Найти тему
RosCo | Consulting & audit

Игнорирование начальника в выходные: нужен ли в России такой закон?

По данным исследования МТС Travel и hh.ru, 80% россиян не могут отказаться от должностных обязанностей, даже если находятся в отпуске. Гражданам приходится работать на отдыхе из-за сложностей в делегировании обязанностей (44%), высокого чувства ответственности (33%), большого количества задач (32%) и стремления помочь коллегам (28%).

По данным другого опроса, проведенного Superjob, начальство не беспокоит в нерабочее время только 8% респондентов. Игнорируют «вторжения» руководства в частную жизнь 3% опрошенных, а 66% всегда отвечают на СМС и звонки.

Между тем, право на отдых — одно из конституционных прав каждого гражданина, закрепленное в пункте 5 статьи 37 Конституции РФ. В силу статьи 106 Трудового кодекса, во время отдыха работники освобождаются от исполнения трудовых обязанностей.

Особенности режима труда и отдыха дистанционных работников регулируются статьей 312.4 ТК РФ. Ключевой момент, что сотрудники могут использовать свободное время по собственному усмотрению. То есть они вправе работать и вправе не работать. Вправе отвечать на звонки и вправе их игнорировать.

Таким образом, все зависит от того, как построены взаимоотношения конкретного работника с руководителем и коллективов.

Согласно закону о «праве на отключение», который приняли в ряде европейских стран и стран Латинской Америки, а недавно и в Австралии, компании со штатом более 50 сотрудников обязаны договариваться с работниками, в какое время те могут игнорировать e-mail и телефонные звонки. В противном случае работодателей ждут штрафные санкции.

В том, что в России нужно вводить дополнительные критерии и санкции для работодателей за нарушение личного пространства работников и звонки в нерабочее время, существуют обоснованные сомнения. Ведь речь идет о договорных отношениях с работодателями, которые можно решить, не прибегая к юридическому аспекту.

В нашей стране гораздо острее стоит проблема ненормированного рабочего дня. На практике работникам, трудящимся сверхурочно, не всегда предоставляется должная компенсация. И вот с такими злоупотреблениями со стороны работодателей нужно бороться в первую очередь. В частности, требуется ограничить часы в формате сверхурочного труда, чтобы не допустить эмоционального выгорания работников.

Можно рассмотреть вопрос приравнивания к сверхурочной работе дистанционного включения в решение рабочих моментов. Но полностью ограничивать работодателям возможность связи с сотрудниками нелогично.

В России итак больше праздников, чем в любой стране мира, а дополнительные гарантии, «навеянные» Западом, могут негативно сказаться на производительности труда. Если допустить тотальное расхолаживание работников, это может существенно усложнить мобилизацию трудовых ресурсов.

Как решить проблему выгорания и неравномерного рабочего дня?

Компании, допускающие нарушение личных границ работников, сталкиваются с высокой текучестью кадров. Не каждый сотрудник готов работать в режиме нон-стоп. Итог: эмоциональное выгорание и увольнение.

Чтобы этого не допустить, необходимо работать над корпоративным менеджментом, регулярно проводить опросы удовлетворенности сотрудников своим положением в компании, а также лучше отслеживать нагрузку кадров. Работа должна проводиться, в первую очередь, на местах.

Вот основные факторы риска, провоцирующие выгорание работников:

  • непрозрачность бизнес-процессов;
  • непонимание конечного результата труда (абстрактные задачи, отсутствие четких критериев оценки);
  • внутрикорпоративный конфликт;
  • переизбыток рутины в рабочих задачах;
  • несоответствие работы характеру или квалификации сотрудника.

Управленцы должны создать систему, которая поможет отслеживать признаки выгорания и не доводить ситуацию до критической. Помочь в этом им смогут профильные комитеты, которые стоит организовывать как на региональном, так и на федеральном уровне.

Решить проблему стресса на работе помогли бы доплаты «за вредность». Конкретные бонусы стоит разработать совместно с профсоюзами и представителями бизнеса. Как бы то ни было, решить вопрос поможет комплексный подход к проблеме.