Алексей Бестужев в фильме о гардемаринах говорил: эти бумаги могут перевернуть всю пoлитику (ни больше ни меньше...) Eвpoпы. Вокруг них крутились самые каверзные интриги. Герой Михаила Боярского бегал с криками «бумаги!» – словно бы в продолжение кино о мушкетерах, где он бегал с теми же криками...
Кстати, в кино о мушкетерах он гонялся за персонажем, сыгранным Владимиром Балоном, который в фильме о гардемаринах сыграл слугу героя Боярского…
Итак, в фильме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» 1987 г. вице-канцлер Алексей Бестужев показан:
1) положительным героем. Сам он о себе там говорил, что, мол, служит «прежде всего России, а потом уж самому себе». Да и все так или иначе связанные с ним многочисленные персонажи относились к нему с крайним уважением и почтительностью;
2) весьма влиятельным человеком, практически серым кардиналом – правда, наткнувшимся на другого серого кардинала, лейб-медика Ивана Лестока, личного врача императрицы. Вот это противостояние двух могущественных сил и закрутило интригу в картине Дружининой.
По сюжету, бумаги Бестужева, выкраденные из его тайника, могли повлиять на политические события и внутри России, и за ее пределами. Как следствие:
- именно на это и был сделан расчет кино-Лестока, который вел игру с архивом своего соперника;
- именно для того, чтоб помешать вице-канцлеру выиграть в этой игре, и были задействованы силы всех героев фильма о гардемаринах – как фигуры покрупнее наподобие маркиза Жака-Иоахима Шетарди или агента Тайной канцелярии Василия Лядащева, так и пешки помельче вроде троих юных выпускников навигацкой школы.
Но действительно ли этот архив был настолько важен?
Прежде всего надо сказать, что сразу после выхода на экраны фильма Дружининой разные историки стали находить в нем многочисленные фактические нестыковки.
Так, вице-канцлер Бестужев на самом деле не был душевной личностью, ставившей на первое место интересы Родины. Это был не просто опытный и ловкий дипломат, но человек, не всегда соблюдавший принципы. Он служил прежде всего самому себе, потом – императрице, а уж затем – России. Словом, его уже процитированное кредо идеализировали.
Далее надо вспомнить, что Бестужев возник не в момент, показанный в фильме. Он начал возвышаться уже при Петре I. Затем, шаг за шагом поднимаясь по карьерной лестнице, этот человек прослужил при нескольких российских властных группировках. Его роль для дочери Петра – Елизаветы можно оценить хотя бы по тому факту, что Бестужев во многом способствовал ее воцарению на российском троне.
Даже человек, не особо глубоко разбирающийся в истории России XVIII в., поймет: такой карьерный рост Бестужева должен был происходить в условиях сложных дворцовых переворотов, и, чтобы оставаться на плаву при каждой новой силе во главе государства, Алексей Петрович должен был обладать недюжинными способностями маневрировать.
Какие уж тут последовательные принципы?..
В архивах же у него, действительно, за столько лет успело накопиться много важных материалов:
1) значимые наблюдения за политиками, послами и др. Этакие досье для Бестужева собирали он сам и его искусные приближенные. У столь опытного дипломата явно к тому времени набралась целая сеть осведомителей.
Да и сам он был человеком умным, глубоким, умевшим анализировать.
Словом, те досье были ценными с психологической стороны;
2) многочисленные фактические сведения о персонах, так или иначе связанных с текущими и прошлыми политическими процессами (Кто? Что? Как? Когда? С кем? Зачем?..);
3) личная и дипломатическая переписка Бестужева с отечественными и зарубежными персонами, влиявшими на судьбы России и других стран;
4) конкретная информация, собираемая Алексеем Петровичем для его цели – подтолкнуть Елизавету Петровну к альянсу с Британией, Нидерландами и Австрией, выступив совместно с ними против Франции, Пруссии и Турции. В частности, в архиве была переписка с английским и австрийским дворами.
В фильме, получив в результате самых разных собственных интриг и чужих приключений свой архив обратно, вице-канцлер решил его не сжигать, но сохранить для потомков. Дескать, они рассудят – кто прав и кто виноват, кому вознести хвалу и кого ругать.
А для своих недругов кино-Бестужев повелел сфабриковать ложные документы, для отвода глаз «разбавив» их несколькими настоящими – теми, где не было особо ценной информации («Тот враг безопасен, который считает, что ты у него в руках»).
Судьба реального Бестужева была несколько иной:
1) именно Лесток и де Шетарди, показанные в фильме Дружининой как главные враги Бестужева, в 1741 г. способствовали его назначению вице-канцлером;
2) из-за болезни Елизаветы фаворитизм Бестужева был сильно ослаблен, враги смогли обвинить его в союзе с новой претенденткой на российский престол – будущей императрицей Екатериной Великой. Алексей Петрович был приговорен к кaзни, но затем помилован и сослан.
При Екатерине II его вернули в Петербург, восстановив ему все звания. Впрочем, сильного влияния он уже оказывать не мог. Его звезда, что называется, закатилась.
В целом в фильме Дружининой интриги вокруг архива показаны упрощенно и «декоративно», а личность Бестужева – идеализированно и наивно.
Это нормально, если считать картину снятой для подростков и юношества.
У более взрослой же публики возникает больше вопросов и сомнений.
Так, кино-Бестужев приказал спрятать в тайник документы, ценные для истории России. Но нас «терзают смутные подозрения»: не ставил ли он вновь на первое место себя, а уж на второе и даже третье – интересы Родины?
Не хотел ли он главным образом того, чтоб потомки узнали о его собственных, личных заслугах перед Россией из тщательно подобранных им самим бумаг, а не из источников, составленных его недругами?..
Ну, и каков вывод?
Как вывод хочется перефразировать песню из другого известного советского фильма:
Подумаешь, архив от дипломата!
Бeздeлица красивая и вата –
Не трон, не скипетр и даже не жакет...
Но без него вокруг царицы-дамы
Такие шли сражения и драмы,
Что, собственно, и создало сюжет…
П. с. О развенчивании еще одного мифа из кино «Гардемарины, вперед!» читайте пост «Настолько ли отрицательным героем был де Брильи, как показано в фильме Дружининой?». О других мифах читайте статьи из моей Дзен-подборки «История с изнанки».
#история #наука #кино #культура #история России #Россия #интересные факты