В юности – очаровательный красавец, в зрелости – уверенный в себе тип, достигший в жизни успеха, как говорят в народе – крутой. Такова была трансформация амплуа Александра Абдулова.
Можно сказать, наш замечательный отечественный актер вместе с родным кинематографом перешел со стадии золотой эры кино СССР на стадию фильмов постсоветских, потом играл в современном российском кино… и каждый раз весьма органично «укладывался» в формат.
На первой стадии он часто именно украшал (!) сюжет как герой-красавчик (не зря многие его до сих пор считают одним из самых красивых актеров СССР и России), например в таких образах:
- жених в советско-японской картине Александра Митты и Кэндзи Ёсиды «Москва, любовь моя» 1974 г.;
- принц в кино-сказке Ирины Поволоцкой «Аленький цветочек» 1977 г.;
- юный дворянин Петр Гринев в телеспектакле Павла Резникова «Капитанская дочка (Страницы романа)» 1978 г.;
- «принц»-«Медведь» в кино Марка Захарова «Обыкновенное чудо» 1978 г.
А вот примерно с конца 1970-х – начала 1980-х гг. у Абдулова в фильмах роли пошли гораздо более взрослые. Если можно так выразиться.
Нет-нет, это не значит, что раньше он играл хуже. Просто наш красавчик возмужал. И стал показывать новый ресурс: состоявшегося мужчины, незаурядной личности. По большому счету это было нечто вроде советского Аль Пачино в его зрелом состоянии. Ну… или вроде мульт-Карлсона в его «полном расцвете сил».
Становясь старше, наш шармер в ролях делался, так сказать, всё более крутым. Во всех словарных смыслах этого слова.
К слову о словарях. Одно из значений термина «бонза» – заносчивый, надменный, высокомерный гордец, отчасти барственный и амбициозный чинуша. То бишь это человек, который осознаёт и уверенно использует свои козыри, будь то:
- власть;
- талант;
- красота;
- деньги;
- еще кое-что... некий секретный ингредиент этого коктейля.
Именно к таким ролям перешел и шикарнейшим образом их играл Александр Гаврилович на второй стадии своего творчества.
Итак, назовем самые яркие роли Абдулова в его зрелом возрасте, которые условно (да простят меня маститые серьезные искусствоведы…) можно назвать «бонзо»-ролями.
А вы, уважаемые читатели, тоже простите: мы тут рассуждаем в юмористическом ключе. ;)
Разумеется, были в ролевом арсенале у него и другие амплуа.
Но «бонзо»-роли стали настолько потрясающими, что возникает впечатление, будто актер играл… самого себя... по крайней мере, в тех обстоятельствах, в которых ему лично было бы интересно пожить...
1. Дружок баронессы Якобины Мюнхгаузен – Генрих Рамкопф в кино Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» 1979 г.
Вместе с Якобиной он пытался, с одной стороны, подминать под цензуру неуемного барона, с другой стороны, делать на нем собственные имя, деньги и т. п.
При этом Рамкопф вел себя напористо, порывисто, самоуверенно… почти как… как агент Тайной канцелярии в одном из будущих фильмов... но об этом читайте чуть ниже.
2. Сотрудник музея, расхититель социалистической собственности Евгений Волков в детективе Игоря Усова «Сицилианская защита» 1980 г.
Здесь Абдулов представал в максимально шикарном и одновременно дерзком виде.
Забавно, что костюм, в котором щеголял его Волков, через пару лет перешел другому персонажу Абдулова: Ивану в новогодней комедии Константина Бромберга «Чародеи» 1982 г. Ведь, как пели в этой комедии, «главное – чтобы костюмчик сидел», и наряд на самом деле доказал шикарность свою и Абдулова в нем.
3. Глава банды Боб Деготь в приключениях Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта» 1985 г.
Да, наш актер появлялся тут мимолетно, буквально на несколько сцен. Его даже озвучил другой человек: Алексей Инжеватов. Однако он воплотился в образ того самого «бонзы».
Из Абдулова тут получился, ну, о-очень крутой ковбой, местный «бригадир». :)
Это именно он заправлял целой бандой, хоть и на время, но все же вставшей на пути экспедиции, которая разыскивала капитана Гранта. Да и на пути остальных людей его группировка вставала время от времени.
Его персонаж везде нащупывал выгоду и всех предавал, при этом был максимально уверен в себе и своих действиях. Это были его мир и его правда… до некоторых пор…
4. Анатолий Климов в фильме Романа Балаяна «Храни меня, мой талисман» 1986 г.
Абдулов тут представал в роли не просто красавчика, но коварного разлучника. Так, он буквально преследовал девушку, которая, между прочим, была чужой супругой. Просто она ему понравилась – и он хотел быть с ней. Не навсегда. Всего лишь на некоторое (возможно, самое короткое) время.
И вот для удовлетворения этой своей мелкой эго-прихоти он всеми способами пытался заинтересовать девушку. Вел с ней интеллектуально-эстетические беседы, которые могли бы зацепить именно ее. При этом выглядел повышенно импозантно. Ну, представьте, что с вами о Пушкине и Дантесе говорит Абдулов. Любая интеллектуалка пала бы к его ногам (хотя бы мысленно).
В итоге дошло до того, что герои-соперники устроили дуэль. При этом Анатолий буквально подбивал конкурента на этот поединок, а потом вел себя шутливо-ребячливо. Впрочем, шутки шуткам рознь: бедный муж упал без чувств, сраженный, – разумеется, не пулей (дуэль была не взаправдашняя), но собственным накалом эмоций.
Ну, а наш герой покинул место поединка, оставив противнику зонтик на память – словно хотел напоследок окончательно над ним насмеяться…
5. Энтони Марстон в детективе Говорухина «Десять негритят» 1987 г.
Тут Абдулов появлялся ненадолго, но в облике до невероятности импозантного преступника. Он настолько шармово обыграл этот образ, что было даже обидно, когда героя так быстро убили. ))
6. Василий Лядащев в фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» 1987 г.
В данной роли актер, пожалуй, воплотился максимально полно в рамках типажа, который мы тут рассматриваем.
Его герой был не банальным позером, но весьма серьезным, важным агентом Тайной канцелярии. Товарищ крутил-вертел всеми и вся; проворачивал настолько сложные, каверзные, хитроумные интриги, что позавидовали бы более поздние агенты ЦРУ.
При этом вел он себя максимально уверенно. О, это был хозяин положения. Вспомните, каким голосом он «разруливал» важные проблемы, утихомиривал буянов и успокаивал людей, удивленных его махинациями…
Заметим, что развеселые похождения нашего тайного агента по трактирам и дружб(очк)а с кабатчицей Мартой совсем не снижали его статусности. Пардоньте, даже Петр Великий некогда нашел подружку в Немецкой слободе: это была младшая дочь обычного (ну, почти) немецкого виноторговца. Что уж говорить о «простых» дворянах вроде нашего Василия Федоровича?
7. Изобретатель Сергей Ненашев в картине Виктора Сергеева «Гений» 1991 г.
Сюжет состоялся в начале «крутых 1990-х», и наш герой был в контексте своего времени. Формально он большими ведомствами не руководил. Однако неформально был хозяином положения.
Можно сказать, что бывший автор многочисленных открытий, нынешний кооператор стал просто-таки квинтэссенцией того, что мы назвали «бонзо»-ролями. Абдулов воплотился в человека, уверенного в себе, но вынужденного выживать в новых условиях.
При этом он настолько тонко и блистательно проводил разные комбинации, что явно чувствовалась жилка агента Тайной канцелярии, словно бы реинкарнированного из эпохи дворцовых переворотов XVIII в. в «лихие 1990-е»…
П. с. Дорогие читатели, а какие роли Абдулова еще можно отнести к «бонзо»-типу и какие его роли больше всего нравятся вам?
На близкие темы читайте посты «4 советские актрисы с "крутыми" характерами: как они вели себя на съемках», плюс «"Гардемарины, вперед!": так ли важны были бумаги Бестужева, как показано в кино», а еще «8 самых обаятельных жуликов фильмов СССР».
И отгадывайте тест «Помните ли вы классические роли Абдулова?».
#кино #культура #знаменитости #психология #общество #звёзды