Сегодняшняя публикация будет посвящена замминистру просвещения Раковой Марине Николаевне.
Вот её биография:
Марина Николаевна известна тем, что именно она придумала концепцию технопарков, таких как "Кванториум" и с 2014 года собственно и курировала их создание по всей России, а с 15 октября 2018 года стала заместителем министра просвещения.
Вашему вниманию предлагается половинка интервью Марины Николаевны, тогда ещё генеральный директор Фонда развития новых форм образования на радио КП под названием "Как поднять уровень образования в России"
Что понимается под новой концепцией образования, чем она будет отличаться от того что мы имеем сейчас?
Ну вы знаете она безусловно меняется самостоятельно в силу того, что в принципе меняется архитектура жизни, можно привести совершенно примитивные примеры: например все говорят что математику не нужно менять, что она такая наука на все времена, на самом деле это совершенно не так, если все жизненные процессы во время становления цивилизации можно было решить с помощью уравнения, доходя до уровня уравнений Максвелла, то сегодня это уровень систем таких как хаос, это управление неопределённостью сверхсложностью, под которые необходимы совершенно другие математические методы. Здесь уже на первое место выходят дискретная математика, матричное исчисление, градиентные спуски и так далее.
Поэтому мы когда говорим реформы, это наверное громкое слово, я бы сказала что это некий апгрейд и содержания и технологии и дидактик которыми мы должны пользоваться для того чтобы те дети которые учатся отвечали тем вызовам которые ставит не Президент, я бы сказала развитие цивилизации, а Президент нас призывает к тому чтобы мы во всех отраслях соответствовали тому что мы должны сделать.
Я могу сказать что как гуманитарий вы сказали мне очень много непонятных слов, и мне и школьникам, скажите нужно ли всех школьников учить вот этим сложным математическим вещам. Грубо говоря логарифмы я не помню, и они мне не нужны в жизни как таковые, то есть предполагается ли какая то специализация со школьной скамьи. Кто хочет учит дискретную математику, а то не хочет, занимается чем то другим.
Вы наверное знаете что в соответствии с 204-м Указом Президента от мая этого года у нас разрабатываются Национальные проекты, так вот есть 3 проекта которые относятся к образованию, НПО Образование, Цифровая экономика, Наука.
В рамках математики, раз уж мы её коснулись, в рамках Цифровой экономики предусмотрены несколько мероприятий для возрождения, обновления и стабилизации работы наших физ.-матшкол.
В части содержания разделяют два уровня, обычный уровень туда конечно не нужно погружаться ни в пределы, ни в логарифмы, ни в интегралы, а другой уровень углублённый - повышенный уровень потребность в таком обучении примерно 25-30 % от общего числа обучающихся (по их оценкам) тогда мы действительно сделаем прорыв в цифровой экономике.
Из чего будет состоять НПО?
Кванториумы, Сириус, дополнительное образование "Шаг в будущее", "Проектория" и так далее, это безусловно развитие СПО, здесь безусловно мы опираемся на опыт WorldSkills и будем развивать собственную уникальную концепцию образования это развитие Учителя -
Федеральный проект "Учитель будущего", когда мы предоставляем возможность непрерывного роста мастерства через перезапуск институтов развития образования и включение в эту деятельность не только педагогического сообщества, но и мы расширяем рамки, и учитель и ребёнок выходит за рамки предметных областей взаимодействуют с работодателем.
Мы очень увлекаем родителей, в этом направлении ещё Федеральный проект "Помощь родителям", для того чтобы они могли понимать, слышать и слушать своих детей и соответственно им помогать.
Повышение конкурентоспособности ВУЗ-ов в этой части, социальные лифты совместно с АНО "Страна возможностей" (конкурс "Лидеры России") и другие конкурсы, благодаря которым, люди, попав туда, смогли бы получить прозрачный лифт и реализоваться в тех площадках, где доступ куда был ранее ограничен.
Будут ли эти проекты в школах? Кванториумы, Сириус...
Изменения и инновации зайдут в каждую школу без сомнения. Самый острый вопрос как отконтролировать внедрить и чем помочь. У нас есть постановление 1050 РФ в котором достаточно понятно расписано как мы должны работать.
Как будут и региональные и федеральные команды действовать. Определён ведомственный проектный офис в министерстве просвещения это как раз наш фонд.
Какие результаты ожидаются?
740 млрд на 6 лет из них 360 млрд от государства, результат: мы видим обучающегося который самостоятельно умеет ставить образовательные цели, самостоятельно выбирает траектории развития и достижения этих целей при этом в индивидуальном темпе освоения,
мы видим что это учитель который несколько меняет свою роль, он превращается скорее в наставника чем человека который может указать путь, помочь в каждом вопросе, но он перестаёт быть узурпатором доставки информации и фактов.
И конечно же цифровизация. Родительская компетенция это в первую очередь слышать, слушать и понимать. На текущий момент это происходит не всегда, у нас родитель оценивает ребёнка как слепок самого себя, и он представляет некий уровень качества жизни которого он хочет для своего ребёнка, ездил на такой машине, жил в таком доме, а значит он должен поступить на юридический потому что я его могу устроить на конкретную должность.
Нормальная житейская...
Ну это нужно менять.
Ну и безусловно это цифровизация, которая затронет каждый муниципалитет, каждое село, каждый ПГТ.
Не боитесь ли что это ещё больше усложнить образовательный процесс? Потому что если послушать родителей то они стонут от нагрузки, которая увеличивается с каждым годом на их детей и что у родителей нет выхода, они вынуждены решать с детьми задачи, которые усложняются почему то и усложняются?
Я бы сказала что они не усложняются на самом деле, вопрос в том, что образовательная система сейчас, это передача накопленного опыта цивилизации, за последние 100 лет рывок в генерации новых знаний был огромный, но мы по прежнему в прежней парадигме пытаемся засунуть это в голову ребёнка.
Соответственно у нас должна поменяться парадигма, должны в школе научить его самостоятельно учиться. Вот это важно, а не пытаться сунуть ему за 11 лет весь объём знаний цивилизации.
Нет я абсолютно не боюсь, Мы видим эти результаты, мы в режиме конвергентного обучения сейчас работаем в Кванториумах, ребята в коллективах в командах решают очень сложные междисциплинарные проекты и освоение знаниевой составляющей мы видим идёт гораздо быстрее в такой форме.
Спасибо за внимание.
Вероятно я продолжу писать о Марине Николаевне, молодой и умной заместителе министра просвещения.