ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ
В нашем изучении книги псалмов мы подошли к уникальной главе — псалму 118, одному из самых известных и самых необычных псалмов.
Мы прежде всего замечаем, что это самый длинный псалом и самая длинная глава во всей Библии. Он состоит из 176 стихов, в то время как вторая по величине глава в Библии, Числа 7, содержит только 89 стихов.
Затем нас поражает его необычная структура. Как и Плач. Иер. 3, его можно причислить к самым безупречным алфавитным поэтическим произведениям Библии. Стихи разделены на двадцать две группы, по одной на каждую букву еврейского языка. Каждая группа состоит из восьми строк, начинающихся с одной и той же буквы еврейского языка, и располагается в алфавитном порядке. Так, стихи 1-8 начинаются с буквы алеф, стихи с 9 по 16 — с буквы бет, и так далее до конца алфавита. В некоторых изданиях Библии перед началом каждой строфы стоит название соответствующей еврейской буквы.
В-третьих, наше внимание привлекает тот факт, что это гимн, возвеличивающий Слово Божье. Библия так или иначе упоминается в каждом стихе, за исключением стихов 84, 121, 122 и 132. Если в их число включить еще неоднозначный стих 90, тогда получится, что 171 стих из 176 упоминает Слово Божье, используя вполне определенные термины: “закон”, “откровение”, “путь”, “повеления”, “уставы”, “заповеди”, “слово” и “декреты”.
В псалме нет общего плана. Он более или менее представляет собой собрание не связанных между собой восхвалений, сосредоточенное на характеристиках Слова Господня. Поэтому мы относим этот псалом к литературе мудрости.
Неизвестно, кто написал псалом, однако на основании анализа текста можно сделать вывод о том, что автор был молод. На протяжении всего псалма он восхваляет ценность мудрости и разумения (напр. ст. 66, 99). Он говорит о том, что он имеет больше разумения, чем его учителя, возможно, намекая на то, что он все еще ученик. Далее он утверждает, что благодаря Слову Божьему он знает больше, чем старцы (ст. 100), давая понять, что не считает себя старым. Его просьбы о том, чтобы Бог помог ему вести правильный образ жизни, быть праведным и чистым, могут также указывать на то, что автором псалма был достаточно молодой человек, который хотел встретить свое будущее с полной решимостью жить для Бога. Он не считал себя власть имущим в этом мире, но “малым и презренным” (ст. 141). Складывая вместе обрывки информации, мы получаем основания думать, что автор псалма не был старым.
Человек, написавший псалом, очевидно, стал жертвой какого-то бедствия (ст. 25, 50, 75, 83, 143) и гонений (ст. 53, 61, 69-71, 78, 141). Поскольку мы не знаем, кто написал его, мы также затрудняемся определить время его написания. Известно одно: автор любил Слово Божье, желал возвышать и стремился исполнять его.
Наше изучение псалма 118 будет состоять из трех уроков, и в каждый урок будут включены стихи из псалма, относящиеся к теме того урока. Таким образом, мы не будем пытаться разбирать сразу весь псалом, но изучим его тематически. Но даже в таком случае в наших уроках мы исследуем все стихи этого псалма.
Тема данного урока — “Бог и Его Слово”. Нам следует взглянуть на Слово Божье так, как на него смотрит Бог.
Каково отношение Бога к Своему Слову? Каким Он видит его?
I. ЭТО ИСТИНА
Во-первых, Бог считает Свое Слово истиной. Слова Божьи являются продолжением природы Бога. Бог есть истина, поэтому Его слова истинны.
“Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; истина Твоя в роды родов. Ты поставил землю, и она стоит. По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе” (ст. 89-91).
“Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина” (ст. 142).
Характер Бога не изменяется. Так, Его праведность вечна, всегда постоянна и неизменна в отличие от человеческих представлений о справедливости. Соответственно, слова, которые Он произносит, вечны, абсолютны, неизменны, непоколебимы и навечно утверждены пред Божьим престолом на небесах.
Бог исполняет Свои обещания, данные каждому поколению. Точно так же, как Он утвердил неизменные физические законы в Своем естественном мире, Он наделил вечностью и Свои слова. Точно так же, как мы видим Его верность в окружающем нас мире, мы видим Его верность и в Его слове. Небо и земля повиновались Божьим повелениям, данным при их возникновении, и стихии сотворенного Богом мира остаются Его слугами.
Непреложность Божьих повелений определяет необходимость постоянного повиновения Богу. В Слове Божьем навечно записана истина о том, что Божьи заповеди надо исполнять.
“Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна” (ст. 96).
“Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои — истина. Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их навеки” (ст. 151, 152).
Мы всегда можем положиться на истинность Божьего слова. Давным-давно, изучая Божьи заповеди, псалмопевец пришел к убеждению в вечности Божьих слов. Во всем, что его окружало, он видел несовершенство, однако в Слове Божьем он никогда не встречал погрешностей. Он нашел, что Слово Божье безгранично в своем совершенстве.
Ясно, что Бог хочет, чтобы мы знали Его Слово. Невозможно соблюдать закон Божий, не зная его. Любой человек, желающий ходить пред Богом, будет искренне молиться о том, чтобы Бог научил его Своему Слову.
“Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим” (ст. 12).
“Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим” (ст. 26).
“Удали от меня путь лжи и закон Твой даруй мне” (ст. 29).
“Поспешу путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня — и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем” (ст. 32-34).
За хвалой Богу логически следует решение следовать Его Слову. Понимание того, кто такой Бог, должно побудить нас к исполнению всего, что Он заповедал.
Кроме того, видя, как Бог отвечает на наши молитвы, мы должны загореться желанием более совершенно исполнять уставы Его. Праведник желает держаться как можно дальше от ложных учений и образа жизни и считает возможность жить по воле Божьей актом великой благодати.
Для следования Слову Божьему необходимо понимание, чистое, искреннее сердце и определенная, непреклонная цель. Если у нас есть желание повиноваться Богу, мы можем положиться на Его помощь.
“Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти” (ст. 35, 36).
“Благ и благодетелен Ты; научи меня уставам Твоим” (ст. 68).
“Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим” (ст. 171).
Когда мы осознаем истинную ценность Божьей воли, мы во что бы то ни стало захотим, чтобы она руководила нами. Мы даже будем молить о том, чтобы Бог “поставил” нас на путь Его заповедей. Мы захотим, чтобы Бог “приклонил” наше сердце к исполнению Его воли, если у нас не будет естественного стремления к покорности. Познание того, кто такой Бог, Его милосердия и благости, вызовет у нас стремление к Его уставам в нашей жизни. Когда мы научимся исполнять Его волю, мы будем только восхвалять Его.
II. ЭТО ПИСЬМЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ЕГО ДЕЙСТВИЙ
Во-вторых, в Своем Слове Бог явил нам то, что Он сделал для нас. В нем Он запечатлел Свои чудеса, чтобы мы могли восхвалять Его за все то, что Он сделал для Своего народа.
“Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих” (ст. 27).
Когда мы приходим к пониманию Его воли, перед нами раскрываются великие дела, совершенные Им в прошлом, великие дела, которые Он совершает сегодня, и то, что Он совершит для Своего народа в будущем.
III. ЭТО ЕГО ОБЕТОВАНИЯ
В-третьих, Бог рассматривает Свои слова как обещания нам. Он решил разбросать эти обещания по всей Библии. Изучение Его Слова, таким образом, помогает нам все время помнить их. Постоянное размышление над этими обетованиями восстанавливает наш сломленный дух благодаря Божьему утешению.
“Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою” (ст. 38).
Когда Бог дает обетования Своим рабам, им это напоминает, сколь верным является Бог. Их благоговение перед Ним утверждается и растет.
“Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему — и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое” (ст. 41, 42).
Автор желает, чтобы Бог явил ему Свое милосердие, и тогда он скажет своим врагам: “Видите, Бог сдержал Свое Слово. Я был прав, когда поверил Ему”.
“Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать” (ст. 49).
“Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему” (ст. 58).
“Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему” (ст. 65).
“Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня. Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему” (ст. 75, 76).
“Все заповеди Твои — истина; несправедливо преследуют меня, помоги мне” (ст. 86).
Чтение Слова Божьего вселяет в сердце надежду, потому что из Его Слова мы узнаем о том, как Он поступит. Мы уповаем на Его верность.
Когда мы ищем Его благосклонности, мы должны искать ее согласно Его Слову, или в согласии с Его Словом. Бог всегда работает со Своим народом в рамках данных Им обетований.
Когда приходит бедствие, мы помним, что Бог не оставит нас. Порой неведомым для нас способом, но Бог всегда воздаст нам, как обещал.
Посредством Своего Слова Он дает нам утешение. Мы можем оставаться безмятежными среди невзгод, ибо мы знаем, что каждая заповедь и каждое обетование Божье надежно и будет исполнено в определенное время. Благодаря обнадеживающей природе Божьего Слова Писание необходимо рассматривать как величайший Божий дар человеку.
“Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи” (ст. 39).
Слово Господне благо; то есть оно всегда направлено во благо человеку. Никто не должен терпеть поношения или насмешек из-за того, что следует ему, но иногда именно это и происходит. Никому не нравятся упреки со стороны Божьих врагов за покорность Слову. Однако верующий человек осознает ценность следования Слову Божьему даже когда его за это поносят.
IV. ЭТО ИСТОЧНИК СИЛ
В-четвертых, посредством Своего Слова Бог подкрепляет нас, наделяя Своих служителей, читающих его и уповающих на данные в нем обетования, божественной энергией.
“Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей” (ст. 116).
“Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал” (ст. 173).
“Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне” (ст. 175).
Божья благодать и сила передается Его рабам через Его Слово. Он наделяет Своими благословениями тех, кто исполняет Его повеления. Помощь, оказываемая находящемуся в беде верующему через Слово Божье, побуждает его прославлять и благодарить Его. Автор знает, что, если он будет следовать Слову Божьему, рука Господня восставит его.
V. ЭТО СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ
В-пятых, в каком-то смысле Бог разместил спасение в Своем Слове. Мы выражаем свою веру в Бога тем, что повинуемся Его заповедям, а Бог спасает тех, кто ходит в Его воле.
“Истаивает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое” (ст. 81).
“Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут” (ст. 155).
“Спасение” в Ветхом Завете может иметь несколько значений: избавление от опасности, от врагов, от болезней или от духовной смерти. Сложно сказать, что автор псалма имел в виду в данном случае, но он искал спасения в покорности Слову Божьему. Нам не следует просить Бога о спасении, если мы не исполнились в своем сердце покорности Ему. Поэтому нечестивым нечего ожидать от Господа избавления. Только покорные будут спасены Господом.
VI. ЭТО ПУТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Далее мы видим, что Бог использует Свое Слово в качестве орудия возрождения. Своим Словом Он творит чудеса.
“Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему” (ст. 25).
“Душа моя истаивает от скорби; укрепи меня по слову Твоему” (ст. 28).
В глубокой скорби, из праха взывая к Богу, автор просит Господа восставить его согласно данным Им обетованиям. Автор знает, что Бог действует только в пределах Своей воли. Вспомнив о Божьих обещаниях, попросив Бога исполнить их и положившись на то, что Бог всегда верен тем, кто уповает на Него, он получает силы и новую жизнеспособность.
“Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем” (ст. 37).
“Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдой Твоей” (ст. 40).
Когда у нас появляется искушение обратиться к ложному, тщетному и бесполезному, Божье Слово побуждает нас поступать праведно. Сбившийся с пути — если станет размышлять над Божьей истиной и следовать ей — будет Божьими заповедями возвращен к праведности. Божья истина также ободрит нас напоминанием о Божьей верности всем обетованиям, которые Он дал.
“Это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня” (ст. 50).
“Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню” (ст. 67).
“Истаивают очи мои о слове Твоем; я говорю: «Когда Ты утешишь меня?»” (ст. 82).
Господь использует Свое Слово, чтобы оживить бедствующего. В нем Он открывает гонимому все чудесные обетования, которые Он приготовил для него.
Иногда страдания оказывают на нас благотворное действие. В разгар болезни, например, мы вспоминаем, что можем положиться на Божьи обетования. В это тяжелое время глубоких переживаний, пока мы ждем исполнения Его обещаний, наша душа может ослабеть и глаза покраснеть от слез; однако мы не должны терять надежды, ибо Бог исполнит то, что сказал. Придет время, и Господь пошлет утешение через Свое Слово.
“По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих” (ст. 88).
“Услышь голос мой по милости Твоей, Господи; по суду Твоему оживи меня” (ст. 149).
“Вступись в дело мое и защити меня; по слову Твоему оживи меня” (ст. 154).
“Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня” (ст. 156).
Автор молит Бога воздать ему по благодати Своей, чтобы он мог совершеннее исполнять Его заповеди. Он хочет, чтобы конечным результатом ответа на его молитвы стало послушание Богу. Праведный человек хочет только того, чтобы Бог отвечал на его молитвы согласно Своей воле. Он хочет жить только по тем законам, которые установил Бог.
Господь вступится в дело, то есть устранит проблемы и защитит Свой народ, но Он предоставит Свою защиту потому, что Его слуги уповают на Него и повинуются Ему. Эта защита будет осуществляться согласно Его воле, то есть в согласии с тем, что Он сказал. Избавление народа Божьего является проявлением Его великой милости.
VII. ЭТО НАСТАВЛЕНИЯ НАМ
В-седьмых, самое главное в Божьем Слове — Его желание, чтобы мы подчинялись ему. Бог хочет, чтобы мы знали его Слово настолько, что могли следовать ему и получать благословения, предназначенные для тех, кто повинуется Слову.
“Ты заповедал повеления Твои хранить твердо” (ст. 4).
“Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих” (ст. 21).
“Всех, отступающих от уставов Твоих, Ты низлагаешь, ибо ухищрения их — ложь” (ст. 118).
Заповеди были даны человеку Богом, чтобы тот исполнял их. Исполнял старательно — не легкомысленно или равнодушно, но преданно и искренне. Можно не сомневаться — Бог будет противиться тем, кто отвергает Его закон. Непокорные не получат Божьего одобрения. Любая попытка увести людей от Божьего Слова, в конце концов, потерпит провал.
“Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь” (ст. 120).
“Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего” (ст. 150).
Принимая во внимание сущность Бога, мы должны всемерно уважать Его закон. Непослушание — страшная ошибка. Господь будет судить тех, кто восстает против Его воли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так каким же Бог видит Свое Слово? Он видит его как Свою вечную истину, как отображение того, что Он сделал для нас, как собрание Его обетований нам, как источник наших сил, как средство нашего спасения и возрождения. Не удивительно, что псалмопевец убеждает нас читать Божьи законы, уважать и слушаться их.
Никто не может по-настоящему любить Бога, не возлюбив Его Слова. Можете ли вы представить себе молодого человека, влюбленного в девушку, который с безразличием относится к письму от нее? Истинная любовь так себя не ведет. Восхваление Бога и уважение к Его Слову неразлучны: одно порождает другое. Каждый стих этого псалма восхваляет Бога, и почти каждый стих превозносит Его Слово.
Слово Божье — это не Сам Бог, но это излияние Его сердца, отражающее Его божественные качества. За словами, сказанными Богом, стоят верность и чистота. Бог, характеризующийся абсолютной нравственной чистотой, не может произнести ложного слова; Божьи слова имеют те же качества, что и Бог.
Давайте смотреть на Слово Божье так же, как смотрит на него Он. Давайте относиться к нему как к истине, как к письменному свидетельству Божьей благости и Божьих обетований. Давайте рассматривать его как нашу пищу, силу и спасение. Слово было дано нам, чтобы мы познавали и повиновались.