Найти в Дзене

ПСАЛОМ 118: ВЫ И БОЖЬЕ СЛОВО

Оглавление

ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ

Псалом 118 представляет нашему вниманию восемь истин о Слове Божьем, записанных под каждой по порядку буквой еврейского алфавита. В общей сложности псалмопевец записал 176 истин, объединенных в 22 группы по восемь утверждений в каждой. Это, без преувеличений, изумительное достижение. Он исчерпал все многообразие терминов для описания Божьего Слова и затронул почти каждый его аспект. Он сумел осуществить этот титанический труд только Духом Божьим.

Псалом является сборником высказываний, наблюдений и афоризмов о Слове. Они не располагаются в каком-либо определенном порядке, кроме как в алфавитном. Ни одна из тем не развивается более чем в трех или четырех стихах. Несмотря на то, что псалом несколько напоминает перечень афоризмов, это одно из красивейших описаний Слова Божьего в Писаниях. Только Дух Святой мог сотворить столь прекрасное произведение согласованных истин о Слове.

Подобно лоскутному одеялу, псалом содержит в себе отдельные мысли, различающиеся, как лоскутки, по цвету, размеру и форме. Эти мысли объединены общей целью, в результате чего появляется непередаваемой красоты узор.

В этом уроке мы рассмотрим, какой отклик в наших сердцах должно найти Слово. Мы видели, как Бог смотрит на Свое Слово и что Слово делает для нас. Давайте теперь определим, как мы должны поступать со Словом.

I. МЫ ДОЛЖНЫ ЖАЖДАТЬ ЕГО

Во-первых, нам надлежит искать Божьего Слова — всеми силами стремиться к нему. В нас должно быть пылкое желание познать его и покориться ему.

“А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого” (ст. 127).

Мы должны научиться хотеть Слова. Мир, плоть и дьявол соединятся для того, чтобы оттянуть нас от него, чтобы заглушить нашу жажду его, однако мы должны культивировать в себе тягу к нему. Желание всем своим существом впитывать каждую его строчку должно стать нашей глубокой страстью.

“Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего” (ст. 18).
“Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим” (ст. 64).
“Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую” (ст. 66).
“Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня — и научусь заповедям Твоим” (ст. 73).
“Твой я, спаси меня, ибо я взыскал повелений Твоих” (ст. 94).
“Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих и судам Твоим научи меня” (ст. 108).
“Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца” (ст. 112).
“Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и уставам Твоим научи меня” (ст. 124).
“Я раб Твой, вразуми меня, и познаю откровения Твои” (ст. 125).
“Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим” (ст. 135).

Наша жажда Слова должна быть глубокой, сильной и нескончаемой. Псалмопевец пишет, что его душа истомилась по познанию Писания, чтобы покориться ему. Он всматривался в Слово Божье до боли в глазах. Как умирающий от жажды ловит ртом освежающую влагу, так он рвался к Слову.

“Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время” (ст. 20).
“Истаивают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей” (ст. 123).
“Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду” (ст. 131).

Для того, кто так стремится к Слову, разлучение с ним было бы величайшей трагедией. Автор — странник в этом мире, но у него есть верный компас — заповеди Божьи.

“Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих” (ст. 19).

Человек, ищущий Слова, проводит свою жизнь в поисках Божьих обетований. Он опирается на них. Он покоряется Слову и доверчиво ожидает исполнения его обетований в своей жизни.

“Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои” (ст. 43).
“Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются, что я уповаю на слово Твое” (ст. 74).
“Предваряю рассвет и взываю, на слово Твое уповаю” (ст. 147).

Благочестивый человек не только сам страстно жаждет Слова, он также хочет, чтобы и другие следовали ему. У него болит душа, когда окружающие его люди не повинуются Слову и проявляют отсутствие уважения к нему. Он принадлежит к числу тех, кто исполняет четвертую заповедь блаженства: “Блаженны плачущие” (Мф. 5:4).

“Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего” (ст. 136).

Настолько сильна должна быть наша жажда Слова, чтобы даже радоваться бедствию, если это страдание приведет нас к лучшему пониманию Слова или к более верному его применению.

“Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим” (ст. 71).

В каком-то смысле любовь и ненависть ходят рука об руку. Когда любишь истину и жаждешь ее, то будешь также ненавидеть заблуждение и, насколько возможно, удаляться от него.

“Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу” (ст. 128).

У каждого из нас должна быть неутолимая жажда Слова Божьего.

II. МЫ ДОЛЖНЫ ЛЕЛЕЯТЬ ЕГО

Во-вторых, мы должны лелеять Слово Божье. Слово “лелеять” означает “бережно хранить”.

Так как мы любим Слово, мы должны находить утешение в нем. Законы Божьи становятся нашими песнями. Его книга закона для нас — песенник, поэтому, молясь, мы не забываем славить Его за повеления, которые Он дал нам.

“На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве” (ст. 14).
“Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил” (ст. 47).
“Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих” (ст. 54).
“В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои” (ст. 62).
“Откровения Твои я принял как наследие навеки, ибо они — веселье сердца моего” (ст. 111).
“Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко” (ст. 167).

Так как Слово Божье столь драгоценно для нас, мы с благодарностью будем относиться к тем, кто любит его. Мы придем к осознанию того, что всякий человек с чистым сердцем наслаждается Библией и провозглашает ее ценность.

“Друг я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои” (ст. 63).
“Ожирело сердце их, как тук, я же законом Твоим утешаюсь” (ст. 70).
“Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю” (ст. 113).

Нам следует молиться о том, чтобы Бог хранил нас, чтобы мы могли и дальше любить и уважать Его Слово. Нет более высокой цели для нашего сердца, чем провести оставшуюся часть нашей жизни, исполняя Божью волю.

“Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить, ибо закон Твой — утешение мое” (ст. 77).
“Поддержи меня — и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно” (ст. 117).

Наша любовь к Слову вырастает из нашего упования на него. Мы знаем, что Бог исполнит Свои обетования. Поэтому большую часть времени мы проводим в радостном ожидании исполнения Божьего Слова.

“Ты — покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю” (ст. 114).

Мы высоко ценим Слово Божье за то, что оно делает для нас и для всего человечества в целом. Бог очищает землю при помощи Своих повелений. Подумайте о том, где бы мы с вами были без Божьих наставлений.

“Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли; потому я возлюбил откровения Твои” (ст. 119).

Мы любим Слово Божье также потому, что оно указывает на путь Божьего спасения. Кому не понравится весть, несущая избавление?

“Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое” (ст. 174).

Когда приходят беды и испытания, мы можем найти убежище в учениях Писания. Они направляют наш взор на Божьи обетования — на радугу за тучами, собравшимися над нашими головами, напоминая нам о том, что Он сотворил для нас в прошлом.

“Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое” (ст. 143).
“Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего” (ст. 161).

Наша любовь к Божьему Слову объясняется, в частности, уверенностью в том, что Он слышит нас, когда мы призываем Его. Он откликается на призыв тех, кто уповает на Него и чтит Его Слово.

“Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня” (ст. 159).

Автор сравнивает свою радость о Слове с радостью человека, который не может скрыть своего счастья, потому что неожиданно в одночасье разбогател.

“Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль” [“богатство великое”; Современный Перевод] (ст. 162).

Неизбежным следствием нашей любви к Слову Божьему и радости о нем является ненависть ко лжи и заблуждению. Любящий Бога ненавидит сатану. Если мы любим Слово Божье, тогда мы ненавидим все, что составляет его противоположность.

“Ненавижу ложь и гнушаюсь ею, закон же Твой люблю” (ст. 163).

Тот, кто должным образом уважает Слово Божье, будет благодарить за него. Автор пишет, что семь раз в день он прославляет за него Бога. “Семикратно”, возможно, означает “постоянно” или “неоднократно”.

“Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей” (ст. 164).

Если мы проводим жизнь с Писанием, наша любовь к нему растет. Оно для нас становится драгоценнее золота, популярности, имущества или друзей. Эта любовь объясняется тем, что оно делает для нас.

III. МЫ ДОЛЖНЫ РАЗМЫШЛЯТЬ О НЕМ

В-третьих, о Слове мы должны размышлять день и ночь; это должно быть нашей первостепенной заботой. Наши размышления о Слове важнее, чем разговор с князьями или другими важными лицами.

“Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих” (ст. 23).

Чистая любовь жаждет находиться с объектом своей любви. Любящий Слово захочет проводить с ним свое время.

Слово Божье — не Бог, но Он произнес и дал его нам. Мы не поклоняемся Его Слову, но мы должны думать о нем с почтением и благоговением. Зная его ценность и качество, мы постоянно размышляем о нем. Мы осознаем, что мы не можем постигнуть полной силы и учений Слова, не размышляя каждый день о том, что написано на его бесценных страницах.

“Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих” (ст. 48).
“Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем” (ст. 97).

Наше желание думать о повелениях Божьих должно быть настолько сильным, чтобы с предвкушением ждать часа, который мы отвели для их изучения и размышления над их значением. Псалмопевец описывает свое нетерпеливое ожидание ночи, когда ничто не будет ему мешать размышлять над Словом.

“Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое” (ст. 148).

Размышление над Словом станет для нас утешением в минуты, когда мы терпим обиды и злословия от врагов. В эти трудные времена мы можем обращаться к Слову и находить в нем обещания, которые Бог дал Своим. Пока наши враги рвут и мечут, мы можем уповать на Божье избавление, мир и защиту, о которых мы читаем в Его Слове.

“Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих” (ст. 78).
“Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить, а я углубляюсь в откровения Твои” (ст. 95).

Слово может даже доказывать нашу верность. Когда другие верующие будут видеть, как мы изучаем слово и серьезно принимаем его, они окажут нам свою поддержку.

“Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои” (ст. 79).

Нельзя надеяться, что мы получим все, что нам необходимо, от Слова, просто читая его, — мы должны размышлять над ним. Будучи постоянно у нас на уме, оно направляет наши мысли и утешает нас Божьими обетованиями.

IV. МЫ ДОЛЖНЫ ПОВИНОВАТЬСЯ ЕМУ

Еще мы должны повиноваться Слову. Это само собой разумеется.

Мы Божьи служители и живем для того, чтобы повиноваться Ему. Мы хотим, чтобы Бог поддерживал в нас жизнь, чтобы мы могли соблюдать Его заповеди. Нашим обязательством становится соблюдение этих заповедей теперь и всегда.

“О если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!” (ст. 5).
“Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем” (ст. 8).
“Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое” (ст. 17).
“Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои” (ст. 30).
“И буду хранить закон Твой всегда, во веки веков” (ст. 44).
“Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои” (ст. 57).

Мы молимся о том, чтобы в нашей жизни не было греха, так как мы знаем, что грех разрушит наше послушание. Божья Книга удержит нас от греха, грех же будет удерживать нас от Книги Божьей.

“Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих” (ст. 10).
“От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое” (ст. 101).
“Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию” (ст. 133).

Наша покорность Его воле является одной из причин, почему мы просим Бога услышать наши молитвы. Послушание, по крайней мере частично, создает в нас почву для упования на Бога.

“Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои” (ст. 22).
“Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня” (ст. 31).
“Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой” (ст. 55).
“Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился” (ст. 80).
“Взываю всем сердцем: услышь меня, Господи, — и сохраню уставы Твои” (ст. 145).
“Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои” (ст. 146).
“Воззри на бедствие мое и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего” (ст. 153).
“Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю” (ст. 166).
“Я заблудился, как овца потерянная; взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл” (ст. 176).

Мы никому не позволим отклонить нас от соблюдения заповедей Божьих. Перед лицом врагов и неверных друзей мы все равно будем повиноваться Богу.

“Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего” (ст. 51).
“Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего” (ст. 61).
“Гордые сплетают на меня ложь, я же всем сердцем буду хранить повеления Твои” (ст. 69).
“Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему” (ст. 85).
“Едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих” (ст. 87).
“Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих” (ст. 110).
“Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего” (ст. 115).
“Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь” (ст. 157).

Так как мы доверяем Его Слову, мы знаем, что те, кто открыто игнорирует его, ответят перед Богом.

“Время Господу действовать: закон Твой разорили” (ст. 126).

Даже когда наша жизнь подвергается опасности, мы все равно обязаны повиноваться Богу. Мы не освобождаем себя от этой обязанности, когда враги угрожают нам или обстоятельства могут погубить нас.

“Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю” (ст. 109).
“Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл” (ст. 83).
“Избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои” (ст. 134).
“Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю” (ст. 141).

Для нас всегда оскорбительно видеть людей, не повинующихся Богу и отвергающих Его волю.

“Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой” (ст. 53).
“Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои” (ст. 139).
“Вижу отступников и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего” (ст. 158).

Соблюдение Его заповедей — наша первостепенная задача. Это главный движущий момент в нашей жизни.

“Он [закон] стал моим, ибо повеления Твои храню” (ст. 56).

Если мы сбиваемся в грех или отпадаем от верной жизни пред Богом, мы знаем, что нам остается одно: мы должны вернуться к покорности Его закону. Если мы будем читать Его Слово, оно вразумит нас, когда мы отступим от истины.

“Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим” (ст. 59).
“Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему” (ст. 107).

Послушание Богу должно последовать немедленно. Это настолько важно, что о колебании, соблюдать или не соблюдать Божью волю, и речи быть не может.

“Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои” (ст. 60).

Цель нашей жизни — заявить о своем полном повиновении Богу. Признавая, что Бог знает о нас все: наши мысли, слабости и искушения, — мы желаем быть в состоянии заявить, что мы сохранили Его Слово.

“От судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня” (ст. 102).
“Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою” (ст. 168).

Слово Божье дано нам для повиновения. Мы не смеем утверждать, что правильно относимся к нему, пока мы не станем послушными ему.

V. МЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ЕГО ДРУГИМ

Мы также должны относиться к Слову Божьему, как к средству для благовестия. Под впечатлением от его значимости и получив его благословения, мы хотим передавать его повеления другим людям.

“Устами моими возвещал я все суды уст Твоих” (ст. 13).
“Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь” (ст. 46).

Появись у нас подобная привилегия, мы с радостью предстали бы перед царями и другими сановниками этого мира и без стыда и смущения рассказали бы им о величии Божьего Слова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как же мы должны смотреть на Слово Божье? Как мы должны откликаться на него? Как мы должны относиться к нему? Данный псалом своими многими истинами о Божьей истине повествует нам об этом. Мы должны жаждать его, лелеять его, размышлять о нем, повиноваться ему и нести его другим людям.

Из 176 стихов, 171 прямо упоминает Слово Божье — либо посредством метафоры, либо посредством описательного приема, за исключением пяти стихов:

“Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?” (ст. 84).
“Истина Твоя — в роды родов. Ты поставил землю, и она стоит” (ст. 90).
“Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим” (ст. 121).
“Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые” (ст. 122).
“Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое” (ст. 132).

Эта истина напоминает нам о том, как удивительно Слово Божье. О нем можно говорить бесконечно, и всегда говорить о чем-то важном.

Однако мы должны помнить, что Библия — это не просто прекрасное произведение, которым можно восхищаться, это книга закона, которой надо повиноваться. Ценящий ее человек жаждет, чтобы ее учения находили отражение в его жизни. Он лелеет Библию за ее ценность и ее природу; его цель — исполнять ее старательно, последовательно и с любовью. Это позволит ему ощутить Божьи обетования в своей жизни сейчас и в вечности.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻