны, все довольны.
Только содержание страдает, точнее оно практически не страдает. Потому, что изменений глобальных нет.
Посмотрите на учебник физики от 1989 года и сейчас от 2023 года. Для 7 класса.
Изменения имеются.
В учебнике поздней эпохи СССР собственно учебный материал заканчивается на 133 странице.
А учебник единый и обновлённый на 202 странице:
При СССР учебники были более лаконичны. Но были указаны всякие достижения, например вот эти (простите за ч/б скрины)
Посмотрим на таблицу скоростей в теме про скорость тогда и сейчас:
тогда
Как вы думаете многое ли изменилось с тех пор?
Появился самолёт Ту-204, но он на самом деле советская разработка и построили их только несколько десятков. Зато там появился самокат, как некий пример скоростного транспортного средства, была убрана скорость пули из автомата Калашникова.
Как вы думаете, сколько научных открытий внесено в новые школьные учебники, как требовала Васильева:
Школьные учебники должны обновляться каждые три года: в них должна включаться информация о последних научных открытиях.
Уверен что их внесено 0, ноль.
Но чем то они ведь должны отличаться!?
Действительно. Чем то будут. В физике я уже указал, давайте посмотрим в математике что нового.
Смотрим старое, учебник математики 2 класс
Задача про картофелекопалки и машины. Замечательный механизм и задача хорошая.
Зачем что-то менять?
Старое, скажут реформаторы. Нет уже полей таких, дети не ходят и не копают в совхозах и колхозах, давайте новое, современное.
Держите современная математика
Вот и современный учебник, картофелекопалку заменили на дрон. Задача явно стала проще, но зато про дроны.
Модернизация однако.
Что же делать?
Базовая модель обучения не изменилась и не изменится никогда: от простого к сложному. Образование любого уровня базируется на чётких сведениях. На аксиомах и доктринах, которые не меняются. 2 + 2 – это 4.
Когда приходит чиновник и начинает вести разговоры о том, что время ускорилось, нужно переучивать человека каждые 10 лет, нужны новые компетенции – этот человек либо дурак, который плохо учился в школе, либо подставляющий свой афедрон, любителям афедронов.
Если говорить по простому, то современные проблемы заключаются в одном:
– отсутствием нормальных учебников. Качественные советские учебники просто заменили на некачественный российский помёт от фонда Сороса. Это не шутка.
С конца 1960-х годов в земной науке ничего не изменилось, попросту прекратились важные, меняющие научные основы представления. Ничего нового не открыто с конца 1960-х, а значит и сам базис школьного образования остался тем же.
Первое, что должны быть сделано – сокращение всей учебной литературы до двух потоков по каждому предмету – базовый уровень и повышенный, академический уровень. Два вида учебников, что сейчас фактически и было сделано..
Второе – исключение из всех школ любых различных методик преподавания, семейного образования, инклюзии и прочей ерунды. СОШ, математический лицей (ФМШ СССР), гуманитарная гимназия с языковым профилем, естественно-научная гимназия – химия, биология.
Никаких образовательных маршрутов, никаких образовательных вертикалей, предпрофессиональных классов.
Никакого хочу - буду учить, хочу не буду. Базовый уровень 9 класса для всех БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ.
Основное образование в 9 классов для 90 % неталантливого населения. 11 классов для талантливой молодёжи с углублённым курсом физики, астрономии, биологии, химии и литературы.
Никакой инклюзии: родился дауном – добро пожаловать в школу 7 и 8 вида.
Родился с ДЦП – учишься в обычной школе, как все, просто не посещая физкультуру.
Всем любителям домашнего, семейного образования – добро пожаловать в дурдом, с обязательным изъятием детей в интернат.
И на пушечный выстрел нельзя подпускать к школе психопатов с финансовой грамотностью, обществознанием и прочими идеями Германа Грефа.
Вообще, школьный курс необходимо вычистить от реформаторского зуда последних 30 лет, убрать искусственные предметы, почему в 11 классе раньше было максимум 6 уроков, а сейчас по 6 уроков учатся дети даже 2 класса?
Убрать всю цифровизаторскую добровольно-принудительную активность из школы вообще, засунуть её в темную тёмную афедрон.
Дать учителям нормальную зарплату и через два-три года вы не узнаете российскую школу.
Спасибо за внимание